Дело № 2-2097/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2015 года город Мичуринск
Мичуринский городской федеральный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи - Меньших А.Н.
при секретаре - Кирилловой В.В.,
с участием административного истца - помощника прокурора г. Мичуринска Бобковой Д.С.,
административного ответчика- представителя администрации г. Мичуринска Батусова Д.В.,
заинтересованного лица- Корец С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. прокурора г. Мичуринска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности принять меры по обеспечению надлежащего учета, безопасности ветхих и заброшенных домов, строений, сооружений,
УСТАНОВИЛ:
17 августа 2015 года и.о. прокурора г. Мичуринска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности принять меры по обеспечению надлежащего учета, безопасности ветхих и заброшенных домов, строений, сооружений.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора г. Мичуринска Бобкова Д.С. требование поддержала, просит иск удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик представитель Администрации г. Мичуринска- Батусов Д.В. иск не признал.
Заинтересованное лицо Корец С.С. полагает, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требование и.о. прокурора г. Мичуринска обоснованным, иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему жилого данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним.
Прокуратурой города Мичуринска проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве населенных пунктов в части обеспечения надлежащего учета и безопасности ветхих и заброшенных домов, строений и сооружений.
Проверкой установлено, что по адресу: Тамбовская область, город Мичуринск, ...., расположен жилой дом, представляющий собой одноэтажное строение, находящийся в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно: фасад длительное время не ремонтировался, не ухожен, оконные рамы сломаны, окна не застеклены.
Согласно данным Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области жилой дом по указанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности Корец С.С.(9/42 доли).
Согласно данным ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам, домовладение по указанному адресу принадлежит Корец С.С.(9/42 доли), Андреевой З.В. (13/126 доли), Коротковой В.В. (13/126 доли), Грязновой Т.М. (13/126 доли), Буцких К.И. (10/21 доли), сведения о месте нахождения которых, отсутствуют.
Из требований ст.293 ГК РФ следует, что если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Из указанной нормы следует, что полномочия по предупреждению собственника о необходимости устранения нарушений при содержании жилого помещения, направлению в суд иска о продаже бесхозно содержащегося жилого помещения, с публичных торгов предоставлены законом только органу местного самоуправления, на территории которого расположены такие объекты недвижимости.
В силу ст.225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.п.1,4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 №701, принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.
То есть полномочия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного предоставлены законом только органу местного самоуправления, на территории которого расположены такие объекты недвижимости.
Осуществление соответствующих полномочий направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья жителей муниципального образования при эксплуатации зданий и сооружений, а следовательно, являются обязанностью органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3.1,4.2 Положения «О выявлении, учете, переводе в муниципальную собственность и дальнейшему использованию бесхозяйного имущества», утвержденного решением Мичуринского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 29.12.2003 № 354, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тамбовской области по заявлению администрации города Мичуринска в соответствии с действующим законодательством.
Обращение в муниципальную собственность бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 ГК РФ проводится в следующем порядке по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества, кроме жилого фонда, на учет в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тамбовской области администрации г. Мичуринска по представлению комитета по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации г. Мичуринска вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ.
Таким образом, полномочия по учету, регистрации и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей возложены муниципальным законодательством на администрацию города Мичуринска.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, относится обеспечение проживающих в городском округ и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения установлены п.6 ч.1 ст.10 Устава города Мичуринска Тамбовской области.
В соответствии со ст. 39КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования являются законными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суд обязывает администрацию города Мичуринска предупредить собственника жилого дома о необходимости устранить нарушения, а именно использовать жилое помещение по целевому назначению, провести ремонт жилого дома, назначить собственнику соразмерный срок для устранения нарушений, а в случае неисполнения данного предупреждения в установленный срок и не проведении без уважительных причин необходимого ремонта, обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилого дома.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Мичуринска предупредить собственника жилого дома расположенного по адресу: ...., о необходимости устранить нарушения, а именно использовать жилое помещение по целевому назначению, провести ремонт жилого дома либо произвести его инвентаризацию, назначить собственнику соразмерный срок для устранения нарушений.
Обязать администрацию города Мичуринска при неисполнении данного предупреждения в установленный срок и не проведении без уважительных причин необходимого ремонта, обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилого дома по адресу: ....,с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 28 сентября 2015 года.
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2015 года.
Председательствующий судья - А.Н. Меньших.