Гражданское дело № 2-3320/16
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 14 декабря 2016 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Нуруллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трефиловой Л.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась истец Трефилова Л.В. с иском к ответчику Министерству здравоохранения УР о признании незаконным отказа в предоставлении компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в соответствии со ст.51 ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В обоснование требований указала, что является медицинским работником, имеющим высшее профессиональное образование, в <дата> году окончен ВУЗ, в <дата> году получен диплом о послевузовском образовании. С <дата> Трефилова Л.В. принята на работу врачом-офтальмологом в поликлинику БУЗ УР «Малопургинская районная больница». В соответствии с ч.12.1 ФЗ от <дата> №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», право на предоставление единовременной компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2015 году прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. <дата> Трефилова Л.В. обратилась в Минздрав УР с соответствующим заявлением. Письмом от <дата> за подписью и.о. министра здравоохранения Чуршина А.Д. ей отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты. Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее право на получение единовременной компенсационной выплаты, указала, что отсутствие финансовых средств для реализации государственной программы «Земский доктор» не может являться законным основанием для отказа в предоставлении компенсационной выплаты.
В судебном заседании истец Трефилова Л.В., ее представитель по доверенности Семенова Ю.С. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Истец дополнительно пояснила, что продолжает работать в БУЗ УР «Малопургинская районная больница» в настоящее время. Представитель истца дополнительно пояснила, что по таким делам общий срок исковой давности для защиты нарушенного права – 3 года.
Представитель ответчика Минздрава УР по доверенности Петрова Е.Я. исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск. Дополнительно пояснила, что дело должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства, срок давности для защиты нарушенного права – 3 месяца, поскольку истцу стало известно о нарушении ее права в <дата> года, а в суд обратилась лишь в <дата> года, срок пропущен. В письменном отзыве на иск указала, что в соответствии с Законом УР от 26.12.2014 №87-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на <дата> год и плановый период <дата>», объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение обязательств в <дата> году по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в соответствии с ФЗ от <дата> №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» составил <данные скрыты>, то есть на 40 человек (с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в таком же размере). В Министерстве здравоохранения УР ведется журнал регистрации заявлений медработников о предоставлении единовременной выплаты. Заявление Трефиловой Л.В. зарегистрировано под №53. В соответствии с п.п.3 п.6 Порядка заключения договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок из другого населенного пункта, утвержденного постановлением Правительства УР от 03.08.2015 №386, основанием для отказа в заключении договора о предоставлении выплаты является недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты. Министерство здравоохранения УР, как бюджетное учреждение, осуществляющее свою деятельность в пределах выделенных средств из бюджета УР, не вправе в соответствии со ст.161 БК РФ, принимать обязательства, не обеспеченные доведенными лимитами, поэтому не имело возможности заключить с истцом соответствующий договор. Отказ в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты Трефиловой Л.В. является законным, просит в иске отказать.
Третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского образования УР в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд установил следующие существенные обстоятельства, имеющие значение для дела:
В <дата> году Иванова Л.В. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия», <дата> ей вручен диплом специалиста.
Решением государственной аттестационной комиссии от <дата> Ивановой Л.В. присвоены квалификация врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) «Офтальмология», о чем вручен диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура) <дата>.
Согласно свидетельству о заключении брака № №, выданному Отделом ЗАГС Администрации муниципального образования «<адрес>» УР, <дата>. Трефилов А.Н. и Иванова Л.В. заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия Трефилова.
В соответствии с паспортом Трефилова Л.В. родилась <дата>.
<дата> между Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «<адрес> больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и истцом заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок, согласно которому истец принимается на работу в поликлинику медицинского учреждения на должность врача-офтальмолога на 1.0 ставку.
<дата>. в адрес ответчика поступило заявление истца о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере <данные скрыты>.
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики <дата> принято решение, которым Трефиловой Л.В. отказано в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты (подпункт 3 пункта 6 Порядка).
Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, пояснений сторон, указанными выше документами, сторонами не оспариваются.
Решением Верховного суда УР от 20.05.2016г. по административному делу по административному иску ФИО9 признано незаконным с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 3 августа 2015 года № 386 «Об обеспечении в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках» в части подпункта 3 пункта 6 Порядка заключения Договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавших на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию Правительством Удмуртской Республики в официальном печатном издании данного органа власти в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Апелляционным определением Верховного суда РФ от 31.08.2016г. решение Верховного суда УР от 20.05.2016г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Правительства УР оставлена без удовлетворения. Таким образом, вышеуказанное решение вступило в законную силу 31.08.2016.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд считает необходимым исковые требования Трефиловой Л.В. удовлетворить по следующим основаниям.
Пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) предусмотрено, что в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Соответственно из положений федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 45 лет, имеющие высшее образование, при соблюдении следующих условий: 1) прибывшие в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта; 2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
В силу пункта 3 части 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Таким образом, Федеральным законом №326-ФЗ предусмотрена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, договор с медицинским работником.
В рамках реализации указанных положений Федерального закона Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 3 августа 2015 года № 386 «Об обеспечении в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках».
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти по обеспечению в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников определено Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Названный орган исполнительной власти также уполномочен на предоставление в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 ФЗ №386-ФЗ.
Условия и правила предоставления единовременной компенсационной выплаты закреплены в «Порядке заключения договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта», утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики № 386 от 3 августа 2015 года.
Обращаясь в суд, истец указывает, что федеральное законодательство не содержит оснований для отказа в заключение договора при условии, что лицо, претендующее на компенсационную выплату, отвечает установленным требованиям.
В судебном заседании установлено, что истец отвечает всем требованиям, установленным законодательством для медицинских работников, претендующих на компенсационную выплату.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика отмечала, что Министерство здравоохранения Удмуртской Республики не вправе при предоставлении единовременной компенсационной выплаты превысить пределы бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств.
Однако с приведенными доводами согласиться нельзя, поскольку в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, разработанных на основании Федерального закона №326-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанным Федеральным законом и не следующие из федерального законодательства.
Право медицинских работников на единовременную компенсационную выплату является федеральной мерой социальной поддержки в сфере обязательного медицинского страхования,
Обязанность Министерства здравоохранения Удмуртской Республики заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником, прямо следует из юридического факта заключения медицинским работником, отвечающим установленным Федеральным законом №326-ФЗ критериям, трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения (пункт 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона №326-ФЗ).
Определение субъектом Российской Федерации в качестве основания для отказа в заключение договора о предоставлении единовременных компенсационных выплат с медицинскими работниками, которые отвечают критериям, закрепленным в статье 51 Федерального закона №326-ФЗ, недостаточность лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление выплаты, расценивается судом как установление субъектом Российской Федерации ограничений, не установленных ФЗ.
При этом суд отмечает, что такое правовое регулирование наделяет уполномоченный орган легальными основаниями для отказа в заключение Договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, в связи с чем, медицинский работник, соответствующий требованиям Федерального закона №326-ФЗ, утрачивает право на получение данной компенсации.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты (в том числе отказа в заключение договора на предоставление такой выплаты), как недостаточность лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, права и интересы медицинских работников не могут быть поставлены в зависимость от этого обстоятельства, поскольку недостаточность лимитов бюджетных обязательств не может считаться основанием для лишения гражданина, предусмотренного федеральным законом, права на социальную выплату.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон №326-ФЗ в части определения порядка финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению иных межбюджетных трансфертов, в частности, финансового обеспечения соответствующих расходов Фондом социального страхования, регулирует межбюджетные отношения.
Предусмотренные Федеральным законом №326-ФЗ особенности формирования бюджета на данные выплаты, перечисление денежных средств из федерального и республиканского бюджетов и размер их участия, не имеет значения для разрешения настоящего дела, поскольку медицинский работник, имеющий право на данную компенсационную выплату, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не является непосредственно участником межбюджетных отношений (статьи 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в случае возникновения вопросов, касающихся финансирования, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики не лишено возможности разрешить спор в судебном порядке.
Целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-Ф, является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство или переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1798-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.Н.Н. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, что означает одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретенных прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.
В связи с тем, что положения подпункта 3 пункта 6 Порядка заключения Договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавших на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, утвержденного постановлением №386, признаны противоречащими положениям статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и соответственно признаны незаконными с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 386 от 03.08.2015 года, суд при разрешении настоящего спора их не применяет.
Относительно доводов стороны ответчика о пропуске истцом 3-хмесячного срока для обращения в суд для защиты нарушенного права, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики является уполномоченным государственным органом Удмуртской Республики по обеспечению в 2015 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников путем заключения с ними соответствующих договоров на предоставление выплаты.
Таким образом, право на получение единовременной компенсационной выплаты у истца возникает не иначе, как после принятия Министерством здравоохранения Удмуртской Республики соответствующего решения и заключения с истцом договора о предоставлении выплаты.
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз.6 ст.12 и ст.13 ГК РФ, признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Общий срок давности для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность) составляет три года (ст.ст.195,196 ГК РФ). Течение срока по общему правилу начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права.
Срок обращения в суд, предусмотренный ст.219 КАС РФ (3 месяца), установлен для разрешения административных споров, обусловленных отношениями власти и подчинения. Вместе с тем, спор, заявленный истцом, носит гражданско-правовой характер и не основан на отношениях власти и подчинения, поскольку в конечном итоге направлен на защиту нарушенного субъективного гражданского права на получение предусмотренной федеральным законом денежной компенсационной выплаты.
При таких обстоятельствах, при разрешении вопроса о сроке обращения в суд для защиты нарушенного права, суд руководствуется общими нормами ГК РФ об исковой давности, а именно 3 года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права.
Поскольку Трефиловой Л.В. о нарушении ее права стало известно в <дата> года, а в суд с настоящим иском она обратилась <дата>, то есть в пределах трех лет с момента, когда ей стало известно о нарушении ее права, суд приходит к выводу, что истец обратилась в суд с соблюдением 3-х летнего срока исковой давности.
Доводы ответчика об обратном являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований и считает необходимым признать решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> об отказе в заключении с истцом договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст. 51 ФЗ от 29.11.2000г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» незаконным и обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Трефиловой Л.В. соответствующий договор.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, расходы по оплате госпошлины следует возложить на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трефиловой Л.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты – удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от <дата> об отказе в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты Трефиловой Л.В..
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключить с Трефиловой Л.В. договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ч.12.1 ст.51 ФЗ от <дата> №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент обращения Трефиловой Л.В. с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты).
Взыскать с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в пользу Трефиловой Л.В. государственную пошлину в размере <данные скрыты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2017 года.
Судья: Н.В.Дергачева