Дело № 2-3242/2020
УИД 24RS0041-01-2020-000420-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Грязевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шимохин С.Я. к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шимохин С.Я. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске о признании незаконным решения о прекращении предоставления ему субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.11.2015 года, возложении обязанности произвести с 01.11.2015 года начисление и выплату субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищных и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования мотивировал тем, что ему, как Z, постоянно проживающему в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: Х, с 2006г. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%.
В связи с поступившими сведениями о наличии у истца задолженности по оплате более чем за два месяца по взносу на капитальный ремонт, ответчиком принято решение о приостановлении и о прекращении ему с 01.11.2015г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
В связи поступившим от истца заявлением, предоставление субсидий возобновлено с 01.12.2019г.
Действия ответчика по прекращению предоставления материальному истцу субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения, со ссылкой на то, что действующим в спорный период законодательством в отношении лиц, являющихся инвалидами и получающих меры социальной поддержки, не предусмотрено прекращение указанных выплат, в том числе в случае наличия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения»
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Настаивал на удовлетворении исковых требований к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения».
В судебном заседании представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - А4 исковые требования не признала, пояснив, что УСЗН администрации Октябрьского района в городе Красноярске в апреле 2020 года ликвидировано без установления правопреемства, поэтому они не являются надлежащими ответчиками. В настоящее время их учреждение занимается предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в рамках положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона в редакции, действующей на дату возникновения спорных отношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
В судебном заседании установлено, что Шимохин С.Я. является Z бессрочно с 00.00.0000 года., в связи с чем ему были назначены меры социальной поддержки в виде субсидии в размере 50 % на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: Х, в котором материальный истец зарегистрирован и является его собственником.
Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.
В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт за период более чем два месяца, выплата субсидии Шимохин С.Я. была приостановлена с 01.11.2015 года, о чем УСЗН администрации Октябрьского района в г.Красноярске ему было направлено уведомление с указанием на необходимость в течение одного месяца предоставить квитанцию о погашении задолженности либо заключить соглашение о реструктуризации долга с региональным фондом или предоставить документ, подтверждающий уважительную причину образования задолженности по взносу на капитальный ремонт.
Как следует из ответа на судебный запрос КГКУ «УСЗН» от 21.04.2020г., связи с непогашением задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки выплата мер социальной поддержки Шимохин С.Я. была прекращена с 01.11.2015 года, о чем последнему было направлено уведомление от 10.12.2015 года.
На основании поступившего от истца 25.11.2019г. заявления, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки Шимохин С.Я. возобновлено с 01.12.2019 года.
Разрешая спор по существу, суд, проанализировав нормы материального права, действующие на дату принятия УСЗН администрации Октябрьского района в г.Красноярске оспариваемого решения, с учетом того, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полагает, что наличие у Шимохина С.Я. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг, в связи с чем решение УСЗН администрации Октябрьского района в г.Красноярске о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Вместе с тем, поскольку жилое помещение, в котором проживает материальный истец, находится в собственности, суд приходит к выводу, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки на оплату жилого помещения истцу не предоставлялась, соответственно требование о признании незаконным решения УСЗН администрации Октябрьского района в г.Красноярске о прекращении предоставления материальному истцу субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и возобновлении данных мер социальной поддержки удовлетворению не подлежит.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.04.2020г., УСЗН администрации Октябрьского района в г.Красноярске прекратило свою деятельность путем ликвидации, в связи с чем оснований для удовлетворения требования истца в части возложения обязанности по начислению и выплате истцу субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов не имеется.
Вместе с тем, поскольку на основании положений ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019г. № 7-2824, п. 2.4.2.14. Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения», утвержденного приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019г. № 473-ОД, данное учреждение с 01.01.2020г. исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и на данную уполномоченную организацию возложена обязанность по возобновлению предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые были ранее прекращены, суд приходит к выводу, что обязанность по начислению и выплате истцу субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов необходимо возложить на ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения».
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, принимая во внимание, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, приходит к выводу, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 01.11.2015 года, субсидии подлежат начислению и выплате с 01.11.2015г. по дату, предшествующую дате фактического возобновления предоставления мер социальной поддержки – 30.11.2019г.
При вышеизложенных обстоятельствах довод представителя КГКУ «Управление социальной защиты населения» о том, что они не являются надлежащим ответчиком по делу судом не принимается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шимохин С.Я. к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске, Краевому государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления Шимохин С.Я. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.11.2015 года.
Возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управлению социальной защиты населения» обязанность произвести в период с 01.11.2015 года по 30.11.2019г. начисление и выплату Шимохин С.Я. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Копия верна.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук