Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1499/2023 ~ М-442/2023 от 20.02.2023

Дело №2а-1499/2023

УИД 63RS0044-01-2023-000759-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    19 июня 2023 года г. Самара

    Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1499/2023 по административному исковому заявлению Строкиной О.Н. к Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары о признании ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

    Строкина О.Н. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском об признании постановления Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары (далее - Администрация) № 261 от 14.09.2022 г. «Об отмене отдельных правовых актов Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самары» незаконным. В обоснование заявленных требований указав, что постановлениями Администрации от 28.07.2020 г № 100, 101, 102 жилые помещения с назначением квартира , расположенные в доме <адрес> г. Самары переведены в нежилые. Постановлением Администрации от 03.03.2022 г. жилое помещение в указанном доме переведено в нежилое помещение. 14.09.2022 г. постановлением Администрации № 261 вышеуказанные постановления отменены, что нарушает права и законные интересы Строкиной О.Н., лишает административного истца права на свободное осуществление предпринимательской и экономической деятельности, свободное распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в индивидуальной собственности.

    Протокольным определением к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ГЖИ по Самарской области, глава Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары Тюнин В.В.

    Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспчении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

    В судебном заседании представитель административного истца Строкиной О.Н. - Тулаев В.А. Заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. На вопросы суда пояснил, что принадлежащие административному истцу жилые помещения были переведены в статус нежилых на основании постановлений Администрации, которые впоследствии были отменены, с чем административный истец не согласен. Из устных пояснений специалистов отдела архитектуры и строительства известно, что незаконность отмененных постановлений обусловлена отсутствием 100 % кворума по вопросу перевода жилого имущества в нежилое. В помещениях произведен ремонт, места общего пользования не затронуты, однако административный ответчик в опровержение своей позиции ссылается на постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции, которым, по его мнению, определен порядок перевода помещений.

    Представитель административного ответчика Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары по доверенности Бабешкина М.Д. вопрос об удовлетворении заявленных требований Строкиной О.Н. оставила на усмотрение суда, пояснила, что в Администрацию района с заявлением о переводе жилых помещений в нежилые обратилась Строкина О.Н., по результатам рассмотрения которого вынесены соответствующие постановления. В результате проведения плановой проверки ГЖИ по Самарской области в адрес Администрации вынесено предписание от 26.03.2021 г. № 21-0001/2, в том числе по вопросу принятия мер по устранению нарушений порядка осуществления перевода из статуса жилых в нежилые. Частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги утвержден исчерпывающий перечень необходимых документов, в том числе протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, который Строкиной О.Н. представлен не был, в связи с чем, во исполнение требований предписания ГЖИ по Самарской области и устранении допущенных нарушений Администрацией принято решение об отмене ненормативных актов, на основании которых был произведен перевод жилых помещений в нежилые. Указанная позиция нашла свое отражение в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2022 г., согласно которому в отсутствие согласия всех собственников перевод помещений из одного статуса в другое невозможно (л.д.31-32)

Заинтересованное лицо глава Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары Тюнин В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

    Заинтересованное лицо ГЖИ по Самарской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещалось надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.44). Согласно письменным пояснениям Инспекции, при голосовании собственников по вопросу перевода жилых помещений в нежилые административным истцом достаточного кворума получено не было, составил 34 %, что явно недостаточно для осуществления перевода. Оспариваемое постановление является законным.

    Учитывая требования ст. ст. 96, 150 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательства, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие явившихся лиц.

    Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

    При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

    Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ),

    В силу положений ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

    В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара согласуют переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме, осуществляют полномочия в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

    Постановлением Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара от 24.02.2016 г. № 7 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение».

    В силу п. 2.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара.

    Результатом предоставления муниципальной услуги является: принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; принятие решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение (п. 2.3 Административного регламента).

    Перечень документов и информации, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, определен в п. 2.6 Административного регламента.

    В соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

непредставление заявителем документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Регламента;

поступление в администрацию ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если администрация после получения указанного ответа уведомила заявителя о получении такого ответа, предложила заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение и не получила от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

представление документов в ненадлежащий орган;

несоблюдение условий перевода помещения, указанных в пункте 1.4 настоящего Регламента;

несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

На основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости судом установлено, что Строкина О.Н. является собственником помещений, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.15-26).

Постановлениями Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самары 28.07.2020 г. и 03.03.2022 г. рассмотрены заявления Строкиной О.Н., жилые помещения , расположенные в многоквартирном доме <адрес> переведены в нежилые помещения.

В результате проведения ГЖИ по Самарской области плановой проверки в адрес Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары внесено предписание от 26.03.2021 г. № 21-0001/2 по факту нарушения порядка осуществления перевода жилых помещений в нежилые помещения по адресу: <адрес>, с переустройством и перепланировкой путем демонтажа перегородок, дверного блока в проеме и перегородке между коридором и общим коридором. Подобного рода переустройство подразумевает присоединение к части общего имущества, требует согласия всех собственников. Зафиксировав отсутствие такого согласия, Администрации предложено в срок до 16.07.2021 г. устранить выявленные нарушения (л.д.34).

Во исполнение требований ГЖИ по Самарской области 14.09.2022 г. главой Железнодорожного района г. Самары Тюниным В.В. Вынесено постановление № 261 «Об отмене отдельных правовых актов Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара», в частности отменены постановления о переводе принадлежащих на праве собственности жилых помещений Строкиной О.Н. в статус нежилых.

Строкина О.Н. указывая на то, что в данном случае переустройство не затрагивает места общего пользования, отсутствует необходимость в получении кворума собственников помещений многоквартирного жилого дома, ссылаясь, что при проведении государственной регистрации у Администрации не возникло сомнений в правомерности данного перевода, а потому постановление от 14.09.2022 г. № 261 является незаконным, обратилась в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с п. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

Положениями ст. 24 ЖК РФ предусмотрены основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.

Согласно пунктам 3 и 4 части 1, а также частям 2 - 5 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Пунктом 1.1.4 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утверждены Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и согласованы Минрегионом России 15 февраля 2013 г.) установлено, что к ограждающим ненесущим конструкциям многоквартирного дома относятся: окна и двери в помещениях общего пользования; ограждения кровли, балконов, лоджий и веранд; перегородки (стены), отделяющие жилое помещение от других помещений и улицы (за исключением тех, которые относятся к ограждающим несущим конструкциям); наружные входные двери в помещениях общего пользования.

Фасад здания как ограждающая несущая конструкция дома является общим имуществом многоквартирного дома. Балкон – консольно-балочная система, состоящая из несущей конструкции (балконной плиты, плиты лоджии) и ограждения (перил) Под перилами балконов понимается их предохранительное (вертикальное) ограждение. Следовательно, балкон (лоджия) как совокупность балконной плиты и ограждения входит в состав фасада здания.

Балконные плиты (плиты лоджии) входят в состав общего имущества многоквартирного дома как ограждающие несущие конструкции, обеспечивающие прочность и устойчивость дома (п. 2 Правил N 491; Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2012 г. N КАС11-789).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу п. 3 ч. 2 названной статьи, для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (статья 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Согласно п. 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Как указано в предписании ГЖИ, принадлежащие на праве собственности Строкиной О.Н. жилые помещения переведены в нежилые с нарушением установленного порядка, поскольку в помещениях по адресу: <адрес>, имеет место быть перепланировка и переустройство, совершенные путем демонтажа перегородок, дверного блока в проеме и перегородке между коридором и общим коридором, что подразумевает присоединение к части общего имущества.

Таким образом, мероприятия по переводу жилых помещений в нежилые повлекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного жилого дома путем частичного использования внешней стены дома, на которую распространяются права собственников помещений.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2022 г., сторонами под сомнение не ставились. Согласно судебного акта в отсутствие согласия всех собственников помещении многоквартирного дома у Администрации не имелось оснований для согласования перевода жилых помещении в нежилые.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно письменным пояснениям ГЖИ по Самарской области, Строкиной О.Н. получено согласие лишь 34 % собственников помещений многоквартирного дома для перевода жилых помещений в нежилые, что является недостаточным количеством в силу закона.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление № 261 от 14.09.2022 г. администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара «Об отмене отдельных правовых актов Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самары» является законным, ввиду чего требования Строкиной О.Н. являются необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.

    Вместе с тем, административный истец не лишен возможности повторно обратиться с требованиями о переводе жилых помещений в нежилые при соблюдении установленных требований закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Строкиной О.Н. к Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самары о признании ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.07.2023 г.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-1499/2023 ~ М-442/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Строкина О.Н.
Ответчики
Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара
Другие
глава Железнодорожного района г. Самары Тюнин В.В.
ГЖИ Самарской области
Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация административного искового заявления
20.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2023Предварительное судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее