РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.03.2019 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Рапидовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Кормухиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1396/2019 по административному иску гражданина республики Узбекистан ФИО2 к административному ответчику ГУ МВД РФ по Самарской области о признании незаконным и отмене решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес от 26.10.2018г. об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, восстановлении срока на обращение в суд,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным и отмене решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от дата. об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований указал, что на основании Решения по итогам рассмотрения его заявления о продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ гражданина Узбекистана от 26дата., вынесенного ГУ МВД России по Самарской области, ему было отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ. Уведомление о данном решении им было получено дата. Полагает, что данное Решение является необоснованным. Указал, что является гражданином Республики Узбекистан и на основании решения, вынесенного ГУ МВД России по самарской области от дата. ему было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до дата. дата. он обратился с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ в связи со сложившейся тяжелой жизненной ситуацией и невозможностью возвращения на территорию Узбекистана в связи с отсутствием там родственников. Основанием в продлении срока предоставления ему временного убежища на территории РФ ГУ МВД России по Самарской области называет то, что военные действия в Узбекистане в настоящее время не ведутся во всей стране тяжелое экономическое положение и это не может являться причиной удовлетворения его просьбы. Также он не привел доказательств того, что он может стать жертвой преследования в Узбекистане и не нуждается в экстренном лечении. Таким образом, в отношении него не существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют ему вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории РФ. Он проживает на территории РФ с 2000 года. В период с дата. по дата. решением УФМС России по Самарской области ему было оформлено разрешение на временное проживание, затем он получил временное убежище на территории РФ. Из Узбекистана он уехал, т.к. там периодически ведутся военные действия. Русских преследуют по национальным и религиозным мотивам и его жизни угрожает реальная опасность. Никаких родственников, жилья и иной собственности на территории Узбекистана он не имеет. На территории РФ он проживает вместе со своей семьей: женой и двумя несовершеннолетними детьми на основании договора социального найма по адресу: адрес Брак заключен официально. Все члены его семьи имеют гражданство РФ. Он находится в тяжелой жизненной ситуации, постоянного места работы не имеет, т.к. с иностранным гражданством на работу его не принимают. Жена также не имеет постоянного места работы. Они существуют на случайные заработки. Просил признать незаконным и отменить Решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от дата. об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. Просил восстановить срок на обращение с административным иском в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО2 требование административного иска поддержал, просил удовлетворить, по основаниям в нем изложенным. Суду пояснил, что его супруга получила гражданство РФ через посольство. В то время у работающих людей была большая задолженность по заработной плате, чтобы получить денежные средства, нужно было получить паспорт. Также пояснил, что придя с армии, его паспорт был утерян и в течение 6 лет ему не выдавали паспорт, только потом через военкомат ему выдали паспорт. В период с 1999г. по 2017г. он не обращался за получением гражданства.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МВД России по самарской области - ФИО6., действующая на основании доверенности от 03.09.2018г., удостоверения № №... от дата., копии диплома № №... от дата., в удовлетворении заявленного требования возражала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Из материалов дела судом установлено, что Решением от дата. ФИО2 предоставлено временное убежище на территории РФ сроком до дата., выдано уведомление о предоставлении временного убежища на территории РФ.
дата. ФИО2 подано заявление о продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ, основание: окончание срока действия ранее выданного свидетельства и невозможность выезда в Республику Узбекистан.
Решением от дата ФИО2 отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ, поскольку на момент рассмотрения заявления в Республике Узбекистан не ведутся военные действия, в связи с чем, есть основания полагать, что заявитель обратился с заявлением, по причине тяжелого экономического положения в Узбекистане.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, доказательств наличия указанных причин у административного истца в судебном заседании не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности вынесенного решения, поскольку административный истец не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец" и как следствия законности отказа в продлении срока предоставления временного убежища.
Кроме того, отсутствуют основания полагать, что в случае возвращения в Узбекистан административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что административным истцом не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения в Узбекистан существует реальная угроза его безопасности, также не заявлялось о наличии у него тяжелых заболеваний и нуждаемости в срочной медицинской помощи, или о том, что он лично подвергался преследованиям на территории Узбекистана, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности вынесенного административным ответчиком решения об отказе в продлении срока предоставления временного убежища ФИО2
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству судьи. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании.
Как пояснил ФИО2 копию Уведомления об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации он получил дата., но о нарушении своих прав он узнал раньше, на границе, в устной форме ему сообщили об этом и только потом он получил Уведомление.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 179-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить гражданину республики Узбекистан ФИО2 срок на обращение в суд.
Требования административного иска гражданина республики Узбекистан ФИО2, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 15.03.2019г.
Судья: /подпись/ И.В. Рапидова
Копия верна
Судья
Секретарь