Решение по делу № 12-48/2021 от 29.09.2021

Дело № 12-48/2021

РЕШЕНИЕ

г. Белово 17 ноября 2021 года

Беловский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Выдриной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 19.08.2021 о привлечении АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущиной А.А. о назначении административного наказания от 19.08.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей. Считают, что указанное постановление является незаконным, вынесенным в отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП.

Требования жалобы обоснованы тем, что химическое потребление кислорода (ХПК) не является загрязняющим химическим веществом как таковым. ХПК является показателем количества кислорода, потребляемого при химическом окислении содержащихся в воде органических и неорганических веществ под действием различных окислителей. Данный показатель, как и БПК (биохимическое потребление кислорода), определяется Угольной компанией на выпуске «Бачатского угольного разреза» в рамках производственного контроля сбрасываемых сточных вод в руч. Салаирка. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, расчетным путем на основе нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Таким образом, нормативы допустимого сброса определяются для тех загрязняющих веществ, которые не только включены в Перечень, но и для которых утверждены ПДК в установленном порядке.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» норматив качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в отношении показателя ХПК не установлен.

В настоящее время норматив для вещества ХПК установлен в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Однако, согласно п.2 приказа Минприроды №1118 от 29.12.2020 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» гигиенические нормативы не применяются, для водных объектов рыбохозяйственного значения: «При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы».

В этой связи исследования сточных вод по показателю ХПК угольной компанией проводятся, но нормативы допустимого сброса в водный объект рыбохозяйственного значения для вышеназванного показателя не могут быть разработаны по причине отсутствия необходимых данных для проведения расчетов в соответствии с «Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей», утв. Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Данная позиция подтверждена Министерством природных ресурсов и экологии России в ответе на обращение КАО «Азот» №12-47/8557 от 29.03.2021 (копия ответа Минприроды России прилагается). Таким образом, вменяемое нарушение об отсутствии установленных НДС по показателю ХПК не является таковым ввиду особенностей действующего природоохранного законодательства.

С учетом вышеизложенного, считают, что Управление Росприроднадзора, привлекая компанию к административной ответственности, не установило событие административного правонарушения. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, отсутствие (недоказанность) в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, является основанием для признания незаконными отмены оспариваемого постановления.

Просят отменить постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от 19.08.2021, вынесенное в отношении АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».

Представители АО «УК «Кузбассразрезуголь» - Гудкова Л.А., Клименко И.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали доводы жалобы.

В судебное заседание государственный инспектор Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущина А.А., не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Суд, заслушав представителей заявителя АО «УК «Кузбассразрезуголь», изучив материалы дела, приходит к следующему.

Санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц установлена ответственность в виде административного штрафа от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законом и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами… и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1,2 ст. 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к которым относятся нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный

Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Как установлено ч. 2. ст. 39 Федерального закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих

веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны соблюдать предусмотренные указанным Кодексом и другими федеральными законами обязанности.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-Ф3 предусмотрено использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-Ф3, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений водопользователей.

Разделом 1 приказа МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.

Согласно п. 2 приказа МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Согласно данному распоряжению ХПК включен в указанный перечень загрязняющих веществ для водных объектов (п. 168 раздела "иные загрязняющие вещества").

Использованием обществом водного объекта для целей сброса сточных вод с нарушением нормативных требований, выразившемся в сбросе в состав сточных вод загрязняющего вещества, в отношении которого применяются меры государственного регулирования, в отсутствие утвержденного норматива допустимого сброса, является нарушением правил водопользования, установленных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что постановлением Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора от 28.06.2021 в отношении АО «УК «Кузбассразрезуголь» возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, в связи с тем, что АО «УК «Кузбассразрезуголь» за 2020 - 2021 год в нарушение ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", п. 12 приказа Минприроды России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" осуществляло сброс на выпуске N 3 в руч. Салаирка загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод отсутствующее в утвержденном НДС.

Постановление для рассмотрения направлено в Южно-Сибирское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

06.08.2021 в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора из Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило постановление от 28.06.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП в отношении юридического лица АО «УК «Кузбассразрезуголь», по поступившей информации, установлено, что АО «УК «Кузбассразрезуголь» допустило нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты по выпуску N 3 в руч. Салаирка.

Установлено, что основным видом деятельности АО «УК «Кузбассразрезуголь» является ведение горных работ и других видов работ, связанных с эксплуатацией угольных месторождений и добычей угля, осуществляет хозяйственную деятельность на объектах II категории.

Как следует из материалов дела в нарушение требований п. 6 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", п. 11 приказа Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", АО «УК «Кузбассразрезуголь» в 2020-2021 допустило сброс в ручей Салаирка посредством выпуска загрязняющих веществ- ХПК, в составе сточных вод, отсутствующее в утвержденных нормативах допустимого сброса, что подтверждается протоколами исследований.

Постановлением государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущиной А.А. от 19.08.2021 АО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Факт совершения АО «УК «Кузбассразрезуголь» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.

10.05.2018 решением департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № 0874/РРИ/Сс-05.2018 АО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставлен в пользование водный объект – ручей Салаирка в целях сброса сточных вод по средством выпуска .

При этом АО «УК «Кузбассразрезуголь» приказом -пр от 12.12.2018 Верхне-Обским Бассейновым на период с 01.01.2019 до 01.01.2024 утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в ручей Салаирка по выпуску .

Однако, за 2020-2021 год АО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляло сброс по выпуску N 3 в поверхностный водный объект – руч. Салаирка загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод, отсутствующее в утвержденных нормативах допустимого сброса.

Факт сброса АО «УК «Кузбассразрезуголь» загрязняющего вещества ХПК в составе сточных вод подтверждается протоколами химического анализа проб воды за указанный период, выполненными аккредитованной аналитической лабораторией. Достоверность сведений, содержащихся в протоколах лабораторных исследований от 20.07.2020 СВ, от 25.08.2020 СВ, от 23.09.2020 СВ, от 13.10.2020 СВ, от 18.11.2020 СВ, от 13.04.2021 СВ, сомнений не вызывает, оснований не использовать данные протоколы в качестве доказательств по делу не имеется. Данные протоколы никем не оспорены.

Вина АО «УК «Кузбассразрезуголь» в совершении инкриминируемого деяния подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: постановлением Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2021, приказом от 12.12.2018 -пр "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов", нормативами допустимого сброса в ручей Салаирка, разрешением на сброс загрязняющих веществ от 10.05.2018, протоколами лабораторных исследований от 20.07.2020 СВ, от 25.08.2020 СВ, от 23.09.2020 СВ, от 13.10.2020 СВ, от 18.11.2020 СВ, от 13.04.2021 СВ.

Процессуальные документы, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствуют требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в каждом из них, отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется. Порядок проведения проверки и привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Выводы, изложенные в постановлении, о непринятии АО «УК «Кузбассразрезуголь» всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть, обстоятельств, независящих от воли юридического лица, не установлено.

Кроме того, АО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставило в суд ответ начальника отдела водных ресурсов по Кемеровской области, в котором указано, что по состоянию на 28.09.2021 содержатся сведения о сбросе сточных вод в ручей Салаирка.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что правонарушение, совершенное АО «УК «Кузбассразрезуголь», правильно квалифицированно по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Каких-либо, опровергающих наличие в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь», объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, жалоба не содержит, в связи с чем, сомнений в законности и обоснованности состоявшегося решения по делу об административном правонарушении, не имеется.

Назначенное юридическому лицу - АО «УК «Кузбассразрезуголь», наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей (минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении АО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Основания для отмены либо изменения постановления, отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.4 - 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.08.2021 о привлечении АО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу АО «УК «Кузбассразрезуголь», без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд Кемеровской области.

Судья: М.Н.Выдрина


12-48/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Угольная компания Кузбассразрезуголь"
Суд
Беловский районный суд Кемеровской области
Судья
Выдрина М.Н.
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
belovsky--kmr.sudrf.ru
30.09.2021Материалы переданы в производство судье
17.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее