Дело № 2-1137/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Емельяново «1» марта 2017 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толокольникова ФИО4 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа по не принятию решения о предварительном согласовании расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Толокольников А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, где просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного СНТ «Бугач», участок № <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., обязать ответчика рассмотреть заявление путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Свои требования истец мотивировал тем, что им подано заявление о предоставлении земельного участка, расположенного СНТ «Бугач», участок №, площадью <данные изъяты> кв.м, согласно приложенной схеме расположения земельного участка. По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска направлен ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не по формальным основаниям.
Истец Толокольников А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика – Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явилась, против удовлетворения искового заявления не возражала, об отложении слушания дела не просила.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).
Основания для отказа в утверждении схемы земельного участка перечислены в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, среди которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп.2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ);3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп.4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп.5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно п. 19 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" только в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 -39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Судом установлено в судебном заседании следующие обстоятельства.
26.10.2016г. Истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в СНТ «Бугач», участок №, площадью 1024 кв.м, согласно приложенной схеме расположения земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ (исх. № Т-17112) об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого Истцом земельного участка. Отказ обоснован тем, что испрашиваемый Истцом земельный участок находится в зоне жилой застройки индивидуальными домами и в зоне зеленых насаждений.
При этом, основания указанных выводов Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не приводится, схема наложения границ земельных участков не представлена. Схема земельного участка не составлена, координаты точек его не установлены. Таким образом, по существу заявление Толокольникова А.В. рассмотрено не было, доказательств обратного сторонами не представлено, судом установлено в ходе судебного разбирательства не было. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств достоверно свидетельствующих о том, что в указанном заявителем каталоге координат узловых и поворотных точек планируемого к формированию земельного участка существуют иные объекты права. Кроме этого в материалы дела не представлены иные решения органа, чьи действия оспариваются, о более раннем согласовании для иных лиц схемы КПТ.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В тоже время, согласно схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории в масштабе <данные изъяты>, наглядно показано, что испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты> и не накладываются, не имеют пересечений с границами земельных участков поставленных на учет, сведения о которых содержатся в ГКН.
Южнее от испрашиваемого земельного участка находится земельный участок кадастровым номером <данные изъяты>.
Таким образом, при изучении вышеизложенной информации, так же информации содержащейся в ГКН, нарушений предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам и оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: СНТ «Бугач», участок №, не обнаружено.
Соответственно доводы административного ответчика, что вновь образуемый земельный участок в нарушение статьей 11.9 ЗК РФ пересекает границы территориальных зон, ничем не подтверждены, доказательств тому в ответе ответчика не содержится, в судебное заседание также представлено им не было.
В процессе установлено, что согласно ответу, полученному заявителем испрашиваемый заявителем земельный участок ранее никому не выделялся, адрес не присваивался, какие-либо противоречия территориальной зоне генерала муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, возникла обязанность в месячный срок рассмотреть заявление Толокольникова А.В. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения, по основаниям, предусмотренным законодательством.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории и градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Для целей заключения вывода о возможности, либо невозможности предоставить земельный участок, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Как следует из статьи 10 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описание местоположения границ таких зон.
Статьей 15 Закона о кадастре на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 5 Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
В материалы дела органом, чьи действия оспариваются не представлены доказательства в части описания местоположения границ территориальной зоны, отличной от той, которая определена в государственном кадастре недвижимости.
Испрашиваемый Толокольниковым А.В. земельный участок располагается среди земельных участков, в отношении которых уже осуществлен государственный кадастровый учет, являются земельными участками из земель для ведения садоводства, что подтверждается представленной схемой расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории, публичной кадастровой картой, заключением кадастрового инженера.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 ГрК РФ. В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки, что не оспаривалось сторонами, установлен градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Ответчиком не представлено доказательств отнесения указанной им территориальной зоны, определенной в представленной схеме в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы земельного участка в представленных заявителем координатах узловых и поворотных точек.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Вместе с тем, ответчиком доказательств, подтверждающих возможность определения испрашиваемого земельного участка в качестве индивидуально определенной вещи в границах, установленных в соответствии с Законом о кадастре не предоставил, отсутствует государственный кадастровый учет данного земельного участка, участку не присвоен государственный кадастровый номер. Также в материалы дела не представлено наличие исключительных прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок на момент обращения в орган местного самоуправления.
Объектом земельных отношений является не земля как объект природы или ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном порядке часть поверхности земли. Когда речь идет о земле как объекте земельных правоотношений, имеется в виду земля не в ее естественном состоянии, а земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения.
Земля как природный объект либо как природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо иных отношений. Объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы.
Следовательно, для того чтобы индивидуализировать земельный участок, гражданину необходимо определить его местоположение согласно ориентиру. А органу местного самоуправления сопоставить представленную заявителем схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории с документами территориального планирования: генеральным планом, правилами землепользования и застройки.
Согласно ст. 39.19 ЗК РФ (в ред. 01.03.2015 года) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 29.4 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 03.06.2015) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчиком не предоставлены доказательства невозможности образования земельного участка в указанном заявителем месте, а также не представлено доказательств, препятствующих в принятии решения, либо невозможности принятия решения об утверждении схемы. Также в материалы дела не представлено доказательств поступления иных заявлений о предоставлении земельного участка в указанном Заявителем месте от иных граждан.
Суд в результате анализа положений градостроительного, земельного законодательства и обстоятельств дела, установленных на основании совокупности доказательств, пришел к выводу о том, что Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не представлено доказательств, позволяющих однозначно и достоверно определить обстоятельства, на которые ссылался административный ответчик, в своем отказе принять решение о предварительном согласовании земельного участка.
Отсутствие проекта планировки и застройки, не является препятствием для выполнения администрацией муниципального образования обязанности, установленной ст. 11.10, 39.5 Земельного кодекса РФ, поскольку описание границ территории, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» от 3 июня 2011 года № 267, может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений, что позволяет органу местного самоуправления определить красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линий связи, объекты инженерной и трансформаторной инфраструктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границы застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ.
Следовательно, суд признает заявление Толокольникова А.В. обоснованным и полагает необходимым возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность принять решение об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, согласно поданного заявления в обозначенном каталоге координат.
В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация муниципального образования не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка.
При таких данных суд полагает, что заявленные исковые требования Толокольникова А.В являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Толокольникова ФИО5 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа по не принятию решения о предварительном согласовании расположения земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 08.11.2016 г. № Т-17112 по не рассмотрению по существу заявления (от 26.10.2016г.) об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании места размещения земельного участка Толокольникову ФИО6 земельного участка, расположенного СНТ «Бугач», участок №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление путем принятия решения о предварительном согласовании Толокольникову ФИО7 земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории РФ Красноярский край СНТ «Бугач», участок №, площадью 1024 кв.м., согласно заявления от 26.10.2016г.
Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский крае-вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответ-чиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление подано, - в те-чение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 17.03.2017 г.).
Судья Емельяновского районного суда Е.А. Лукашенок