Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 27 октября 2022 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Арефьева Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Д.М.,
с участием административного ответчика Юдина А.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Немродова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело №а-2799/2022 по административному иску руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Юдина А. В.,
у с т а н о в и л:
Руководитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Юдина А.В..
В обоснование заявленных требований истец указал, что Юдин А.В. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <дата>, осужден приговором Новокуйбышевского городского суда от <дата> по статье 314.1 части 1, статьи 74 части 4, статьи 70 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После освобождения Юдин А.В. следует к месту жительства по адресу: <адрес> пгт. Безенчук <адрес>, имеет неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынуждено вежлив и тактичен, допускает в обращении грубость и употребление жаргонных слов. За время отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик допустил три нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений от администрации учреждения не имеет, к режиму содержания относится посредственно, на профилактическом учете не состоит.
Административный истец ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> просит установить в отношении Юдина А.В. административный надзор и административные ограничения сроком на 3 года и
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 07.00;
- запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив;
- запретить выезд за пределы территории <адрес>;
- обязать явкой 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В судебном заседании осужденный Юдин А.В. административное исковое заявление признал, доводов о несогласии с административным исковым заявлением не имеет, ходатайств и заявлений не имеет.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования частично, изучив и проверив представленные материалы, суд приходит к выводу, что заявление руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что Юдин А.В. осужден приговором Новокуйбышевского городского суда от <дата> по статье 314.1 части 1, статьи 74 части 4, статьи 70 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Установлено также, что решением Центрального районного суда <адрес> от <дата> в отношении Юдина А.В. был установлен административный надзор на срок 3 года 8 лет, с ограничениями в виде:
- обязательной явки для регистрации 4 раза в месяц по месту жительства, пребывания и (или) фактическому нахождению,
- запрета посещать бары, рестораны и иные организации общественного питания, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив,
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, кроме случаев, связанных с работой,
- запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанным мероприятиях.
<дата> осужденный Юдин А.В. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания. Административный ответчик имеет неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Юдин А.В. характеризуется посредственно, как невставший на путь исправления. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынуждено вежлив и тактичен, допускает в обращении грубость и употребление жаргонных слов. За время отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик допустил три нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений от администрации учреждения не имеет, к режиму содержания относится посредственно, на профилактическом учете не состоит. Мероприятия культурно-массового характера и спортивного характера не посещает. Мероприятия воспитательного характера посещает под контролем администрации. Требования правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены не соблюдает. Внешне опрятен, спальное место содержит в относительной чистоте. По приговору суда имеет образование 9 классов, в колонии обучался в ПУ-117 по профессии формовщик, в колонии официально не трудоустроен. Работу по благоустройству колонии выполняет под контролем администрации. Дружеские отношения поддерживает с различной категорией осужденных. Отношения с родственниками поддерживает путем свиданий, получения посылок и передач. Вину в совершенном преступлении признал, в исправительное учреждение поступали исполнительные листы на сумму 7500 рублей, исполнительный лист выплачен в полном объеме.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Юдина А.В..
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу требований частью 2 статьи 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
С учетом данных характеризующих личность Юдина А.В., наличие места проживания и регистрации, обстоятельств совершенных преступлений, за которые он отбывает наказание, поведение в местах лишения свободы, необходимости осуществления контроля за поведением, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления ответчику обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 6.00 часов следующих суток; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Количество явок судом определено исходя из образа жизни Юдина А.В., допущенных нарушениях установленных правил отбывания наказания в местах лишения свободы, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
Необходимость в данных административных ограничений судом усматривается исходя из образа жизни Юдина А.В., совершившего преступление в период непогашенной судимости в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, с учетом его поведения в период отбытия наказания, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
При этом судом не усматривается необходимость ограничивать Юдина А.В. выезда за пределы территории, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные п.2 и п. 3 ч.3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ. Так, ответчик не имеет судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, имеет регистрацию по адресу: <адрес> пгт. Безенчук <адрес>.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент осуждения) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Юдина А.В. срок административного надзора 3 года, исчисляя со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ).
По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Юдиным А.В. преступлений и правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Более того, обстоятельства совершенного преступления, хотя и не имевшего места в ночное время а в вечернее, за которое осужденный Юдин А.В. имеет неснятую и непогашенную судимость придается определяющее значение, сами по себе не препятствуют установлению административного ограничения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 12 этого Федерального закона орган внутренних дел может дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил суду доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Юдина А. В., <дата> года рождения, удовлетворить частично.
Установить Юдину А. В., <дата> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости
(3 года) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Юдину А. В., <дата> года рождения, административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
- запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 6.00 часов следующих суток;
- запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Арефьева Н.В.
Копия верна: