Дело № 2-2230/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при помощнике судьи – Шварц М.Ю. с участием представителя истца – Чистякова Н.Н., представителя третьего лица – Коршуна Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица – Правительство Севастополя, ООО «УК «Центр" о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Севастополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес>, инв. №, по <адрес>, инв. № в <адрес>, в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в защитном сооружении гражданской обороны; журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (п. 5.1.1 Правил). Оснащения входа в ЗС ГО обозначением, представляющим собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил); Проведения мероприятий по оценке технического состояния (системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств) (п. 4.1.1 – п. 4.1.7 Правил); окраски защитно-герметических дверей синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил); указания порядкового номера на защитно-герметических дверях и ставне (п. 6.2.2 Правил); приведения в исправное состояние защитно-герметических свойств двери защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.2.1 Правил); окраску элементов инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя.
Установлено, что по адресу: <адрес>, находятся защитные сооружения гражданской обороны - железобетонные убежища с инвентарными № и № соответственно, которые в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП «О включении в реестр собственности города Севастополя и закреплении на соответствующем праве за государственными предприятиями и учреждениями Севастополя защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28.08.2015 № 725-РП) необходимо включить в реестр собственности города Севастополя как государственное имущество, являющееся собственностью города федерального значения Севастополя согласно приложениям 1,2,3 к указанному распоряжению.
В силу п. 5.1. распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 распоряжения, по актам приема-передачи.
Проверкой установлено, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества не осуществлена, также выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО, в связи с чем прокурор обратился с данным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Правительства Севастополя просил в иске отказать, полагая, что в 6-месячный срок, о котором просит истец, невозможно выполнить заявленные требования.
Представители ответчика и третьего лица ООО «УК «Центр» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили, ответчик письменных возражений на иск не представил, в связи с чем суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя.
В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП «О включении в реестр собственности города Севастополя и закреплении на соответствующем праве за государственными предприятиями и учреждениями Севастополя защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28.08.2015 № 725-РП) необходимо включить в реестр собственности города Севастополя государственное имущество, являющееся собственностью города Севастополя, согласно приложениям 1,2,3 к настоящему распоряжению.
Согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства Севастополя 29.05.2015 № 463-РП на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Управляющая компания «Центр» закреплено 25 защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя.
В силу п. 5.1. распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, по актам приема-передачи.
Проверкой установлено, что до настоящего времени Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества, указанного в п. 1 распоряжения Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП, не осуществлена.
Кроме того, прокуратурой района в апреле 2017 года по факту выявленных нарушений при эксплуатации ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, с инв. №, директору ГУПС «УК «Центр» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, ввиду того, что указанные ЗС ГО по акту приема – передачи не переданы в ГУПС «УК «Центр».
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ создано юридическое лицо ООО «Управляющая компания «Центр» (далее – ООО «УК «Центр») путем реорганизации, правопредшественником является ГУПС «УК «Центр».
Прокуратурой Ленинского района в мае 2019 г. с участием специалистов ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО расположенных по адресу: <адрес>, инв. №, по <адрес>, инв. №, что подтверждается письмом УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю № 1080-2-2-11 от 18.06.2019.
Так, в нарушение ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), защитное сооружение гражданской обороны не обеспечено следующей документацией; журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в защитном сооружении гражданской обороны; журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения. Отсутствует обозначение при входе в защитное сооружение гражданской обороны. Обозначение представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил); отсутствуют годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (п. 5.1.1 Правил); не проводятся организацией мероприятия по оценке технического состояния (системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств) (п. 4.1.1 – п. 4.1.7 Правил); защитно-герметические двери не окрашены синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил); допущено использование (помещения санузлов, помещения не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты) (п. 3.2.24 Правил); на защитно-герметических дверях и ставне не указан порядковой номер (номер наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь №1, ставень №2» и т.д.) (п. 6.2.2 Правил); не обеспечена сохранность защитно-герметических свойств (допущено повреждение уплотнителя на защитно-герметической двери защитного сооружения гражданской обороны) (п. 3.2.1 Правил); допускается демонтаж элементов оборудования установки системы вентиляции (п. 3.2.2– Правил); элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны необходимо окрасить в соответствии с требованиями (п. 3.2.10 Правил).
Как следует из письма ООО «УК «Центр» исх. № 4662 от 10.06.2019, ЗС ГО в ООО «УК «Центр» не передавались.
Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, а уклонение от его передачи в хозяйственное ведение и, как следствие, неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны (ст.13 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с приказом МЧС России № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Указанное нарушение законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая установленные судом обстоятельства, не устранение ответчиком выявленных нарушений обязательных требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Доводы представителя третьего лица о том, что 6 месяцев недостаточно для устранения выявленных нарушений, документально не подтверждены, в силу чего не могут быть приняты во внимание. Принимая во внимание, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы не распределяются.
Руководствуясь статьями 196,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к к Департаменту по имущественным и земелным отношениям г. Севастополя, третье лицо – Правительство Севастополя о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес>, инв. №, <адрес>, инв. № в <адрес>, в соответствие с требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в защитном сооружении гражданской обороны; журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (п. 5.1.1 Правил). Оснащения входа в ЗС ГО обозначением, представляющим собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. (п. 6.2.1 Правил); Проведения мероприятий по оценке технического состояния (системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств) (п. 4.1.1 – п. 4.1.7 Правил); окраски защитно-герметических дверей синтетическими красками в серый цвет (п. 3.2.10 Правил); указания порядкового номера на защитно-герметических дверях и ставне (п. 6.2.2 Правил); приведения в исправное состояние защитно-герметических свойств двери защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.2.1 Правил); окраску элементов инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. 3.2.10 Правил.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.12.2019 г.
Судья –