Дело № 2а-66/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 февраля 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе судьи Сиваевой О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Ермакову Андрею Владимировичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 5 по Амурской области обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с иском к Ермакову Андрею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций - о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу.
В иске в обоснование заявленных требований представитель истца Будник М.В. указала, что Ермаков А.В. является собственником автомобилей марки «Mazda Titan» с --, марки «Mitsubishi Pajero» с --, марки «Tоyota Land Cruiser» с --.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, Ермаковым А.В. не был уплачен налог за 2016 год, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени.
Ответчику было направлено уведомление об уплате налога от -- --, а затем -- требование -- об уплате недоимки по налогу и пене.
Однако, обязанность ответчика по уплате недоимки по транспортному налогу и пене в установленный срок не была исполнена.
МИ ФНС России по Амурской области обратилась к мировому судье Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку -- с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 14 615 руб. 08 коп. -- мировым судьёй Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку -- вынесено определение об отмене судебного приказа.
До настоящего времени задолженность ответчика по обязательным платежам и санкциям не исполнена.
Просит суд взыскать с Ермакова А.В. в пользу МИ ФНС России по Амурской области задолженность по налогам и пени за 2016 год по сроку уплаты не позднее --, в размере 14 615 руб. 08 коп., в т.ч.: налог в размере 14 571 руб., пеню в размере 44 руб.08 коп.
Административным истцом в суд представлено дополнение к административному исковому заявлению, из которого следует, что Ермаков А.В. владел следующими транспортными средствами: «Tоyota Land Cruiser» в период с -- по --, «Mazda Titan» в период с -- по --, «Mitsubishi Pajero» в период с -- по --.
В 2016 году Ермаковым А.В. льгота по транспортному налогу в --. -- Ермакову А.В. уменьшен транспортный налог по расчету в размере 1 165 рублей, в связи с уменьшением количества месяцев владения транспортными средствами за 2016 год. По состоянию на -- у Ермакова Андрея Владимировича имеется задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 13 406 руб., и пени в размере 44 руб. 08 коп., о чем свидетельствует выписка из лицевого счета (прилагается). В виду отсутствия оплаты транспортного налога, указанного в уведомлении -- от --, в соответствии со ст.69 НК РФ было выставлено требование -- от -- с указанием задолженности по транспортному налогу в размере 14 571 рублей и пени в размере 44 рублей 08 коп.
В данном случае, взыскиваемая сумма превысила 3 000 рублей, при выставлении требования -- от -- со сроком исполнения требования до --, инспекция имела право обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, т.е. до --.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес Свободненского городского судебного участка -- --, следовательно, срок на обращение в суд инспекцией не пропущен.
С учетом изложенного просит взыскать с Ермакова Андрея Владимировича задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 13 450 рублей 08 копеек.
Административным ответчиком представлен отзыв на иск, из которого следует, что он возражает против заявленных требований, так как более трех лет не имеет транспортных средств, является -- бессрочно и освобожден от транспортного налога. Копию справки и заявление он предоставлял в налоговую инспекцию. Заявил о пропуске срока истцом исковой давности. Просил в удовлетворении требований налоговой инспекции отказать.
Суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства).
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (ч. 2).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П изложена чёткая правовая позиция, согласно которой, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесённого казной в результате её неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3).
В соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам, т.е. к налогам, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При этом положениями ст. 12 и ст. 356 Налогового кодекса РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право при введении транспортного налога устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Таким образом, установление льгот по транспортному налогу на территории того или иного субъекта Российской Федерации является прерогативой законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации, и на этом основании решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков принимаются названными органами самостоятельно.
Если в соответствии с положениями закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге от уплаты транспортного налога освобождены инвалиды I и II групп, то граждане указанных категорий в целях получения указанной льготы по транспортному налогу должны представить в соответствующий налоговый орган (т.е. в налоговую инспекцию по месту своего жительства) соответствующее заявление с приложением необходимых подтверждающих документов (копии удостоверения или свидетельства образца, установленного соответствующим отраслевым федеральным законодательством).
В силу положений ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).
Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Материалами дела установлено следующее.
Ермаков А.В. являлся собственником транспортных средств: «Tоyota Land Cruiser» 1989 г.в., -- в период с -- по --, «Mazda Titan» 1993 г.в.. г/н -- в период с -- по --, «Mitsubishi Pajero» 1985г.в., г/н --, в период с -- по --, что следует из сведений МО МВД РФ «Свободненский».
Из справки -- следует--
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации -- МИ ФНС № 5 ответчику было направлено налоговое уведомление об оплате за 2016 год транспортного налога в сумме 14 571 руб. 00 коп.
-- ответчику было направлено требование -- об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 14 571 руб. 00 коп., а также об уплате пени по транспортному налогу в сумме 44 руб. 08 коп. в срок до --.
Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
-- инспекция обратилась к мировому судье Амурской области Свободненского городского судебного участка -- с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с Ермакова А.В. недоимки по транспортному налогу и пени за 2016 год в размере 14 615 руб. 08 коп.
-- мировым судьей Амурской области Свободненского городского судебного участка -- был вынесен судебный приказ о взыскании с Ермакова А.В. транспортного налога с физических лиц за 2016 год в размере 14 571 руб. 00 коп., пени в размере 44 руб. 08 коп., а также государственной пошлины в сумме 292 руб. 30 коп.
-- мировой судья Амурской области Свободненского городского судебного участка -- вынес определение об отмене судебного приказа от --, в связи с поступившими возражениями Ермакова А.В.
Истец обратился с настоящим административным иском в суд --, следовательно, 6-месячный срок для подачи заявления в суд по требованиям не пропущен.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).
При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).
Представленный истцом расчёт задолженности по недоимки и пене по имущественным налогам в размере 13 450 руб. 08 коп. (13 406 руб. и 44 руб. 08 коп.) с учетом уменьшения количества месяцев владения транспортными средствами за 2016 год, подтверждается выпиской из лицевого счета ответчика, проверен судом и признан верным ( из них налог на автомобиль «Mazda Titan» составил 675 руб. 00 коп., на автомобиль «Mitsubishi Pajero» составил 2 450 руб. 00 коп.)
Задолженность до настоящего времени административным ответчиком не уплачена.
Рассматривая доводы административного ответчика о наличии у него льготы по оплате транспортного налога, в связи с тем, что он имеет 2 группу инвалидности, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются данным Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии со ст. 3 Закона от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) освобождаются от уплаты инвалиды I и II групп, независимо от даты установления инвалидности в год налогового периода, за одно зарегистрированное на их имя транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.
Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога при условии представления в налоговые органы подлинных документов и их копий в одном экземпляре, а именно: документа, подтверждающего установление инвалидности.
Таким образом, налогоплательщики - физические лица в целях получения льгот, установленных настоящей статьей, предоставляют в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения (транспортного средства) документы, подтверждающие их право на льготу.
-- от Ермакова А.В. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 поступило заявление на предоставление льготы по транспортному налогу без подтверждающих документов.
-- налогоплательщику был направлен ответ, в котором указано, что в соответствии с законом «О транспортном налоге на территории Амурской области» -- от -- (с учетом изменений и дополнений) налогоплательщиком представлен не полный пакет документов, и необходимо предоставить --
Согласно письма Межрайонной ИФНС № 5 от -- по состоянию на -- пакет документов и повторное заявление в инспекцию от Ермакова А.В. не поступали.
Доказательств тому, что ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы по уплате транспортного налога, с приложением документов, подтверждающих право на налоговую льготу, административным ответчиком суду не представлено.
Между тем предоставление налоговой льготы носит заявительный (уведомительный) характер.
Следовательно, у налогового органа не имелось оснований для применения налоговой льготы в отношении ответчика и налоги начислены ему правомерно.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что у налогоплательщика имеется недоимка по транспортному налогу за 2016 год; при этом налогоплательщик был своевременно и в надлежащем порядке информирован о необходимости уплатить задолженность по транспортному налогу; неисполнение в добровольном порядке обязанности по уплате налога и пени является основанием для их взыскания в судебном порядке; расчет взыскиваемой суммы является правильным, соответствует мощности транспортных средств, установленной ставке налога; в рассматриваемый налоговый период автомобили зарегистрированы на имя ответчика; оснований для освобождения ответчика от уплаты налога не установлено (налогоплательщики освобождаются от уплаты налога при условии представления в налоговые органы подлинных документов и их копий в одном экземпляре, в данном случае таким документом является справка медицинского учреждения установленного образца, подтверждающая факт установления налогоплательщику II группы инвалидности); доказательств представления налоговому органу соответствующей справки о наличии у налогоплательщика льготы по уплате данного налога, не представлено; срок обращения в суд соблюден.
Таким образом, суд полагает, что требования административного истца с учетом уточнений к административному исковому заявлению подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 289 - 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Ермакову Андрею Владимировичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Ермакова Андрея Владимировича, -- года рождения, уроженца --, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области задолженность по транспортному налогу и пеню за 2016 год в размере 13 450 руб. 08 коп., в т.ч.: недоимку по транспортному налогу в сумме 13 406 руб. 00 коп. и пеню по транспортному налогу в сумме 44 руб. 08 коп.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Председательствующий подпись О.А. Сиваева
Копия верна
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.А. Сиваева