РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31.07.2013 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3350/13 по заявлению Кумукова И. Т. о признании незаконными действий департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и министерства имущественных отношений <адрес> и возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара и министерство имущественных отношений <адрес> обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Кумуков И.Т. обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 2011 кв. м под садоводство.
При подаче заявления, им приложен пакет документов в соответствии с требованиями «Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством», утверждённым постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.2.4. Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
К заявлению приложены: копия доверенности, копия паспорта представителя, ответ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что он не имел с 1992 по 1998 годы представленных земельных участков, и том, что в период с 1992 по 1998 годы информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка иным лицам не имеется, Уведомление Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, Ваписка из ЕГРП на недвижимое имущества и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии у меня на праве собственности объектов недвижимого имущества, проект границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в предоставлении участка, поскольку, из департамента строительства и архитектуры г.о. Самары поступила информация о том, что границы испрашиваемого земельного участка накладываются на границы территории, в отношении которой, ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ определён принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Часть 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле» предусматривает возможность предоставления гражданам земельных участков в собственность на бесплатной основе.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ГД внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле», а именно статья 9 добавилась частью 2.4, а также в Закон была добавлена статья 10.3.
Согласно ч. 2. 4 ст. 9 Закона «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трёх и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешённым использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса РФ, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», частями 2, 2.1 настоящей статьи и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков,предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Испрашиваемый земельный участок нельзя было считать свободнымот прав третьих лици, на момент подачи и принятия заявления, законных оснований для отказа в его предоставлении в собственность не имелось.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД уполномоченным на распоряжение земельными участками органам исполнительной власти <адрес>, органам местного самоуправления необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ принять административные регламенты определяющие порядок (процедуру) предоставления в собственность гражданам, указанным в части 2.4 статьи <адрес> «О земле», бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 10.3 определяет порядок предоставления участков для категорий граждан указанных в ч. 2.4 ст. 9 Закона.
Часть 2.4 статьи <адрес> «О земле» не содержит в себе норм определяющих приоритетность и порядок очерёдности подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении на бесплатной основе участков находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам имеющих трёх и более детей, перед иными гражданами не относящимся к данной категории лиц и реализовывающих свое право на приобретение участков в собственность на бесплатной основе, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона.
Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ не допускает установление приоритетов и особых условий для одной категории граждан перед другими, если иное не установлено законом. Закон «О Земле» не содержит в себе норм лишающих или каким-либо образом ограничивающих права граждан не попадающих под категорию - многодетные, на предоставлении им земельных участков в собственность на бесплатной основе из земель находящихся в государственной муниципальной собственности. Таким образом, право многодетных граждан на приобретение участка в собственность на бесплатной основе из государственной или муниципальной собственности не умаляет его права на равное приобретение участка.
В силу части 5 статьи 10.3 Закона «О земле» предоставление в собственность граждан, указанных в части 2.4 статьи 9 Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть для предоставления гражданам имеющих трёх и более детей, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Часть 6 ст. 10.3 Закона «О земле» предусматривает, что <адрес> или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления организуют проведение работ по формированию земельных участков для предоставления их бесплатно в собственность граждан, указанных в части 2.4 статьи 9 настоящего Закона (многодетным гражданам).
<адрес> или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти <адрес> публикует в газете «Волжская коммуна» и размещает в сети Интернет информацию о земельных участках, указанных в абзаце первом части 6 статьи 10.3 Закона. Данная информация подготавливается на основе информации, представляемой органами местного самоуправления, в соответствии с порядком, предусмотренным <адрес>.
Постановлением <адрес> № утвержден порядок подготовки и предоставлении информации, содержащей сведения о сформированных (образованных) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, документов об их формировании для последующего предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих троих и более детей, и размещение указанной информации в средствах массовой информации и сети Интернет.
Данный порядок принят после того, как он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, т.е. его обращение подано ранее, чем наступили обстоятельства, на которые сослался департамент строительства и архитектуры.
В своем ответе департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не предоставляет утверждённых актов, подтверждающих обстоятельства проведения в отношении испрашиваемого мною участка работ по его формированию для последующего предоставления гражданам имеющих трёх и более детей.
Более того, в нарушение абз. 2 части 6 статьи 10.3 Закона «О земле» в настоящее время не опубликована никакая информация о проведении в отношении испрашиваемого им участка работ по его формированию для последующего предоставления гражданам имеющих трёх и более детей, либо проведении в отношении территории (квартала жилой застройки) работ по формированию, куда бы входил данный участок. На официальных сайтах Министерства имущественных отношений <адрес> <данные изъяты> Министерства строительства и ЖКХ <адрес> <данные изъяты> Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара <данные изъяты> такая информация отсутствует.
Таким образом, по его мнению, нарушаются принципы справедливости, открытости и прозрачности, проведения процедур связанных с формированием и предоставлением участков, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно Регламенту взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, который разработан в соответствии с Земельным кодексом РФ, законами <адрес> «О земле», «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», иными нормативными правовыми актами РФ и <адрес>, во избежание нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия должны информировать друг друга о находящихся у них на рассмотрении заявлений граждан о предоставлении участков в собственность (аренду) в том числе, по которым уже проводится работа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить в полном объёме допущенное нарушение его прав, продолжив работу по заявлению.
Также просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка площадью 2011 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, г.о. Самара, <адрес>, участок б/н в собственность бесплатно и обязать Министерство имущественных отношений <адрес> возобновить работу по заявлению.
В судебном заседании представитель заявителя, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представители Министерства строительства <адрес> и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признала.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> и Министерства автомобильных дорог и транспорта <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Вопросы о территориальном зонировании, о наличии ограничений в использовании земельного участка по красным линиям, охранным зонам подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций, разрешаются уполномоченными органами на основании поступившего заявления заинтересованного лица в порядке Регламента взаимодействия органов исполнительной власти <адрес> и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, подпунктами «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава г.о. Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включающих в себя в том числе, сведения об изученности природных условий, а также о геодезических и картографических материалах и иные сведения, отнесено к компетенции департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Установлено, что в рамках регламента в адрес департамента строительства и архитектуры г.о. Самара поступил запрос министерства имущественных отношений <адрес> о представлении информации по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, участок б/н, испрашиваемого в собственность под садоводство.
В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в адрес министерства имущественных отношений <адрес> для принятия им решения направлена информация о том, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы территории, в отношении которой ведутся работы по формированию земельных участков для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей. Также ответ департамента строительства и архитектуры г.о. Самара содержал сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, относительно которой ведутся работы по формированию по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> ЖЖ-21/1077 от ДД.ММ.ГГГГ для строительства магистральной улицы регулируемого движения с целью обеспечения автомобильными дорогами микрорайона «Волгарь».
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка принимает министерство имущественных отношений <адрес>.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Судом установлено, что департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не принимал решений и не осуществлял действий, представляющих собой властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара направлена лишь информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая указанные обстоятельства, отказ министерства имущественных отношений, основанный на информации, представленной департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, также является правомерным.
Кроме того, согласно информации, представленной в судебное заседание из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок в настоящее время частично налагается на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0411006:2334, а также входит в границы территории, относительно которой ведутся работы по формированию по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства препятствуют предоставлению земельного участка в собственность под садоводство.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия заинтересованных лиц является законными и обоснованными, в связи с чем, требования Кумукова И.Т. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Кумукова И. Т. о признании незаконными действий департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и министерства имущественных отношений <адрес> и возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара и министерство имущественных отношений <адрес> обязанности осуществить действия - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья