дело № 2-4220/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2011 года город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
заявителя Поповой Т.В., ее представителя Сизоновой М.И.,
при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поповой Татьяны Викторовны о признании незаконным решения ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Попова Т.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в государственном кадастровом учете изменений в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым <номер> по межевому плану, составленному ООО «ПКБ» №б/н от <дата> и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в части уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, юридической площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выделенного ей в 1992 году на основании Постановления Главы Лукьяновского сельского совета Серпуховского района Московской области. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 27.10.1992г.) без установления границ. С момента выделения данного земельного участка она владела земельным участком в фактических границах, обозначенных на местности изгородью, которые не менялись. В целях проведения кадастрового учета сведений в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка по заданию истца ООО «ПКБ» было произведено межевание участка, где фактическая уточненная площадь земельного участка в имеющемся ограждении составила <данные изъяты> кв.м., оценка расхождения равна <данные изъяты> кв.м. При определении границ данного земельного участка наличие споров с правообладателями смежных земельных участков не установлено, со смежными земельными участками пересечений нет, границы смежных земельных участков уже ранее установлены, не требуют согласования, как ранее согласованные и сведения о них содержатся в государственном кадастре недвижимости. Для дальнейшего оформления земельного участка необходим кадастровый учет указанных сведений. По результату проведенного межевания составлен Межевой план №б/н от 23.09.2011 года данного земельного участка и представлен в ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области для целей проведения кадастрового учета сведений в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка, Вместе с тем 25.10.2011 г. ею было получено уведомление о принятом ФБУ «Кадастровая палата» решении об отказе в учете изменений. С указанным решением она не согласна, поскольку величина <данные изъяты> кв.м. не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.
В судебном заседании заявитель Попова Т.В. и ее представитель поддержали заявление требования, просили признать незаконным принятое ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области решение и обязать осуществить кадастровый учет изменений.
Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Попова Т.В. является собственником земельного участка юридической площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании Постановления Главы Лукьяновского сельского совета Серпуховского района Московской области <номер> от <дата>, на основании которого Поповой Т.В. <дата> было выдано свидетельство на право собственности на землю <номер>.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов межевого дела следует, что Попова Т.В. являлся заказчиком кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади указанного земельного участка. Был составлен межевой план земельного участка, определены его границы и площадь. Фактическая уточненная площадь земельного участка в имеющемся ограждении составила <данные изъяты> кв.м., что превышает юридическую площадь на <данные изъяты> кв.м.
Решением <номер> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области отдел кадастрового учета <номер> от <дата> Поповой Т.В. отказано в государственном кадастровом учете изменений сведений о местоположении границы и (или) площади земельного участка с кадастровым <номер>, на основании пункта 2 части 2, пункта 1 части 5 статьи 27 Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», поскольку по результатам проверки было выявлено:
1. в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, заявленного к кадастровому учету, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, больше площади на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в ГКН;
2. нарушение требований ст. 38 закона, требований к подготовке межевого плана: имеются противоречивые сведения об объекте недвижимости в части указания смежных земельных участков в реквизите «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Акте согласования местоположения границ земельного участка» со сведениями государственного кадастра недвижимости (5;7-1).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с действующим законодательством местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (часть 7 ст.38 Закона о кадастре). При этом согласно части 9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается именно при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Таким образом, Законом о кадастре предусмотрено право правообладателя земельного участка вносить уточнение в такие сведения.
В соответствии со ст.25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик участка, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В связи с изложенным, если установление местоположения (координат) границ учтенного земельного участка не осуществлялось, уточненные по результатам кадастровых работ сведения об уникальных характеристиках участка могут вноситься в кадастр.
В силу п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно п. 1 ч.5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Пункт 2,3 ст. 11.9 ЗК предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Согласно п. 1,2 ст. 33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> установлены на территории Серпуховского района предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- минимальный - 600 кв. м;
- максимальный - 3000 кв. м.
В соответствии с действующим законодательством, если реальные границы участка и его площадь не совпадают с теми, которые значатся в документах, разрешается оформление излишней площади в случае, если при межевании земельного участка, в отношении которого должен производиться государственный кадастровый учет, не нарушены права смежных землепользователей и уточненная площадь земельного участка не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", на государственные органы, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений).
Как следует из материалов дела, ни один из доводов заявителя, приведенных в жалобе на решение Кадастровой палаты, не опровергнут. Кадастровой палатой не представлено доказательств, подтверждающих законность своего решения.
Анализируя собранные данные, суд приходит к выводу, что у заинтересованного лица не имелось законных оснований для отказа заявителю во внесении изменений в сведения ГКН об объекте недвижимости – земельном участке в части изменения общей площади с <данные изъяты> кв.м. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку споров по границе со смежными землепользователями не имеется, границы участка на местности определены, площадь неучтенного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что меньше минимальной площади земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения ЛПХ в Серпуховском районе.
Пункт 2 оспариваемого заявителем решения является немотивированным, не содержит конкретного указания на то, какие именно противоречивые сведения со сведениями в ГКН содержаться в реквизите 6 раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».
В соответствии с п. 50 Требований к оформлению межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 года № 412, в качестве обозначений характерных точек границ земельных участков и их частей используются:
для точек, местоположение которых не изменилось или было уточнено в результате кадастровых работ, - число, записанное арабскими цифрами;
для новых точек - сочетание строчной буквы "н" русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами (например, н1).
В реквизите 6 межевого плана содержатся обозначения характерных точек.
Из представленного заявителем межевого плана, а именно листа №9 стр.1 усматривается, что спорный участок граничит со смежными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> (в точках 4-5) и <данные изъяты> (в точках 7-1-н1). Таким образом, в реквизите 6 межевого плана участка заявителя цифрой 5 обозначена характерная точка участка с кадастровым <номер>, а цифрой 7 -характерная точка участка с кадастровым <номер>, местоположении которых совпадает. Данные обозначения характерных точек соответствуют сведениям, содержащимся в ГКН, что следует из кадастровых выписок на указанные земельные участки, представленных заявителем.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что межевой план в отношении спорного объекта недвижимости составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельный участок идентифицирован, в отношении него имеется картографическое описание. Таким образом у ФБУ «Кадастровая палата» по М.о. не имелось оснований для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Поскольку иных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, принадлежащего заявителю, не установлено, признавая незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области <номер> от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учета, суд полагает возможным обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные Поповой Татьяной Викторовной требования удовлетворить.
Признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области <номер> от <дата> об отказе в учете изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым <номер>, принадлежащего Поповой Татьяне Викторовне, по межевому плану, составленному ООО «ПКБ» б/н от 23.09.2011 года.
Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в части уточнения местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.