К делу №2-260/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Тихорецк 21 февраля 2019 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Караминдова Д.П.,
при секретаре судебного заседания Пастарнак Е.Ю.,
с участием:
представителя истца - старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
ответчика - индивидуального предпринимателя Мамаевой И.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тихорецком районе - Филатовой Н.Н., действующей на основании доверенности №02-29/57 от 11.01.2019,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района – Мудраковой Ю.А., действующей на основании доверенности №267 от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мамаевой Ирине Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами зданием салона цветов «Мята»,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мамаевой Ирине Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами зданием салона цветов «Мята», расположенным по адресу: город Тихорецк, улица Калинина, 99.
Иск мотивирован тем, что в результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в несоблюдении социального права граждан как инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) Тихорецкого района.
Установлено, что по состоянию на 15.12.2017 в нарушение требований закона и Требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильиых групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» здание салона цветов «Мята», расположенное по адресу: Тихорецкий район, город Тихорецк, улица Калинина, 99, не доступно для инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, а также граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества.
В частности, установлено, что на автостоянке перед магазином не выделены места для транспорта инвалидов (не менее 10%, 1 место) с расстоянием от парковки до входа в здание не более 50 м, не выделено специализированное место размером 6,0 м х 3,6 м для автотранспорта инвалидов па креслах-колясках, разметка на поверхности покрытия стоянки не соответствует требованиям п. 4.2.1 Д.6 СП 59.13330.2012, отсутствует вертикальное обозначение места для автотранспорта инвалидов на высоте не менее 1,5 м, не обеспечен съезд с тротуара на парковку шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10% с высотой съезда не более 1,5 см, входная площадка не соответствует установленным требованиям (1,4 м х 2,0 или 1,5 х 1,85 м), прозрачное полотно входной двери в зону оказания услуг не оснащено контрастной маркировкой, в зоне оказания услуг не оборудованы столы (прилавки; кассы и др.) на высоте не более 0,85 м, при входе в здание отсутствует информация о назначении помещения внутри (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 м до 1,4 м с дублированием рельефными знаками.
Указанные обстоятельства, указывает прокурор, свидетельствуют о необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, что является нарушением требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с выше изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие ИП Мамаевой И.А., выразившееся в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами зданием салона цветов «Мята», расположенным по адресу: Тихорецкий район, город Тихорецк, улица Калинина, 99; обязать ИП Мамаеву И.А. устранить в здании салона цветов в полном объеме допущенные нарушения путем обустройства на автостоянке перед магазином места для транспорта инвалидов (не менее 10%, 1 место) с расстоянием от парковки до входа в здание не более 50 м, выделить специализированное место размером 6,0 мх 3,6 м для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках, разметку на поверхности покрытия стоянки привести в соответствие с требованиям п. 4.2.1 Д.6 СИ 59.13330.2012, установить вертикальное обозначение места для автотранспорта инвалидов на высоте не мопсе 1,5 м, обеспечить съезд с тротуара на парковку шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10% с высотой съезда не более 1,5 см, входную площадку привести в соответствие с установленными требованиями 1,4 м х 2,0 или 1,5 х 1,85 м, прозрачное полотно входной двери в зону оказания услуг оснастить контрастной маркировкой, в зоне оказания услуг оборудовать столы (прилавки, кассы и др.) на высоте 0,85м, при входе в здание разместить информацию о назначении помещения внутри (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3м до 1,4м с дублированием рельефными знаками.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. уточнила исковые требования: просит признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Мамаевой И.А., выразившееся в не создании условий для беспрепятственного пользования инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами зданием салона цветов «Мята», расположенным по адресу: Тихорецкий район, город Тихорецк, улица Калинина, 99; обязать ответчика устранить следующие нарушения: входную площадку привести в соответствие с установленными требованиями - 1,4 м х 2,0 или 1,5 х 1,85 м, в зоне оказания услуг оборудовать столы (прилавки, кассы и др.) на высоте 0,85 м, пояснив, что остальные нарушения ответчиком устранены.
Ответчик - индивидуальный предприниматель Мамаева И.А. в судебном заседании пояснила, что указанные в исковом заявлении нарушения частично ею устранены. Порога не было изначально, но клиенты стали часто жаловаться, что скользят и падают, поэтому они сделали порожек, так как для маломобильных граждан у них есть кнопка вызова, где продавец может выйти и обслужить маломобильного клиента. Так же у них действует доставка цветов на дом. Входную площадку они ровняли по соседнему магазину «АВС», чтобы не было неровностей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тихорецком районе Филатова Н.Н. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что данный объект не соответствует требованиям законодательства. В частности, ступенька препятствует прохождению инвалидами, детьми-инвалидами и маломобильными гражданами в магазин, так же необходимо в зоне оказания услуг оборудовать столы (прилавки, кассы и др.) на высоте 0,85 м, эти данные указаны в паспорте на объект.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Мудракова Ю.А. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что магазин находится в собственности ИП Мамаевой И.А., земля - в общем пользовании, не разграничена государственной собственностью.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственное пользование автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 297.
В силу пункта 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Пунктом 7 статьи 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи Краснодарского края» определено, что в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан 15 необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения на собственников зданий и сооружений.
При поступлении в Управление социальной защиты населения по Тихорецкому району (далее - Управление) информации о введении в эксплуатацию объектах приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов, специалистом Управления проводится мониторинг данных объектов на предмет оценки состояния их доступности и соответствия установленным нормативным требованиям с фиксацией результатов обследования в паспорте доступности объекта.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в несоблюдении социального права граждан как инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) Тихорецкого района.
Установлено, что по состоянию на 15.12.2017 в нарушение вышеуказанных требований закона и Требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» здание салона цветов «Мята», расположенное по адресу: Тихорецкий район, город Тихорецк, улица Калинина, 99, не доступно для инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан, что ущемляет установленные законом социальные права инвалидов, а также граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства и общества.
В частности, проверкой установлено, что на автостоянке перед магазином не выделены места для транспорта инвалидов (не менее 10%, 1 место) с расстоянием от парковки до входа в здание не более 50м, не выделено специализированное место размером 6,0 м х 3,6 м для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках, разметка на поверхности покрытия стоянки не соответствует требованиям п. 4.2.1 Д.6 СП 59.13330.2012, отсутствует вертикальное обозначение места для автотранспорта инвалидов на высоте не менее 1,5м, не обеспечен съезд с тротуара на парковку шириной не менее 1,0 м с уклоном не более 10% с высотой съезда не более 1,5 см, входная площадка не соответствует установленным требованиям (1,4 м х 2,0 или 1,5 х 1,85 м), прозрачное полотно входной двери в зону оказания услуг не оснащено контрастной маркировкой, в зоне оказания услуг не оборудованы столы (прилавки, кассы и др.) на высоте не более 0,85 м, при входе в здание отсутствует информация о назначении помещения внутри (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 м до 1,4 м с дублированием рельефными знаками.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент рассмотрения дела ответчиком не устранены следующие нарушения: не приведена в соответствие с установленными требованиями - 1,4 м х 2,0 или 1,5 х 1,85 м входная площадка в здание салона цветов; в зоне оказания услуг не оборудованы столы (прилавки, кассы и др.) на высоте 0,85 м. Иные выявленные в ходе проверки и указанные в иске нарушения ответчиком устранены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, что является нарушением требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку невозможно установить, права каких именно инвалидов, детей-инвалидов и маломобильных граждан за прошедшее время были нарушены, а также нарушаются в настоящее время, бездействие ответчика повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 35, с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах требования Тихорецкого межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд по данной категории дела. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования Тихорецкий район в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, 99.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, 99.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, 99, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - 1,4 ░ ░ 2,0 ░░░ 1,5 ░ 1,85 ░; ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░.) ░░ ░░░░░░ 0,85 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░), ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░; ░/░ 40101810300000010013; ░░░: 040349001; ░░░ 2321012499; ░░░ 232101001; ░░░: 18210803010010000110; ░░░░░: 03654000.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░