РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2011 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова Д.А. к Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании постановления и возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Гаврилов Д.А. обратился в суд с иском к Администрации г.<данные изъяты> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-адм об исключении его семьи, включая дочь Г.И., <данные изъяты> года рождения и супругу Г.Н., в связи с достижением последней возраста 36 лет из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и из состава участников долгосрочных городских целевых программ «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы и «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, сославшись на то, что на день принятия соответствующего решения о включении его семьи в состав участников программы он и его супруга соответствовали установленному возрастному критерию и не могут быть впоследствии лишены права на обеспечение жильем независимо от возраста.
Гаврилов Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на отсутствие иных правовых оснований для обеспечения его семьи жилым помещением.
Администрация г.<данные изъяты>, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, сослался на то, что юридически значимым для определения права истца и его семьи на участие в упомянутых программах является соблюдение установленного для супругов возрастного критерия. Поскольку в период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010г. семья Гаврилова уполномоченным органом в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты включена не была, а программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы исключает возможность участия в ней семьи, один или оба супругов в которой достигли 36 лет, независимо от факта включения (невключения) в названный список, Гавриловы обоснованно исключены из состава участников указанных выше долгосрочных городских целевых программ.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил. В представленных возражениях указал на необоснованность иска, отметив отсутствие у семьи истца права на обеспечение жильем в рамках реализации названных программ.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствии с п.5 которых участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая, в частности, следующему условию - возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, являющихся приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
По делу установлено, что на основании заявления Гаврилова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с составом семьи из троих человек (он, жена - Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в рамках реализации на территории <данные изъяты> области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006 -2010 годы (л.д.12-13, 42-46).
На основании постановления Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм истец с тем же составом семьи в рамках реализации на территории <данные изъяты> области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 -2015 годы (л.д.10, 62-63).
Постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм Гаврилов Д.А. и члены его семьи исключены из списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и из состава участников долгосрочных городских целевых программ «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы и «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, в связи с достижением супругой истца Г.Н. возраста 36 лет, а из программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы - также по причине прекращения действия этой программы (л.д.8-9, 74-75).
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу о правомерности оспариваемого истцом постановления.
В соответствии с п./п. «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, указанным в п.5 тех же Правил.
Таким образом, с учетом положений п.5 упомянутых Правил, если возраст хотя бы одного из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммыв список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превысил 35 лет, соответствующая молодая семья не может являться участницей подпрограммы.
Исходя из положений п.п.15, 17, 21, 22, 25, 26 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285, п.2.9 ранее действовавших Правил, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2006г. №273 после принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы, этот орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (в хронологической последовательности в соответствии с датой признания заявителя участником программы), и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании подобных списков, поступивших от различных органов местного самоуправления с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что фактически предусмотренные названной подпрограммой социальные выплаты производились молодым семьям в порядке очередности в зависимости от размера выделенных на эти цели денежных средств, в связи с чем, исходя из целевой направленности подпрограммы (обеспечение жильем именно молодых семей) необходимым условием для участия в ней являлось соблюдение в отношении каждого из супругов возрастного критерия в 35 лет, определяемого именно на момент принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммыв список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, когда заранее известен объем соответствующих бюджетных ассигнований, позволяющий обеспечить получение социальных выплат определенному количеству молодых семей.
Из материалов дела следует, что семья Гавриловых с учетом времени их обращения в орган местного самоуправления, общего количества молодых семей уже являющихся участниками подпрограммы и объема денежных средств, выделенных на финансирование мероприятий по реализации долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы была включена Администрацией г.<данные изъяты> в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г. под №75, который сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию (л.д.54-57).
Вместе с тем, в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2010г. семья истца включена не была, что обусловлено недостаточностью соответствующего финансирования для обеспечения получения Гавриловыми социальной выплаты именно в 2010г. с учетом количества иных граждан, ставших участниками подпрограммы ранее семьи истца. Данное обстоятельство Гавриловым Д.А. в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Согласно п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, являющихся приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, предусмотренным п.6 тех же Правил, которым установлено, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет.
Таким образом, поскольку п.6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 в отличие от п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 не определяет дату, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте супругов, по смыслу данного нормативного положения при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы необходимо исходить из возраста 35 лет на день получения молодой семьей социальной выплаты, а не на день включения ее в состав участников программы.
При таком положении, поскольку семья Гавриловых в период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010г., когда возраст супругов в ней не превышал 35 лет, не была включена уполномоченным органом в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а в период действия программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы возраст Г.Н. превысил 35 лет, семья истца была обоснованно исключена из состава участников указанных выше долгосрочных городских целевых программ, первая из которыз с ДД.ММ.ГГГГ прекратила свое действие, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, доводы истца о его реальной нуждаемости в жилье правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют. К тому же, в силу положений ч.2 ст.52 ЖК РФ не исключена возможность принятия Гаврилова Д.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по иным основаниям в случае, если истец относится к определенной ст.49 ЖК РФ категории граждан.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гаврилова Д.А. к Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании постановления и возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.<данные изъяты> в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Кудряшов