САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег.№33а-21684/2019 Судья: Елькина С.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 16 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В., Ничковой С.С.
при секретаре Параконном А.И.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года административное дело №2а-4224/2019 по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному исковому заявлению Андреева В. А. к Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка и председателю избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка об оспаривании решения № 11.4 от 09 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца Фоминой А.А., действующей на основании доверенности от 12 июля 2019 года сроком на 3 года, представителей административного ответчика Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка - председателя Решетникова В.М., действующего на основании решения №1.4 от 23 января 2019 года, и Савостьянова Н.И., действующего на основании доверенности от 5 августа 2019 года сроком на 1 год, административного ответчика Решетникова В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреев В. А. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка и председателю избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка, в котором просил признать незаконным решение Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка от 09 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Андреев В.А. просил обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований Андреев В.А. указал, что Избирательная комиссия Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка 9 июля 2019 года отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по округу №2 в связи с не указанием в заявлении о согласии баллотироваться необходимых сведений и не представлением необходимых документов. По мнению административного истца, решение является незаконным, так как в заявлении о согласии баллотироваться им указаны все необходимые сведения и в установленный срок предоставлены все необходимые документы, формы подписных листов и сведений о доходах соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года иск Андреева В.А. удовлетворен частично, признано незаконным и отменено решение Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка от 09 июля 2019 года №11.4 об отказе в регистрации в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по избирательному округу №2 Андреева В.А., на Избирательную комиссию Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Андреева В.А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по избирательному округу №2 в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, Андреевым В.А. были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, вместе с тем декларация выполнена с нарушением требований закона и содержит недостоверные сведения в трех расчетных счетах; форма декларации не соответствует установленной форме, не заполнены все разделы; подписные листы не соответствуют установленной форме и потому все подписи избирателей в подписных листах признаются недействительными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой и смс-сообщением.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец об отложении дела не просил, его неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика и ответчика Решетникова В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46).
Выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Как следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петер-бурга муниципальный округ Красненькая речка от 10 июня 2019 года №9 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение опубликовано в газете 12 июня 2019 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка от 9 июля 2019 года №11.4 Андрееву В.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка шестого созыва по следующим основаниям:
- в заявлении о согласии баллотироваться не указаны сведения об отсутствии (наличии) гражданства иностранного государства и (или) вида на жительства; о квалификации;
- использованная Андреевым В.А. форма о сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату не соответствует форме, установленной решением избирательной комиссии от 10 июня 2019 года №4.2;
- не представлены сведения, установленные по форме Приложения №1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ,
- не представлена справка об открытии специального избирательного счета;
- 9 подписей, представленных в поддержку кандидата, признаны недостоверными (или) недействительными (7 записей «дата внесения подписи избирателем» выполнены одним лицом, 1 запись имеет следы карандашной подготовки, имеется 1 неоговоренное исправление;
- подписные листы выполнены с нарушением изготовления и оформления, выразившееся в размещении на листе двух граф для сбора подписей вместо трех, а также указании полного адреса регистрации кандидата по месту жительства, когда форма установленная законодателем должна содержать только наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится место жительство;
- не представлено подтверждение изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что сведения о гражданстве, о судимости и об образовании указаны административным истцом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты; форма подписных листов и справки о доходах соответствуют формам, установленным избирательной комиссией муниципального образования; документ об образовании и платежное поручение, подтверждающее факт оплаты изготовления подписных листов, административным истцом представлены; предоставление административным истцом недостоверных сведений о счетах в банке является основанием для передачи таких сведений в средства массовой информации и в информационный бюллетень о кандидате; доказательства недействительности подписей в подписных листах, представленных административным истцом, административным ответчиком не представлены в связи с их уничтожением по причине не обеспечения их сохранности избирательной комиссией.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Приведенными нормативными актами не предусмотрена обязанность кандидата в депутаты представлять справку об открытии специального избирательного счета.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 27 июня 2019 года Андреев В.А. указал, в том числе: гражданство Российской Федерации, сведения об образовании и учебном заведении, что судимостей не имел и не имеет.
В подтверждение изложенных в заявлении сведений Андреев В.А. представил заверенные им копию паспорта гражданина Российской Федерации и копию диплома об образовании.
Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Следовательно, квалификация подразумевает связь с профессией или специальностью кандидата.
В соответствии с разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденных Постановлением от 11 июня 2014 года № 235/1488-6, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осущест-вляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
В заявлении от 27 июня 2019 года о выдвижении кандидатом в депутаты Андреевым В.А. указано имеющееся у него профес-сиональное образование, образовательное учреждение, год окончания и реквизиты (серия и номер) диплома.
Изложенные в заявлении сведения подтверждаются копией диплома.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 названного Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой, в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу пункта 6 статьи 59 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пунктом 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
При этом, согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
30 июня 2019 года Андреев В.А. представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов – платежное поручение № 202511 от 27 июня 2019 года.
Согласно подпункту «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 1 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 установлено, что окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.
Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия согласно пункту 5 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных экспертов и специалистов.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной (пункт 10 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (пункт 12 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46).
Недействительными подписями согласно пункту 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 признаются:
а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом;
и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом;
к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;
н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка, признавая недействительными 9 подписей из представленных административным истцом 18 подписей избирателей, ссылалась на заключение эксперта Автономной Некоммерческой Организации «Акцент-судебная экспертиза».
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 к проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Поскольку эксперт Автономной Некоммерческой Организации «Акцент-судебная экспертиза» не относится к лицам, которые вправе давать заключения по подписным листам, то данное им заключение не является недопустимым доказательством.
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка не представила в суд первой инстанции для проверки представленные административным истцом подписные листы в связи с их уничтожением (залив краской).
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В указанном приложении отсутствует указание на то, что в подписных листах должно быть не менее трех срок с подписями избирателей в поддержку кандидатов, на что указано в оспариваемом решении избирательной комиссии.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Представленная административным истцом справка о сведениях о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах соответствует форме, предусмотренной названным Федеральным законом.
Мнение административного ответчика о начале заполнения указанной справки с первой страницы не основано на положениях приложения 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений об имуществе избирательная комиссия направляет об этом сведения в средства массовой информации.
Также судебная коллегия учитывает, что Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка не указала в оспариваемом решении конкретные основания отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты, указав только статьи 24-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.
Поскольку суд проверяет решение избирательной комиссии в части указанных в решении оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, то не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Красненькая речка от 9 июля 2019 года в регистрации Андреева В.А. кандидатом в депутаты по указанным в решении основаниям, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Красненькая речка– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: