Дело № 12-48/2021
РЕШЕНИЕ
г. Белово 17 ноября 2021 года
Беловский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Выдриной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 19.08.2021 о привлечении АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущиной А.А. о назначении административного наказания № от 19.08.2021, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей. Считают, что указанное постановление является незаконным, вынесенным в отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП.
Требования жалобы обоснованы тем, что химическое потребление кислорода (ХПК) не является загрязняющим химическим веществом как таковым. ХПК является показателем количества кислорода, потребляемого при химическом окислении содержащихся в воде органических и неорганических веществ под действием различных окислителей. Данный показатель, как и БПК (биохимическое потребление кислорода), определяется Угольной компанией на выпуске № «Бачатского угольного разреза» в рамках производственного контроля сбрасываемых сточных вод в руч. Салаирка. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, расчетным путем на основе нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Таким образом, нормативы допустимого сброса определяются для тех загрязняющих веществ, которые не только включены в Перечень, но и для которых утверждены ПДК в установленном порядке.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» норматив качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в отношении показателя ХПК не установлен.
В настоящее время норматив для вещества ХПК установлен в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Однако, согласно п.2 приказа Минприроды №1118 от 29.12.2020 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» гигиенические нормативы не применяются, для водных объектов рыбохозяйственного значения: «При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы».
В этой связи исследования сточных вод по показателю ХПК угольной компанией проводятся, но нормативы допустимого сброса в водный объект рыбохозяйственного значения для вышеназванного показателя не могут быть разработаны по причине отсутствия необходимых данных для проведения расчетов в соответствии с «Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей», утв. Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Данная позиция подтверждена Министерством природных ресурсов и экологии России в ответе на обращение КАО «Азот» №12-47/8557 от 29.03.2021 (копия ответа Минприроды России прилагается). Таким образом, вменяемое нарушение об отсутствии установленных НДС по показателю ХПК не является таковым ввиду особенностей действующего природоохранного законодательства.
С учетом вышеизложенного, считают, что Управление Росприроднадзора, привлекая компанию к административной ответственности, не установило событие административного правонарушения. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 24.5 КРФобАП отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, отсутствие (недоказанность) в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, является основанием для признания незаконными отмены оспариваемого постановления.
Просят отменить постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № о назначении административного наказания от 19.08.2021, вынесенное в отношении АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».
Представители АО «УК «Кузбассразрезуголь» - Гудкова Л.А., Клименко И.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
В судебное заседание государственный инспектор Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущина А.А., не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей заявителя АО «УК «Кузбассразрезуголь», изучив материалы дела, приходит к следующему.
Санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц установлена ответственность в виде административного штрафа от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законом и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами… и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1,2 ст. 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к которым относятся нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный
Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как установлено ч. 2. ст. 39 Федерального закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих
веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны соблюдать предусмотренные указанным Кодексом и другими федеральными законами обязанности.
Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-Ф3 предусмотрено использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-Ф3, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений водопользователей.
Разделом 1 приказа МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.
Согласно п. 2 приказа МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Согласно данному распоряжению ХПК включен в указанный перечень загрязняющих веществ для водных объектов (п. 168 раздела "иные загрязняющие вещества").
Использованием обществом водного объекта для целей сброса сточных вод с нарушением нормативных требований, выразившемся в сбросе в состав сточных вод загрязняющего вещества, в отношении которого применяются меры государственного регулирования, в отсутствие утвержденного норматива допустимого сброса, является нарушением правил водопользования, установленных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что постановлением Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора от 28.06.2021 в отношении АО «УК «Кузбассразрезуголь» возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, в связи с тем, что АО «УК «Кузбассразрезуголь» за 2020 - 2021 год в нарушение ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", п. 12 приказа Минприроды России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" осуществляло сброс на выпуске N 3 в руч. Салаирка загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод отсутствующее в утвержденном НДС.
Постановление для рассмотрения направлено в Южно-Сибирское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
06.08.2021 в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора из Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило постановление от 28.06.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП в отношении юридического лица АО «УК «Кузбассразрезуголь», по поступившей информации, установлено, что АО «УК «Кузбассразрезуголь» допустило нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты по выпуску N 3 в руч. Салаирка.
Установлено, что основным видом деятельности АО «УК «Кузбассразрезуголь» является ведение горных работ и других видов работ, связанных с эксплуатацией угольных месторождений и добычей угля, осуществляет хозяйственную деятельность на объектах II категории.
Как следует из материалов дела в нарушение требований п. 6 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", п. 11 приказа Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", АО «УК «Кузбассразрезуголь» в 2020-2021 допустило сброс в ручей Салаирка посредством выпуска № загрязняющих веществ- ХПК, в составе сточных вод, отсутствующее в утвержденных нормативах допустимого сброса, что подтверждается протоколами исследований.
Постановлением государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гущиной А.А. от 19.08.2021 № АО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды по ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Факт совершения АО «УК «Кузбассразрезуголь» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.
10.05.2018 решением департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области № 0874/РРИ/Сс-05.2018 АО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставлен в пользование водный объект – ручей Салаирка в целях сброса сточных вод по средством выпуска №.
При этом АО «УК «Кузбассразрезуголь» приказом №-пр от 12.12.2018 Верхне-Обским Бассейновым на период с 01.01.2019 до 01.01.2024 утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в ручей Салаирка по выпуску №.
Однако, за 2020-2021 год АО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляло сброс по выпуску N 3 в поверхностный водный объект – руч. Салаирка загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод, отсутствующее в утвержденных нормативах допустимого сброса.
Факт сброса АО «УК «Кузбассразрезуголь» загрязняющего вещества ХПК в составе сточных вод подтверждается протоколами химического анализа проб воды за указанный период, выполненными аккредитованной аналитической лабораторией. Достоверность сведений, содержащихся в протоколах лабораторных исследований от 20.07.2020 № СВ, от 25.08.2020 № СВ, от 23.09.2020 № СВ, от 13.10.2020 № СВ, от 18.11.2020 № СВ, от 13.04.2021 № СВ, сомнений не вызывает, оснований не использовать данные протоколы в качестве доказательств по делу не имеется. Данные протоколы никем не оспорены.
Вина АО «УК «Кузбассразрезуголь» в совершении инкриминируемого деяния подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: постановлением Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2021, приказом от 12.12.2018 №-пр "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов", нормативами допустимого сброса в ручей Салаирка, разрешением № на сброс загрязняющих веществ от 10.05.2018, протоколами лабораторных исследований от 20.07.2020 № СВ, от 25.08.2020 № СВ, от 23.09.2020 № СВ, от 13.10.2020 № СВ, от 18.11.2020 № СВ, от 13.04.2021 № СВ.
Процессуальные документы, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствуют требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в каждом из них, отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется. Порядок проведения проверки и привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Выводы, изложенные в постановлении, о непринятии АО «УК «Кузбассразрезуголь» всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть, обстоятельств, независящих от воли юридического лица, не установлено.
Кроме того, АО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставило в суд ответ начальника отдела водных ресурсов по Кемеровской области, в котором указано, что по состоянию на 28.09.2021 содержатся сведения о сбросе сточных вод в ручей Салаирка.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что правонарушение, совершенное АО «УК «Кузбассразрезуголь», правильно квалифицированно по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Каких-либо, опровергающих наличие в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь», объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельств, жалоба не содержит, в связи с чем, сомнений в законности и обоснованности состоявшегося решения по делу об административном правонарушении, не имеется.
Назначенное юридическому лицу - АО «УК «Кузбассразрезуголь», наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей (минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении АО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Основания для отмены либо изменения постановления, отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.4 - 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление государственного инспектора Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.08.2021 о привлечении АО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу АО «УК «Кузбассразрезуголь», без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд Кемеровской области.
Судья: М.Н.Выдрина