№ 2-44/2022
25RS0022-01-2021-001790-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 01 февраля 2022 года
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Т.А.,
при секретаре Чирковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю к Р.Л., Р.П. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,
Установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать недействительными Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Государственным учреждением УПФР по Октябрьскому району Приморского края 17.04.2014 на имя Р.П. и Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Государственным учреждением УПФР по Октябрьскому району Приморского края 17.04.2014 на имя Р.Л..
В обоснование заявленных требований истец указал, что Л.С. являлась матерью Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Л.С. лишена родительских прав в отношении двоих детей Р.П. и Р.Л.. Мать детей Л.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, дочь Р.С. также умерла ДД.ММ.ГГГГ. В связи с рождением четвертого ребенка Р.С. у матери Л.С. возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В связи со смертью матери право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у её детей в равных долях. 17 марта 2014 года ГУ УПФР по Октябрьскому району были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал Р.П., Р.Л. и Р.В. на 143169, 50 рублей каждой. Однако, Р.П. и Р.Л. не имели права на получение указанного сертификата, поскольку на дату выдачи сертификата не являлись детьми Л.С., по тем основаниям, что в отношении этих детей она была лишена родительских прав. Единственным ребенком Л.С. являлась Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Учитывая, что наличие выданного ответчикам Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при отсутствии у них права на дополнительные меры государственной поддержки, препятствует реализации права ребенка на дополнительные меры государственной поддержки.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Ответчики Р.П. и Р.Л. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили в суд заявление о признании исковых требований.
Привлеченный судом к участию в деле законный представитель третьего лица на стороне ответчика В.Н. – М.Т. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, с исковыми требованиями согласилась.
Ознакомившись с исковым заявлением, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Л.С. являлась матерью Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Л.С. лишена родительских прав в отношении двоих детей Р.П. и Р.Л., родившихся ДД.ММ.ГГГГ.
Мать детей Л.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, дочь Р.С. также умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с рождением четвертого ребенка Р.С. у матери Л.С. возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
17 марта 2014 года ГУ УПФР по Октябрьскому району были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал Р.П., Р.Л. и Р.В. на 143169, 50 рублей каждой.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г. (преамбула, пункт 1 части 1 статьи 3).
В силу части 7 статьи 3 данного Федерального закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.
Часть 3 статьи 3 этого Федерального закона предусматривает, что право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и переходит к иным лицам (отцу ребенка либо самому ребенку) в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей, однократно и прекращается в связи со смертью.
Учитывая, что Л.С. в отношении двоих детей Р.П. и Р.Л. была лишена родительских прав, и на дату её смерти единственным ребенком являлась Р.В., следовательно у Р.П. и Р.Л. отсутствовало право на дополнительные меры государственной поддержки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю к Р.Л., Р.П. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным удовлетворить.
Признать недействительным Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Государственным учреждением УПФР по Октябрьскому району Приморского края 17.04.2014 на имя Р.П..
Признать недействительным Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Государственным учреждением УПФР по Октябрьскому району Приморского края 17.04.2014 на имя Р.Л..
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 01 февраля 2022года
Судья Т.А.Григорьева