РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
25 октября 2010 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Карасева А.А., при секретаре судебного заседания Дроздовой Е.А., с участием прокурора Пантуховой Ю.С., рассмотрев гражданское дело №2-1394\10 по заявлению Павлово-Посадского городского прокурора Московской области к Главе крестьянского хозяйства «****» Титову В.А. о понуждении к выполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
УСТАНОВИЛ:
Павлово-Посадский городской прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Главе крестьянского хозяйства «****» Титову В.А. о понуждении к выполнению требований законодательства о пожарной безопасности в виде возложения на него обязанностей по скашиванию травы и опахивание принадлежащих ему земель, расположенных на территории сельского поселения ****.
Требования прокурора мотивированы тем, что в связи с лесными и торфяными пожарами в период введения на территории Павлово-Посадского района с 26.07.2010 года и до особого распоряжения режима чрезвычайной ситуации, ответчиком, как руководителем крестьянского хозяйства, не выполнен п. 4 Постановления Главы Павлово-Посадского муниципального района за №1092 от 26.07.2010 года, которым предписывалось с 26.07.2010 года и до особого распоряжения руководителями сельхозпредприятий независимо от форм собственности взять под особый контроль состояние полей и пастбищ, организовать их опахивание, категорически запретить сжигание сухой травы и стерни.
Прокурор Пантухова Ю.С. в судебном заседании уточнила исковые требования, не настаивала на окосе травы ответчиком на его землях в связи с выполнением данных мероприятий, а поддержала исковые требования лишь в части опахивания земельного участка ответчиком и просила его удовлетворить, так как невыполнение до настоящего времени в период чрезвычайной ситуации руководителем сельскохозяйственной организации обязанностей по опашке земли в режиме чрезвычайной ситуации, введенной в связи с лестными пожарами, создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан – жителей Павлово-Посадского района, поскольку может повлечь распространение пожара на указанной территории.
Ответчик в лице Главы крестьянского хозяйства «****» Титов В.А., не отрицал, что имеет на территории сельского поселения **** земли сельскохозяйственного назначения используемые крестьянским хозяйством «****» для выращивания сельскохозяйственных культур. Не опахивание данного участка объяснял тем, что не знаком с Постановлением Главы Павлово-Посадского муниципального района за №1092 от 26.07.2010 года.
Третьи лица: представитель Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области ФИО будучи извещенными в суд не явился, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить иск.
Представитель Администрация сельского поселения **** района Московской области ФИО, считает, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по опашке земель принадлежащих возглавляемому им крестьянскому хозяйству, расположенных на территории сельского поселения ****, так как проверкой проведенной 18.10.2010 года установлено, что указанные земли ответчиком по периметру не опаханы, о чем представил Акт проверки выполнения Постановления Главы района.
Проверив материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 15 пунктом 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Статья 1 Федерального закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994г. содержит следующие понятия:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О защите населения от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» №68-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Требованиями статьи 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности своим решением на соответствующих территориях устанавливать особый противопожарный режим.
Противопожарный режим – это правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ в обязанность организации в области пожарной безопасности включает обязанность руководителей организации:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Аналогичные права регламентированы органам местного самоуправления статьей 16 Закона Московской области от 27.12.2005 г. №269/2005-ОЗ «О пожарной безопасности в Московской области».
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что координационным органом единой системы на муниципальном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, решения руководителя которой в соответствии с подпунктом 4 пункта 32 того же Положения является обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иной не предусмотрено законодательством РФ.
03.03.2010 года Постановлением Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области №232 утвержден состав оперативного штаба по борьбе с лестными и торфяными пожарами на территории Павлово-Посадского района Московской области, которую возглавил один из заместителей Главы Павлово-Посадского муниципального района, а в члены комиссии включены руководители сельских и городских поселений входящих в Павлово-Посадский муниципальный район, начальник отдела развития АПК, экологического и земельного контроля Павлово-Посадского муниципального района, руководители муниципальный предприятий и правоохранительных органов.
26.07.2010 г. Постановлением Главы Павлово-Посадского муниципального района №1092 с 26.07.2010 года и до особого распоряжения на территории Павлово-Посадского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с лесными и торфяными пожарами. Пунктом 4 настоящего Постановления на руководителей сельскохозяйственных предприятий независимо от форм собственности возложена обязанность взять под особый контроль состояние полей и пастбищ, организовать их опахивание, категорически запрещается сжигание сухой травы и стерни.
Данное Постановление было опубликовано в спец. выпуске №5 газеты «Павлово-Посадские известия» №30, распространяемой на территории Павлово-Посадского района.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности Павлово-Посадского муниципального района от 19 июля 2010 года руководителям сельскохозяйственных предприятий, независимо от форм собственности, так же рекомендовано провести окос травы и опашку территории.
05.08.2010 г. заместителем Главы Павлово-Посадского района – председателем Комитета земельно-имущественных отношений, управления собственностью и развития АПК – ФИО в адрес всех руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств направлены письменные уведомления с целью безотлагательно принять меры проведению противопожарных мероприятий на принадлежащим им земельных участках и о принятых мерах доложить в отдел развития АПК, экологический и земельный контроль Администрации Павлов-Посадского муниципального района.
12 августа 2010 года комиссией в составе Главы сельского поселения **** – ФИО17 заместителя того же сельского поселения – ФИО9, депутата Совета депутатов того же сельского поселения – ФИО8 в результате проведенной проверки установлено, что по границам расположения земель сельскохозяйственного назначения принадлежащих Главе крестьянского хозяйства «****» ФИО0 не опашка земли не произведена.
По факту нарушения п.4 Постановления Главы района №1092 Главой крестьянского хозяйства «Труд» в проведении противопожарных мероприятий в период чрезвычайной ситуации комиссией был составлен Акт, который был направлен в Павлово-Посадскую прокуратуру для принятия мер в соответствии с законом.
В ходе проведенной проверки Прокурором установлено, что в соответствии с Решением Павлово-Посадского городского совета народных депутатов от 13.10.1992 г. №6/13 и Постановления Главы Администрации Павлово-Посадского района от 06.01.1993 г. №3 Титову В.А. из земель совхоза «****» на территории Павлово-Посадского района предоставлен земельный участок в собственность общей площадью 11,54 га. для организации крестьянского хозяйства «****», Главой крестьянского хозяйства утвержден Титов В.А., утверждены границы отвода в натуре земельного участка и выданы государственные Акты №**** на право собственности на землю, свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства «****», сведения о котором внесены в ЕГР в ИФНС России по г. Павловскому Посаду Дата г.
Согласно представленного представителем сельского поселения **** – ФИО Акта проверки выполнения Постановления Главы Павлово-Посадского района №1092 от 26.07.2010 года проведенной 18.10.2010 года комиссией в составе: Главного специалиста с/п Рахмановское - ФИО, специалиста с/п Рахмановское – ФИО, инспектора с/п Рахмановское ФИО установлено, что опахивание земли по периметру территории земель крестьянского хозяйства «****» расположенных на территории сельского поселения Рахмановское опашка земли не произведена.
Учитывая, что стороной ответчика в судебное заседание не представлено фактических сведений о принятых мерах противопожарной безопасности с целью безотлагательного выполнения п.4 Постановления Главы Павлово-Посадского района на принадлежащих ему землях, а статья 45 ГПК РФ предоставляет право Прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а защита гражданских прав, как то предусмотрено статьей 12 ГК РФ, осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах учитывая, что режим чрезвычайной ситуации на территории Павлово-Посадского района Московской области Главой района не отменен, а Главой к/х «****» Титовым В.А. не представлено доказательств о безотлагательном выполнении обязанности опашке земли, поэтому обращение прокурора в Павлово-Посадский городской суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, то есть в целях предотвращения угрозы для жизни, здоровья и имущества не только жителей Павлово-Посадского района, но и иных граждан пребывающих на территории района оправдано, в период чрезвычайной ситуации оправдано, поскольку ответчик является руководителем крестьянского хозяйства обязан осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности на подведомственных землях и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку бездействие ответчика может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей на территории Павлово-Посадского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Павлово-Посадского городского прокурора Московской области в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Главу крестьянского хозяйства «****» Титова В.А. произвести опахивание принадлежащей ему земли, расположенной на территории сельского поселения ****
Взыскать с Главы крестьянского хозяйства «****» Титова В.А. в пользу государства государственную пошлину по делу 200 рублей, о которой в соответствии со статьей 45 ч.2 ГПК РФ прокурор освобожден.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней, после составления настоящего решения суда в окончательной форме, то есть начиная с 29 октября 2010 года.
Председательствующий А.А. Карасев Решение вступило в законную силу 09.11.2010 г.в