Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1658/2020 ~ М-1355/2020 от 10.06.2020

Дело №2-1658/2020

                                    64RS0047-01-2020-001856-10

                     Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2020 года                                 г. Саратов     

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Забайлович Т.В.,

при секретаре Эндрусенко М.А.,

с участием:

представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области: Ермолаевой О.В. представившего доверенность от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова С.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратура Саратовской области, Главное управление МВД РФ по Саратовской области о взыскании компенсации морального вреда,

                         установил:

Краснов С.А. обратился с исковыми требованиями
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратура Саратовской области, Главное управление МВД РФ по Саратовской области о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которых указал, что <дата> он подвергся незаконному уголовному преследованию и обвинению в преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 ч.1 УК РФ, ст. 30 ч.3, ст. 228.1 ч.4 п. «г» УК РФ, ст. 228 ч.1 УК РФ.

Приговором от <дата> Фрунзенского районного суда г. Саратова Краснов С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 228.1 ч.3 п. «б» УК РФ, ст. 228 ч.1 УК РФ, ст.228.1 ч.1 УК РФ, ст.30 ч.3 – ст.228.1 ч.4 п. «г», ст. 228 ч.2 УК РФ и ему назначено наказание:

По ст. 228.1 ч.3 п. «б» УК РФ в виде 9 лет лишения свободы

По ст. 228 ч.1 УК РФ в виде 1 года лишения свободы.

По ст.228.1 ч.1 УК РФ в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы

По ст.30 ч.3 – ст.228.1 ч.4 п. «г» УК РФ в виде 10 лет 1 месяца лишения свободы

В соответствии со ст.69 ч.3 УК РФ окончательное наказание Краснову С.А. назначено в виде 14 лет лишения свободы.

Апелляционная инстанция отменила приговор по трем из пяти эпизодов преступлений и признала за Красновым С.А. право на реабилитацию, а именно: апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от <дата> приговор Фрунзенского районного суда
г. Саратова в части осуждения Краснова С.А. по ст.228 ч.1 УК РФ отменен, уголовное дело прекращено, признано право на реабилитацию; по ст. 30 ч.3 – ст.228.1 ч.4 п. «г» УК РФ – приговор отменен, уголовное дело прекращено, признано право на реабилитацию; по ст. 228 ч.1 УК РФ – приговор отменен, уголовное дело прекращено.

Следовательно на протяжении с <дата> по <дата> истец подвергся незаконному уголовному преследованию и обвинению в особо тяжких преступлениях, предусмотренных ст. 30 ч.3 – ст. 228.1 ч.4 п. «г» УК РФ и ст. 228 ч.1 УК РФ и был по ним незаконно осужден к реальному лишению свободы на срок более 10 лет. В тот момент истец испытал тяжкое эмоциональное потрясение, а также тяжелые и нравственные страдания.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области в счет возмещения морального вреда денежную компенсацию из расчета 100 руб. – 1 день указанного периода с <дата> по <дата>, в счет возмещения морального вреда пережитого в результате незаконного приговора к реальному лишению свободы сроком более 14 лет – 50 000 рублей, в счет возмещения морального вреда денежную компенсацию в общем размере 100 000 рублей.

В судебное заседание истец, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ.

Представитель ответчика не возражала против рассмотрения дела в отсутствии истца и представителей третьих лиц.

Принимая во внимание мнение представителя ответчика и, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца и представителей третьих лиц.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

    Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы уголовного дела в отношении Краснова С.А., суд пришел к следующему выводу.

    В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    Согласно п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

    В отношении лиц, незаконно и необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен УПК РФ (статья 133-139, 397 и 399).

    Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого – прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).

    В силу с ч.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

    Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    В соответствии с положениями ч. 1 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; при этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора или суда.

    Данная статья также устанавливает, что право на реабилитацию имеют лица, по уголовным делам которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, п. п. 1, 4 - 6 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и некоторые другие лица.

    Таким образом, действующее законодательство исходит из обязанности государства возместить лицу причиненный моральный вред в случае незаконного привлечения этого лица к уголовной ответственности, причем самим фактом незаконного привлечения к уголовной ответственности презюмируется причинение морального вреда.

    В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в Определениях от <дата> , от <дата> -О, ни в статье 133, ни в других статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не содержится положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, которое было оправдано по приговору суда или в отношении которого было вынесено постановление (определение) о прекращении уголовного преследования, на том лишь основании, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении другого преступления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Фрунзенского районного суда г. Саратова от <дата> по уголовному делу Краснов С.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, ч.1 ст.228 УК РФ, ч.1 ст.228.1 УК РФ, ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, ч.2 ст.228 УК РФ, и ему назначено наказание:

по п. «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ в виде 9 (девяти) лет лишения свободы,

по ч.1 ст.228 УК РФ в виде 1 (одного) года лишения свободы,

по ч.1 ст.228.1 УК РФ в виде 4 (четырех) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы,

по ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ в виде 10 (десяти) лет 1 (одного) месяца лишения свободы,

по ч.2 ст.228 УК РФ – в виде 3 (трех) лет лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Краснову С.А. 14 (четырнадцать) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовской областного суда приговор Фрунзенского районного суда <адрес> от <дата> в отношении Краснова С.А. в части осуждения по ч.1 ст.228.1 УК РФ отменен, уголовное дело в этой части прекращено на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ в связи с его непричастностью к совершению преступления, признано за Красновым С.А. право на реабилитацию.

В части осуждения Краснова С.А. по ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ приговор отменен, уголовное дело в этой части прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УК РФ в связи с отсутствием в действиях Краснова С.А. состава преступления, признано за Красновым С.А. прав на реабилитацию.

В части осуждения Краснова С.А. по ч.1 ст.228 УК РФ приговор отменен, уголовное дело в этой части прекращено по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

    На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, ч.2 ст.228 УК РФ, путем частичного сложения назначенных приговором наказаний определено Краснову С.А. окончательное наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима. В остальной части приговор оставлен без изменения.

Таким образом, судом установлен факт незаконного уголовного преследования истца по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228.1 УК РФ, ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.

Учитывая изложенное в силу положений ст. ст. 151, 1100, 1071 ГК РФ у истца возникло право на компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу.

Определяя размер компенсации морального вреда, судом учитываются характер и объем нравственных страданий, которые претерпел Краснов С.А., степень нарушения его прав в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, длительность необоснованного уголовного преследования, тяжесть статьи, по которой обвинялся истец, требования разумности и справедливости, что по иным эпизодам уголовного преследования истец оправдан не был, в связи с чем, суд полагает обоснованным определить ко взысканию размер компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей.

Таким образом, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Краснова С.А. подлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В остальной части исковые требования, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                         решил:

исковые требования Краснова С.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства
по <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратура Саратовской области, Главное управление МВД РФ по Саратовской области о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.

    Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Краснова С.А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

    В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

    На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья                        /подпись/             Т.В. Забайлович

2-1658/2020 ~ М-1355/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснов Сергей Андреевич
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК по Саратовской области
Другие
Прокуратура Саратовской области
ГУ МВД РФ по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Забайлович Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Подготовка дела (собеседование)
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее