Дело № 2-1306/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Царегородцевой А.В.,
с участием старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Хариной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Оренбург», отделу надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району Оренбургской, обществу с ограниченной ответственностью «Простор» о признании незаконной деятельность по реализации табачной продукции, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО «Альфа-Оренбург», отделу надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району Оренбургской области о признании незаконной продажи табачной продукции, её запрете, об устранении пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что Гайской межрайонной прокуратурой, совместно со специалистами Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> и Отдела надзорной деятельности, проведена проверка деятельности ООО «Альфа-Оренбург», осуществляющего деятельность по продаже алкогольной продукции, табачных изделий, а также пищевыми продуктами и напитками на основании договора аренды в магазине «Красное & Белое», расположенном по адресу: <адрес>, в части исполнения законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, а также законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что в магазине «Красное&Белое», расположенном по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 07 мин. ООО «Бета-Оренбург» в лице кассира Гумеровой Л. осуществлена продажа табачных изделий, а именно сигарет «<данные изъяты>» в количестве 1 пачки.
В непосредственной близости от указанного магазина находится граница территории образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>».
По сведениям Управления Архитектуры и Градостроительства администрации Гайского городского округа, расстояние от указанного магазина до границ земельного участка дошкольного образовательного учреждения составляет 92 метра.
Таким образом, ООО «Альфа-Оренбург» в нарушение действующего законодательства в помещении магазина «Красное&Белое», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляет вблизи образовательного учреждения розничную торговлю табачными изделиями, что в свою очередь создает опасность возможного причинения вреда здоровью несовершеннолетних.
Кроме того, проверкой установлено, что ООО «Альфа-Оренбург» при эксплуатации магазина, допускаются нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- между торговым залом и складским помещением отсутствует противопожарная преграда с нормируемым пределом огнестойкости, чем нарушены требования ст. 88 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- запор на двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушен п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, согласно которого запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- электропитание приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации выполнено от существующей электросети помещения, что является нарушением п. 13.15.13 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, линии электропитания приборов приемно-контрольных и приборов пожарных управления, а также соединительные линии управления автоматическими установками пожаротушения, дымоудаления или оповещения следует выполнять самостоятельными проводами и кабелями;
- приемно-контрольный прибор автоматической противопожарной системы не обеспечен аварийным освещением, что нарушат п. 15.1 СП 5.13130.2009, согласно которого электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы;
- в помещении магазина используются огнетушители с истекшим сроком хранения, что нарушает п. 478 Правил, согласно которых руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей;
- персонал магазина не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, чем нарушен п. 3 Правил, согласно которым, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Прокурор указывает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком при эксплуатации помещения, расположенного по адресу: <адрес> не в полной мере соблюдается законодательство о пожарной безопасности, что создает угрозу непринятия в установленном порядке мер по предотвращению пожара и своевременной эвакуации и спасению людей.
Просил признать незаконной и запретить деятельность ООО «Альфа-Оренбург» по реализации табачной продукции в магазине «Красное & Белое», расположенном по адресу: <адрес>; обязать ООО «Альфа-Оренбург» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в помещении магазина «Красное & Белое», расположенное по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить бесперебойное электропитание приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации путем установки самостоятельных проводов и кабелей;
- установить между торговым залом и складским помещением противопожарную преграду с нормируемым пределом огнестойкости;
- обеспечить приемно-контрольный прибор автоматической противопожарной системы аварийным освещением;
- установить запор на двери эвакуационного выхода, обеспечивающий возможность её свободного открывания изнутри без ключа;
- обеспечить наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей;
- обеспечить прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму персонала магазина;
- обязать отдел надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району провести в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выездное проверочное мероприятие помещения в магазине «Красное & Белое», расположенном по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Простор».
В судебном заседании старший помощник Гайского межрайонного прокурора Харина А.В. исковые требования поддержала в оставшейся части, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Альфа-Оренбург» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен был надлежащим образом. В ходе производства по настоящему делу, представитель ответчика Зайцев В.Ю. (на основании доверенности), возражал против удовлетворения исковых требований Гайского межрайонного прокурора, указав, что обществом приняты меры по соблюдению противопожарного законодательства, а именно: в настоящее время изыскивается финансирование для установления противопожарных преград, огнетушители заменены на новые, запор на двери заменен. Кроме того, указал, что расстояние между входом в магазин и образовательным учреждением составляет 106 метров, что подтверждается скриншотом Яндекс-карты.
Представитель отдела надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ООО «Простор» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании решения заместителя Гайского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, о пожарной безопасности ООО «Альфа-Оренбург», при эксплуатации магазина «Красное&Белое», расположенного по адресу: <адрес>.
На основании ст. 7, 41 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В преамбуле Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака перечисляются цели ее принятия, которые указывают на переисполнение сторонами решимости уделять приоритетное внимание своему праву на защиту здоровья людей, проявляя глубокую обеспокоенность по поводу распространения курения и других видов употребления табака детьми и подростками во всем мире, особенно по поводу курения во все более раннем возрасте, напоминая также, что Конвенция по правам ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, предусматривает, что государства - участники этой Конвенции признают право ребенка на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья.
В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Так, ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предусмотрено, что розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Розничная торговля табачной продукцией запрещена, в частности, на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 15"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Приведенные нормы направлены на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков, запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 19 указанного Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Приведенные положения законодательства направлены на ограничение доступности приобретения табачных изделий и алкогольной продукции несовершеннолетними и запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от образовательных учреждений.
Как следует из материалов дела по адресу: <адрес> расположено Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «<данные изъяты>», которое в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" относятся к образовательному учреждению.
В ходе проверки Гайской межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства об ограничении продажи табачных изделий, установлено, что по адресу: <адрес> в магазине «Красное & Белое» осуществляется продажа табачных изделий.
Данный факт подтверждается также чеком и не оспаривается стороной ответчика.
Управлением Архитектуры и Градостроительства Гайского городского округа предоставлена информация о расстоянии, согласно которой: расстояние между магазином «Красное & Белое», расположенной по адресу: <адрес> и образовательным учреждением МАДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>», расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> м.
Проверкой, проведенной Гайской межрайонной прокуратурой, установлено, что ООО «Альфа-Оренбург» требования федерального законодательства не соблюдаются, а именно: в указанном выше магазине осуществляется продажа табачных изделий, при этом в непосредственной близости от него на расстоянии менее 100 метров располагается общеобразовательное учреждение, то противоречит нормативным положениям.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено осуществление ответчиком розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от образовательного учреждения, что противоречит нормам действующего законодательства, направленного на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков, создает антисоциальную пропаганду употребления табачной продукции, негативно отражается на нравственном развитии и здоровье несовершеннолетних, ориентируя их на употребление подобной продукции, грубо нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе противоречит интересам населения в обеспечении благоприятных условий проживания, результатом чего в свою очередь может явиться причинение или возникновение причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконной и запрете деятельности ООО «Альфа-Оренбург» по реализации табачной продукции в магазине «Красное&Белое», расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Суд отклоняет доводы ответчика о несогласии с результатами замеров 100 метровой зоны, так как методика определения стометровой зоны не установлена ни законом, ни иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, необходимо исходить из буквального толкования используемого в Законе термина "расстояние", то есть пространства между территорией границы соответствующего образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии).
Иные ссылки ответчика на другие способы измерения расстояний, в том числе и довод о том, что торговая точка, в которой непосредственно производится продажа табачных изделий, находится с обратной стороны здания, что увеличивает расстояние от образовательного учреждения, отклоняются. Закон устанавливает запрет на осуществление торговли на расстоянии ближе 100 м от образовательных учреждений. Тогда как в рассматриваемом случае торговля осуществляется в здании магазина. Расстояние же самого здания до входа в магазин, значения в данном случае не имеет.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В силу ст. 34 указанного ФЗ РФ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В ст. 37 вышеуказанного ФЗ РФ установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно Уставу ООО «Альфа-Оренбург» основной целью создания общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
В соответствии с условиями договора аренды № № нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Простор» и ООО «Альфа-Оренбург», общество является арендатором нежилого встроенного помещения (включающее в себя торговое и складское помещения), расположенное на первом этаже пятиэтажного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
Пунктом 2.3.2. договора предусмотрено, что арендатор обязан обеспечивать надлежащую эксплуатацию помещения в соответствии с действующими нормативами и стандартами. Соблюдать в своей деятельности санитарные, противопожарные и т.п. требования, установленные правовыми актами для осуществляемых арендаторов видов деятельности (п. 2.3.7), осуществлять самостоятельно или путем привлечения третьих лиц текущий ремонт помещения и техническое обслуживание помещения в здании (включая проведение регламентных и профилактических работ), всех инженерных систем, расположенных в помещении (отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, вентиляции, кондиционирования, пожарной безопасности».
Таким образом, соблюдение условий пожарной безопасности лежит на арендаторе помещения, в данном случае ООО «Альфа-Оренбург».
В ходе проведенной проверки, которая осуществлялась Гайской межрайонной прокуратурой, совместно со специалистами Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области и Отдела надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району, установлено, что ООО «Альфа-Оренбург» при эксплуатации магазина «Красное & Белое», расположенного по адресу: <адрес> допускаются нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
- между торговым залом и складским помещение отсутствует противопожарная преграда с нормируемым пределом огнестойкости, в нарушение требований ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- лицо, ответственное за пожарную безопасность в магазине, не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму, в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, согласно которого лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Положениями ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках регламентированы ст. 88 указанного Закона.
Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.
Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.
Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года, настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
В нарушение п. 7.4, 7.20 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" торговый зал не отделен от складской части магазина ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, отсутствует соответствующее заполнение ограждающих конструкций (п. 2).
Данных о том, что торговое помещение отграничено противопожарной дверью не представлено.
В соответствии с п. 13.15.13 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" линии электропитания приборов приемно-контрольных и приборов пожарных управления, а также соединительные линии управления автоматическими установками пожаротушения, дымоудаления или оповещения следует выполнять самостоятельными проводами и кабелями. Не допускается их прокладка транзитом через взрывоопасные и пожароопасные помещения (зоны). В обоснованных случаях допускается прокладка этих линий через пожароопасные помещения (зоны) в пустотах строительных конструкций класса К0 или пожаростойкими проводами и кабелями.
В нарушение указанных Правил, электропитание приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации выполнено от существующей электросети помещения.
Кроме того, в ходе проведенной проверки выявлено нарушение, выразившееся в том, что не обеспечено прохождение обучение по пожарно-техническому минимуму лица, ответственного за пожарную безопасность в магазине, чем нарушен пункт 3 постановления "О противопожарном режиме".
С учетом изложенных обстоятельств, требований ФЗ РФ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ "О противопожарном режиме", положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ "О противопожарном режиме", а также, учитывая, что нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные и не устраненные ответчиком, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, увеличения негативных последствий в случае возникновения пожара и связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности допускаются нарушения требований противопожарного законодательства, в связи с чем, заявленные исковые требования прокурора к ООО «Альфа-Оренбург» подлежат удовлетворению в части обязания обеспечить бесперебойное электропитание приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации путем установки самостоятельных проводов и кабелей; установить между торговым залом и складским помещением противопожарную преграду с нормируемым пределом огнестойкости; обеспечить прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму персонала магазина.
Заявленные истцом требования об обязании ответчика обеспечить приемно-контрольный прибор автоматической противопожарной системы аварийным освещением; установить запор на двери эвакуационного выхода, обеспечивающий возможность её свободного открывания изнутри без ключа; обеспечить наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей, удовлетворению не подлежат, поскольку устранены в ходе производства по настоящему делу, что подтверждается документально (приложенными фотоснимками).
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск, заявленный прокурором в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо, то есть 300 рублей.
Требования об обязании отдела надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району провести выездное проверочное мероприятие помещения в магазине «Красное&Белое», удовлетворению не подлежат, поскольку в полномочия Отдела входит проведение плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности, выявление допущенных нарушений и принятие исчерпывающих мер в рамках своих полномочий по их устранению. При этом, доказательств того, что Отделом не исполняются возложенные на него функции в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Оренбург», отделу надзорной деятельности по Гайскому городскому округу и Новоорскому району Оренбургской, обществу с ограниченной ответственностью «Простор» о признании незаконной деятельность по реализации табачной продукции, об устранении нарушений требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.
Признать незаконной и запретить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Оренбург» по реализации табачной продукции в помещении магазина «Красное&Белое», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Оренбург» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в помещении магазина «Красное&Белое», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить бесперебойное электропитание приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации путем установки самостоятельных проводов и кабелей;
- установить между торговым залом и складским помещением противопожарную преграду с нормируемым пределом огнестойкости;
- обеспечить прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму лица, ответственного за пожарную безопасность.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен: 17 декабря 2018 года.
Судья: Е.В. Шошолина