Дело № 2-160/15
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 29 июня 2015 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,
с участием процессуального истца помощника Шарыповского межрайонного прокурора Масловой О.С.,
представителя ответчика – главы администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края Боярского С.Л.,
представителя ответчика - ООО «Родник» в лице генерального директора Кашанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора к администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей принять меры необходимые для организации подачи питьевой воды и обеспечить подачу питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с первоначальным иском к администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района о возложении на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям и обеспечить подачу в с. Парная и с. Большое озеро Шарыповского района Красноярского края питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной Шарыповской межрайонной прокуратуры проверки, соблюдения требований законодательства о водоснабжении и санитарно – эпидемиологического благополучия населения, по сообщению Шарыповского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об ухудшении состояния питьевой воды на территории Парнинского сельсовета Шарыповского района установлено, что качество водонапорной питьевой воды, отобранной из водоразборного крана системы централизованного питьевого водопровода, не в полной мере соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Степень концентрации нитратов в питьевой воде превышает допустимые нормы концентрации, что является нарушением санитарных норм и правил. За допущенные нарушения глава Парнинского сельсовета был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. В результате повторной проведенной проверки в феврале – марте 2015 года, ранее выявленные нарушения санитарных норм и правил по водоснабжению населения в с. Парная и с. Большое озеро Шарыповского района не устранены.
В ходе подготовки по делу определением суда в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Родник».
В судебном заседании процессуальный истец – помощник Шарыповского межрайонного прокурора ФИО2 представила заявление об уточнении исковых требований и просила возложить на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанность принять меры необходимые для организации подачи ресурсоснабжающей организацией ООО «Родник», в с.Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края, питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда и возложить обязать на ООО «Родник» обеспечить подачу в с. Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, уточнение по иску принято судом, определено продолжить рассмотрение гражданского дела по иску Шарыповского межрайонного прокурора к администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанности принять меры необходимые для организации подачи ресурсоснабжающей организацией ООО «Родник», в с. Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края, питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда и возложении обязанности на ООО «Родник» обеспечить подачу в с. Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в срок 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика – администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района ФИО3 исковые требования прокурора, с учетом последующего уточнения признал в полном объеме, заявил, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Уточнил, что в настоящее время работы по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства уже ведутся, на их выполнение потребуется время и финансовые средства, ходатайство о выделении которых уже направлено в администрацию Шарыповского района.
Представитель ответчика - ООО «Родник» - ФИО4 исковые требования прокурора, адресованные к обществу, с учетом уточнения по иску, признал в полном объеме, заявил, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Третьи лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и администрация Шарыповского района, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд с учетом требований ч.ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм человека вредных факторов и условий, сопровождающих их деятельность, в результате использования питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу непосредственно регламентируются СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно п. 3.1 которого питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Статья 46 Закона определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Парнинского сельсовета обязана организовать в границах поселения водоснабжение населения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 22.12.1995 г. в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, работы, услуги для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации, а так же правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными изданными в соответствии с ним правовыми актами.
На основании преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» под потребителем понимается гражданин, использующий товары для личных, семейных нужд. Следовательно, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию надлежащего качества. На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы качество оказываемых услуг соответствовало договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя.
На основании ст. 7 Конституции Российской Федерации здоровье человека является личным неимущественным правом, принадлежащим гражданину от рождения и охраняется Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами в, г, д пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011года (далее Правила) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 4 Правил, холодное водоснабжение - снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., питьевая вода должна быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно Приложению № 1 к Правилам, отклонение состава и свойств холодной воды от требования законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01) не допускается.
Как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчики: администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района, ООО «Родник» признали исковые требования прокурора, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиков, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края как ответчик по делу, в силу подпункта 19 пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию в доход бюджета с указанного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия.
Из содержания данных норм следует, что при обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.
При таких обстоятельствах, поскольку судом удовлетворены исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, учитывая, что отсутствуют основания для освобождения ответчика ООО «Родник» от уплаты государственной пошлины, с указанного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края», государственная пошлина в размере 150 рублей, исходя из размера, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) и с учетом того, что администрация Парнинского сельсовета освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязанность принять меры необходимые для организации подачи ресурсоснабжающей организацией Обществом с ограниченной ответственностью «Родник», в с. Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края, питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Родник» обеспечить подачу в с. Парная, д. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края питьевой воды отвечающей гигиеническим нормативам качества по санитарно-химическим показателям, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Родник» государственную пошлину в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края» в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 30 июня 2015 года.
Председательствующий: И.А. Корнев