Судья Кочанов Л.А. дело № 21-51/2022
(дело в суде первой инстанции № 12-138/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Туголукова Н.В., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» на решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский»,
установил:
постановлением № 169 заместителя начальника отделения судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Л. от 08 ноября 2021 года администрация муниципального образования муниципального района «Прилузский» (далее по тексту также администрация МО МР «Прилузский», Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник администрации МО МР «Прилузский» Туголуков Н.В., уполномоченный соответствующей доверенностью, в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в Прилузский районный суд Республики Коми, в которой просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы защитником указано, что Администрацией службе судебных приставов были предоставлены достаточные доказательства о том, что в текущем году исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку направленные ходатайства о выделении дополнительных денежных средств оставлены без удовлетворения.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Прилузского районного суда Республики Коми 09 декабря 2021 года принято решение, в соответствие с которым постановление № 169 заместителя начальника отделения судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от 08 ноября 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника администрации МО МР «Прилузский»– без удовлетворения.
Туголуков Н.В., действуя в защиту интересов администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский», подал в Верховный Суд Республики Коми жалобу на состоявшийся по делу об административном правонарушении судебный акт, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу, указывая в обоснование своих доводов на то, что Администрацией предпринимались все возможные меры для исполнения решения суда, что при рассмотрении дела судом первой инстанции оставлено без внимания.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ».
В силу статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что на исполнении в Отделении судебных приставов по Прилузскому району УФССП по Республике Коми находится исполнительное производство <Номер>, возбужденное 15 января 2021 года в отношении администрации МО МР «Прилузский», предметом исполнения которого является обязанность должника в срок до 01 ноября 2020 года сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Лойма» в пределах координат №60о24,40,9”, E048о35,43,8”, №60о24,40,7”, E048о35,44,5”, №60о24,40,3”, E048о35,44,6”, №60о24,39,4”, E048о35,47,8”, №60о24,39,4”, E048о35,51,9”, №60о24,39,9” E048о35,52,7”, №60о24,41,0” E048о35,53,2”, №60о24,41,4”, E048о35,51,6” постоянной комиссии по приёмке рекультивированных земель, созданной в соответствии с постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12 июля 2013 года № 1135.
Постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Прилузскому району УФССП РФ по Республике Коми от 15 января 2021 года должнику администрации МО МР «Прилузский» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.
Постановлением от 27 апреля 2021 года в связи с неисполнением требований исполнительного документа с должника администрации МО МР «Прилузский» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, который решением Прилузского районного суда Республики Коми от 18 мая 2021 года уменьшен до 37 500 рублей.
Требованием от 27 апреля 2021 года, полученным должником 05 мая 2021 года, судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Прилузскому УФССП России по Республике Коми установил должнику администрации МО МР «Прилузский» новый срок исполнения решения суда, определив его до 01 сентября 2021 года, с предоставлением подтверждающих документов об исполнении решения суда.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора до 09 апреля 2021 года, требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией МО МР «Прилузский» не выполнены, документы, свидетельствующие об уважительных причинах невозможности исполнения требования исполнительного документа, должником судебному приставу-исполнителю не предоставлены.
Указанные обстоятельства послужили поводом для составления должностным лицом службы судебных приставов 26 апреля 2021 года протокола об административном правонарушении №169 и вынесении 08 ноября 2021 года обжалуемого постановления № 169 о привлечении администрации МО МР «Прилузский» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, свидетельствуют о том, что администрация МО МР «Прилузский», являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ......
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации МО МР «Прилузский» квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу, что администрация МО МР «Прилузский» имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом и судьей городского суда на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Совершенное администрацией МО МР «Прилузский» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка администрации МО МР «Прилузский» на недостаточное финансирование, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Доказательств тому, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
При этом обязанность сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Лойма» в пределах определенных координат постоянной комиссии по приёмке рекультивированных земель
возложена на администрацию МО МР «Прилузский» вступившим в законную силу решением суда еще 31 января 2019 года, которым совершение возложенных судом действий отложено до 01 ноября 2020 года.
Вопреки утверждению защитника об обратном, доводы жалобы об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, мотивированные финансовым положением органа местного самоуправления и совершением действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, наличие состава административного правонарушения не опровергают, они явились предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года).
Из абзаца второго пункта 1 и пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вопрос об оказании финансовой поддержки на исполнение решения суда Администрацией в рамках принудительного исполнения решения суда инициирован должником 12 марта 2021 года путем обращения в Министерство финансов Республики Коми, которым, в свою очередь, в своем ответе от 12 апреля 2021 года указано на порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований и разъяснено право на обращение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по требованиям для участия в конкурсном отборе.
Каких-либо документов, свидетельствующих об участии Администрации в конкурсном отборе в целях предоставления требуемой субсидии, суду не предоставлено.
Сведения о том, что за время нахождения исполнительного документа на принудительном исполнении Администрация обращалась с вопросом отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, отложения исполнительных действий, приостановления исполнительного производства, в материалах дела отсутствуют, а потому отсутствуют основания полагать, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено юридическому лицу с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы администрации МО МР «Прилузский» не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» оставить без изменения, жалобу Туголукова Н.В., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования муниципального образования «Прилузский» – без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова