Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-516/2022 ~ М-331/2022 от 10.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о. Чапаевск Самарской области                                             31 мая 2022 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Викторовой О.А.,

при секретаре Шаталиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области административное дело № 2А-516/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области к Зудилову А.А. о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административного истца в лице МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зудилову А.А. о взыскании обязательных платежей.

В обоснование заявленных требований указали на то, что Зудилов А.А. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Зудилову А.А. направлялись налоговые уведомление об уплате указанных налогов, впоследствии налоговое требование, которые не исполнены. В этой связи налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО4 задолженности по налогам. Инспекция обращалась к Мировому судьей судебного участка № <Адрес обезличен> с заявлением о вынесении судебного приказа. <Дата обезличена> Мировым судьей судебного участка № <Адрес обезличен> был вынесен судебный приказ по административному делу <Номер обезличен> о взыскании с ФИО4 задолженности по налогам сборам. <Дата обезличена> определением Мирового судьи судебного участка № <Адрес обезличен> судебный приказ отменен. Просили суд, с учетом частичного отказа от заявленных требований в связи с оплатой задолженности, взыскать с ФИО4 задолженность в сумме <Данные изъяты> рублей, в том числе: транспортный налог за <Дата обезличена> г. в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей.

Представитель административного истца – МИФНС №16 России по Самарской области в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Зудилов А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представил заявление, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявления, поскольку оплачена задолженность по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц за 2019 года.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.

Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

В силу ст.363 Налогового Кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ст. ст. 357,358 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.

Согласно ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 362 Налогового Кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Транспортный налог, основания, размер и срок его уплаты определяются главой 28 НК РФ, <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «О транспортном налоге на территории <Адрес обезличен>».

Так, в силу ч.2 ст.3 указанного Закона, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <Дата обезличена> N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки с физического лица в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (редакция статьи на момент возникновения спорных отношений), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (редакция статьи на момент возникновения спорных отношений), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что Зудилов А.А. состоит на учете в ФНС №16 России по Самарской области в качестве налогоплательщика, поскольку на его имя зарегистрировано транспортное средство.

Согласно материалам дела ФИО2 направлялись налоговые требования: <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об оплате транспортного налога за <Дата обезличена> г. в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей, в срок до <Дата обезличена>; <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об оплате транспортного налога за <Дата обезличена> г. в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей, об оплате налога на имущество физических лиц за <Дата обезличена> г. в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей, в срок до <Дата обезличена>; <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об оплате транспортного налога за <Данные изъяты> год в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей, об оплате налога на имущество физических лиц в размере <Данные изъяты> рублей, пеня в размере <Данные изъяты> рублей, в срок до <Дата обезличена>.

Проанализировав указанные налоговые требования, суд приходит к выводу о том, что при выставлении требования от <Дата обезличена> со сроком уплаты <Дата обезличена>, сумма задолженности не превысила 3 000 рублей и налоговый орган не имел возможности обратиться за взысканием данной задолженности в суд.

Однако, с выставлением требования от <Дата обезличена> сумма долга достигла 3 000 рублей, в связи с чем Инспекция обязана была обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня окончания срока исполнения данного требований (<Дата обезличена>), то есть до <Дата обезличена>.

Между тем, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании образовавшейся задолженности налоговый орган обратился <Дата обезличена>, что подтверждается ответом мирового суда, то есть за пределами сроков, предусмотренных ст. 48 НК РФ, в связи с чем налоговый орган утратил возможность на взыскание указанной задолженности.

При этом соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительное причины, а также невозможность восстановлении пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> N...-О-О).

Установлено также, что ФИО2 было направлено налоговое требование от <Дата обезличена> со сроком исполнения до <Дата обезличена> об уплате задолженности по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рубля и пени в размере <Данные изъяты> копеек.

Направлению данного налогового требования предшествовало направление налогового уведомления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, УИН уведомления указан <Адрес обезличен>.

Административным ответчиком в материалы дела представлен платежный документ об уплате <Дата обезличена> налога в размере <Данные изъяты> рублей, УИН в платежном документе совпадает с УИН в налоговом уведомлении об уплате транспортного налога за <Дата обезличена> год.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что задолженность по транспортному налогу за <Данные изъяты> год, которую просит взыскать Инспекция, у административного ответчика отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется, а доводы о распределении поступивших денежных средств в счет оплаты иных периодов суд полагает несостоятельными и не основанными на правовых нормах, в связи с чем во внимание не принимает.

Поскольку, согласно платежного документа, транспортный налог за <Данные изъяты> год оплачен Зудиловым А.А. своевременно, то оснований для взыскания пени суд также не усматривает.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск МИФНС России №16 по Самарской области к Зудилову А.А. – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

      Судья Чапаевского городского суда                    О.А. Викторова

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022 года.

Подлинник документа находитсяв материалах административного дела№2а-<Номер обезличен>

2а-516/2022 ~ М-331/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная Инспекция ФНС России № 16 по Самарской области
Ответчики
Зудилов А.А.
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Викторова О. А.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация административного искового заявления
10.03.2022Передача материалов судье
14.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
05.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее