Дело №2-747\15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Барбасовой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 19 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению Павленко А.Е., Павленко Н.П. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения,
Установил:
Супруги Павленко А.Е., Павленко Н.П. обратились в суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом или Комитет) о признании незаконным отказа (исх. .... от <...> г..) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья,обязании принять Павленко А.Е. и членов её семьи: супруга – Павленко Н.П. и 3-х детей на указанный учет.
Определением суда к участию в деле привлечена администрация МОГО «Ухта».
В проведенных по делу судебных заседаниях Павленко А.Е. и Павленко Н.П. поддержали доводы заявления, уточнили требования: просили признать незаконным отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) в принятии Павленко А.Е. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей»,обязать Комитет и администрацию МОГО «Ухта» принять Павленко А.Е. и членов её семьи на указанный учет с <...> г..
Павленко А.Е. полагает отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) незаконным, считает, что её семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» как семья, относящаяся к категориям «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей». При этом, как указали оба заявителя, прежняя регистрация Павленко Н.П. по месту жительства по адресу: .... не имеет никакого правового значения для дела; снятие Павленко Н.П. с регистрационного учета по указанному адресу и постановка на регистрационный учет по месту жительства: .... связаны исключительно с созданием своей семьи, приобретением общего с супругой жилья и переездом на новое постоянное место жительства, желанием быть вместе со своей семьей. Таким образом, по мнению заявителей, намеренного ухудшения жилищных условий в действиях Павленко Н.П. не было.
Исходя из вышеизложенного, Павленко А.Е. и её супруг – Павленко Н.П. считают доводы Комитета о намеренном ухудшении жилищных условий семьи необоснованными.
Сын заявителя Павленко А.Е. - К.А.В., <...> г..р., в судебном заседании подержал заявленные требования.
Представитель отдела опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Ухте Мирошникова В.И., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала требования супругов Павленко А.Е. и Павленко Н.П.
В судебных заседаниях представитель администрации МОГО «Ухта» Строк Е.В. и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Гайдучек Т.А., действующие по доверенностям, требования Павленко А.Е., Павленко Н.П. не признали, поддерживают отказ Комитета (исх. .... от 16.12.2014г.), законность которого оспаривают заявители; считают, что действия Павленко Н.П., связанные со снятием с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: .... общ. площадью кв.м и его последующей регистрацией по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общ. площадью кв.м, свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий с целью приобретения права семьи состоять на учете на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья; данное обстоятельство явилось основанием для отказа в постановке Павленко А.Е. и членов её семьи на указанный учет в соответствии с пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005г. (с последующими изменениями и дополнениями). Представители Комитета и администрации МОГО «Ухта» указали, что без наличия документов, подтверждающих факт проживания во вновь приобретенном жилом помещении (....) в течение 5 лет, и доказательств отсутствия в действиях заявителей (в частности, Павленко Н.П) намеренного ухудшения жилищных условий, Комитет и администрация МОГО «Ухта» не вправе принять Павленко А.Е. и членов её семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Допрошенная в настоящем судебном заседании свидетель П.Е.Н. показала, что она является матерью Павленко Н.П. (заявителя), проживает с <...> г.. в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., после смерти супруга – П.П.С <...> г.. она является единоличным собственником данного жилого помещения; с <...> г.. в этой же квартире был зарегистрирован по месту жительства её сын – Павленко Н.Пю, <...> г..р., в <...> г.. Н вступил в брак с П (Ч.) А.Е., в <...> г.. молодые супруги приобрели в общую собственность квартиру, расположенную по адресу: ...., после чего Н. снялся с регистрационного учета из родительской квартиры и зарегистрировался во вновь приобретенном жилом помещении, расположенном по адресу: ...., вместе со своей супругой и детьми, в <...> г.. у Павленко Н.П. и его супруги А родилась дочь А, молодая семья (супруги и 3-е детей) проживает отдельно в своей квартире по адресу: .....
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ); одним из условий для включения в данные категории является регистрация в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ) и семьи, имеющие 3-х и более детей (пп. «г» п. 1 Закона №30-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона, в том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подпункт 4 в ред. Законов Республики Коми от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 23.12.2008 N 150-РЗ, от 13.12.2010 N 143-РЗ).
Как следует из материалов дела, <...> г.. Павленко А.Е., <...> г. года рождения, обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её (заявителя) и членов её семьи (супруга – Павленко Н.П. и несовершеннолетних детей: К.А.В., <...> г..р., Ч.М.И., <...> г..р., П.А.Н., <...> г..р.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «Молодая семья», «Семья, имеющая 3-х и более детей» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от <...> г. (с последующими изменениями и дополнениями), представив все необходимые документы (расписка в принятии документов от 18.11.2014г.).
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... Павленко А.Е. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья», «семья, имеющая 3-х и более детей». Отказ мотивирован намеренным ухудшением членом семьи заявителя - Павленко Н.П. (супругом заявителя) своих жилищных условий с целью приобретения права семьи состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13. ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»). Вывод о намеренном ухудшении жилищных условий сделан Комитетом, исходя из представленных сведений о том, что гр-н Павленко Н.П., <...> г..р., снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ...., из жилого помещения общей площадью <...> г. кв.м, в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу: ...., в жилом помещении общей площадью <...> г. кв.м.
Данный отказ явился основанием для обращения Павленко А.Е., Павленко Н.П. в суд с вышеуказанными требованиями.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и разрешая спор, суд не усматривает в действиях Павленко Н.П., связанных со снятием его с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу: ...., принадлежащего его матери – Павленко Е.Н., и последующей его регистрацией по месту жительства по адресу: ...., намерения ухудшить свои жилищные условия с целью постановки семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Павленко Н.П., <...> г..р., и Павленко А.Е. (до брака – Ч.), <...> г..р., состоят в зарегистрированном браке с <...> г. (запись акта о заключении брака от <...> г.. за .... составлена территориальным отделом ЗАГС г. Ухты Управления ЗАГС Республики Коми), воспитывают 3-х детей. После вступления в брак супруги Павленко приобрели в общую долевую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ...., общей площадью <...> г. кв.м, (согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от <...> г.., право общей долевой собственности Павленко А.Е. и Павленко Н.П. зарегистрировано в ЕГРП <...> г.., номер записи ....), доля в праве каждого участника составляет 1\2). По информации Управления Росреестра по РК, иных жилых помещений в собственности Павленко А.Е. (ранее – Ч.), Павленко Н.П. нет.
Согласно поквартирной карточке, в настоящее время в жилом помещении по адресу: .... зарегистрированы по месту жительства следующие лица: Павленко А.Е. (дата начала регистрации <...> г..), двое её детей: сын – К.А.В., <...> г. г.р., сын – Ч.М.И., <...> г..р., (дата начала регистрации <...> г..), её супруг – Павленко Н.П. (дата начала регистрации <...> г..), общий ребенок супругов Павленко – дочь П.А.Н., <...> г..р. (дата начала регистрации <...> г..). Иные лица зарегистрированными по данному адресу не значатся.
Из документов, представленных ОУФМС в г. Ухта РК, следует, что до регистрации в указанном жилом помещении Павленко Н.П. был зарегистрирован по месту жительства вместе со своей матерью в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью кв.м, снят с регистрационного учета по данному адресу <...> г.. на основании своего заявлению в связи с регистрацией по ..... Из объяснений заявителя, показаний свидетеля и содержащихся в поквартирной карточке сведений следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., с <...> г.. являлся отец Павленко Н.П. – П.П.С на основании договора купли-продажи от <...> г.., после смерти П.П.С (<...> г..) данная квартира перешла в собственность его супруги П.Е.Н. (матери Павленко Н.П.) в порядке наследования по завещанию (выписка из ЕГРП по состоянию на <...> г.. в деле представлена). Собственником данного жилого помещения (или доли в нем) заявитель (Павленко Н.П.) никогда не являлся.
По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми, Павленко А.Е. и Павленко Н.П. не имеют и ранее никогда не имели в собственности каких-либо жилых помещений (долей в них). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на жилые помещения за несовершеннолетними К.А.В., Ч.М.И., П.А.Н., о чем в деле имеются уведомления Ухтинского отдела Управления Росреестра по РК.
Нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений по договору социального найма заявитель и члены её семьи (супруг, дети) не являются.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что снятие Павленко Н.П. с регистрационного учета по месту жительства из родительской квартиры в <...> г.. были связаны исключительно с созданием семьи с Чупровой А.Е., приобретением с ней в общую долевую собственность жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: ...., и переездом на постоянное место жительства в эту квартиру. По прежнему месту жительства: .... Павленко Н.П. был снят в связи с регистрацией по месту его фактического проживания с семьей во вновь приобретенном жилом помещении (....).
На основании изложенного и с учетом вышеприведенных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», суд полагает, что доводы заявителей по делу являются обоснованными, а позиция Комитета и администрации МОГО «Ухта» – ошибочной; намеренного ухудшения жилищных условий в действиях Павленко Н.П. не было. Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.05.2014г. №1081-О. Доводы Комитета и администрации МОГО «Ухта», приведенные ими в обоснование своей позиции, подлежат отклонению судом как не соответствующие обстоятельствам дела.
Судом установлено, что обращение Павленко А.Е. <...> г.. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному и иным критериям, определенным в п.6 и п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» - приложения №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями), Павленко А.Е. и её супруг Павленко Н.П. подпадают под категорию «молодая семья» и могут являться участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями). Какие-либо иные основания (кроме намеренного ухудшения жилищных условий) для отказа в принятии Павленко А.Е. и членов её семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.
Уровень обеспеченности заявителя Павленко А.Е. и членов её семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи исчисляется, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: ...., - <...> г. кв.м и количества зарегистрированных в этом помещении лиц (5 чел). Таким образом, уровень обеспеченности составляет на каждого члена семьи 6,12 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
При установленных по делу обстоятельствах и на основе оценки имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что семья Павленко А.Е. является молодой семьей (в смысле вышеприведенных положений закона), имеющей 3-х детей, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 2 Закона РК «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и пунктом 7 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
На основании изложенного требования заявителей подлежат удовлетворению, отказ Комитета в принятии Павленко А.Е. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «Молодая семья», «семья, имеющая 3-х и более детей» является незаконным.
Признавая отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) незаконным, суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Павленко А.Е. и членов её семьи в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «Молодая жилья», «семья, имеющая 3-х и более детей» с <...> г., исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №3-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Заявление Павленко А.Е. Павленко Н.П. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от <...> г..) в принятии Павленко А.Е. и членов её семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», «семья, имеющая 3-х и более детей», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Павленко А.Е., <...> г. года рождения, и членов её семьи: супруга - Павленко Н.П., <...> г. года рождения, и несовершеннолетних детей – , на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «Молодая семья», «семья, имеющая 3-х и более детей», с <...> г..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 24 февраля 2015 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон