УИД: 51RS0003-01-2019-003281-25
№ 2-2521/19
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при секретаре Антоновой Е.В.,
с участием представителя истца Уманцевой П.В.,
представителя ответчика Вечеркина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ПРО АВТО» к Дудочкину Д.С. о взыскании расходов по перемещению и хранению транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ПРО АВТО» (далее – ООО «ПРО АВТО») обратилось в суд с иском к Дудочкину Д.С. о взыскании расходов по перемещению и хранению транспортного средства.
В обоснование заявленных требований указано, что 03 июля 2019 года сотрудниками ГИБДД Мурманской области составлен протокол о задержании транспортного средства «ВАЗ 21099» за совершение водителем Дудочкиным Д.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. В соответствии с актом приема и хранения, задержанное транспортное средство передано для эвакуации с места задержания на хранение на специализированную стоянку ООО «ПРО АВТО». До настоящего времени транспортное средство со стоянки собственником транспортного средства или доверенным лицом не забрано, оплата услуг по эвакуации и хранению не произведена. На дату составления искового заявления период хранения транспортного средства превысил два месяца, стоимость хранения транспортного средства составила 152 256 рублей, стоимость услуг по перемещению транспортного средства - 2510 рублей. Просит взыскать с ответчика расходы на хранение задержанного транспортного средства в размере 152 256 рублей, расходы на перемещение транспортного средства в размере 2510 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4295 рублей 32 копейки, расходы по оплате услуг представителя в размере 14 000 рублей.
Представитель истца Уманцева П.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в отношении Дудочкина Д.С. 03 июля 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 12.7 КоАП РФ. В связи с совершением административного правонарушения, 03 июля 2019 года составлен протокол о задержании транспортного средства «ВАЗ 21099», которое перемещено и принято на хранение на специализированную стоянку ООО «ПРО АВТО».
Ответчик Дудочкин Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 ГПК РФ.
Представитель ответчика Вечеркин В.А. в судебном заседании с иском согласился частично, пояснил, что согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 08 июля 2019 года Дудочкин Д.С. привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 12.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Дудочкин Д.С. постановление по делу об административном правонарушении от 08 июля 2019 года не обжаловал. 18 июля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении в отношении Дудочкина Д.С. вступило в законную силу. Таким образом, с 18 июля 2019 года необходимость мер по хранению автомобиля «ВАЗ 21099» отпала. Дудочкин Д.С. не является владельцем транспортного средства, правоустанавливающих документов на автомобиль у него не имелось, в связи с чем не имел возможности истребовать автомобиль со специализированной стоянки, в соответствии с требованиями части 10 статьи 27.13 КоАП РФ. Хранение транспортного средства на специализированной стоянке регулируется нормами гражданского законодательства, в связи с чем Дудочкин Д.С. обязан нести ответственность в порядке части 10 статьи 27.13 КоАП РФ за перемещение транспортного средства и за период с 03 июля 2019 года по 18 июля 2019 года. В соответствии с постановлением Комитета по тарифному регулированию, которым утверждены базовые тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, подлежат взысканию расходы по хранению транспортного средства за период с 03 июля 2019 года по 18 июля 2019 года в размере 37 440 рублей, расходы по перемещению – 2510 рублей. Таким образом, общая сумма денежных средств, подлежащая взысканию с Дудочкина Д.С. должна составлять 39 950 рублей. Одновременно указал, что требования о взыскании судебных расходов в размере 14 000 рублей являются явно завышенными. Ссылаясь на статью 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд снизить размер судебных расходов.
Третье лицо Нечаев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин не явки не сообщил.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российский Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В силу статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение.
Согласно статье 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила данной главы (главы 47 Кодекса) применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченным лицом в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1 КоАП РФ).
Нормы пункта 7 части 1 статьи 27.1 и части 1 статьи 27.13 КоАП РФ предусматривают применение в целях пресечения отдельных административных правонарушений в области дорожного движения, в том числе предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ, такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства, состоящее в исключении транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).
Частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ установлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.
При этом часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ устанавливает, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации части 10 статьи 27.13 КоАП РФ Законом Мурманской области от 09 июня 2012 года № 1485-01-ЗМО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств и о внесении изменения в Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» определен порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
Согласно статье 1 Закона Мурманской области от 09 июня 2012 года № 1485-01-ЗМО деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих на территории Мурманской области услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) услуги по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках (далее - исполнитель), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области на основании договоров об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, заключенных исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, в порядке, устанавливаемом Правительством Мурманской области.
В случаях, установленных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, осуществляют в пределах своей компетенции необходимые действия по задержанию транспортного средства путем перемещения на специализированную стоянку.
Из приведенных норм права в их совокупности следует, что основанием для возникновения гражданско-правового обязательства юридических лиц по хранению задержанных транспортных средств является исполнение публично-правовой обязанности, возлагаемых на них в силу закона, поскольку основанием для помещения автомобиля на специализированную стоянку является не договор хранения, заключаемый с его владельцем, а административно-властный акт (протокол о задержании транспортного средства),
Таким образом, расходы на перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке подлежат возмещению привлеченным к административной ответственности лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Судом установлено, что 10 мая 2018 года между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и ООО «ПРО АВТО» заключён договор об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, согласно которому организатор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках. Перемещению на специализированные стоянки и (или) хранению на специализированных стоянках подлежат транспортные средства, решение о задержании которых принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, установленных частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ (л.д. 10-13).Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03 июля 2019 года инспектором ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску в отношении Дудочкина Д.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем обстоятельством, что 03 июля 2019 года в 00 часа 40 минут на улице Инженерная дом 12 в городе Мурманске он управлял автомобилем ВАЗ 21099, не имея права управления транспортным средством.
Кроме того, 03 июля 2019 года инспектором ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску в отношении Дудочкина Д.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем обстоятельством, что 03 июля 2019 года в 00 часа 40 минут на улице Инженерная дом 12 в городе Мурманске он управлял автомобилем ВАЗ 21099 не зарегистрированным в установленном законом порядке с установленными заведомо подложными государственными регистрационными номерными знаками №, принадлежащие автомобилю ВАЗ 2109.
Одновременно с выявлением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.7 и частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, инспектором ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску 03 июля 2019 года составлен протокол об отстранении Дудочкина Д.С. от управления транспортным средством ВАЗ 21099 №, а также протокол о задержании транспортного средства с передачей его для транспортировки и помещения на специализированную стоянку Про авто.
В этот же день 03 июля 2019 года указанное транспортное средство было помещено на платную специализированную стоянку ООО «ПРО АВТО», что подтверждается актом приема задержанного транспортного средства подлежащего перемещению на специализированную стоянку и актом приема на хранение на специализированную стоянку задержанного транспортного средства (л.д. 16-17).
Постановлением заместителя командира ОР ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску от 08 июля 2019 года Дудочкин Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Одновременно постановлением на Дудочкина Д.С. возложена обязанность по возмещению расходов по эвакуации и хранению транспортного средства.
По информации УГИБДД УМВД России по Мурманской области последним владельцем транспортного средства ВАЗ 21099 с государственным регистрационным знаком № являлся Нечаев А.С. в период с 14.01.2011 по 23.01.2018 (л.д. 87).
Из карточки учета транспортного средства следует, что в отношении автомобиля ВАЗ 21099 с государственным регистрационным знаком №, (VIN) ХТА № регистрация прекращена 23 января 2018 года. С 23 января 2018 года по настоящее время отсутствуют сведения о серии, номере, дате документов подтверждающих право собственности; о коде формы собственности; о серии и номере регистрационных документов (л.д. 88).
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика Дудочкина Д.С. расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, поскольку в силу части 11 статьи 27.13 КоАП РФ такие расходы возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, с учетом того, что именно ответчик совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 12.7 КоАП РФ, повлекшее задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку.
Доводы представителя ответчика о том, что Дудочкин Д.С. на момент задержания спорного автомобиля его собственником не являлся, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по возмещению понесенных истцом расходов, не может быть принят во внимание, поскольку ответчик является лицом, чьи действия повлекли необходимость несения расходов по транспортировке и хранению транспортного средства, кроме того, обязанность Дудочкина Д.С. по возмещению таких расходов прямо установлена частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ, также суд учитывает, что задержанное транспортное средство не имеет законного владельца, а лицом, которое последним управляло этим транспортным средством, то есть осуществляло фактическое владение, является Дудочкин Д.С.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения обязанности по возмещению расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на иных лиц.
Относительно размера, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца расходов за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что начиная с 03 июня 2019 года по настоящее время задержанный автомобиль ВАЗ 21099 находится на хранении на специализированной стоянке истца, мер к возврату данного транспортного средства, оплате хранения автомобиля ответчиком не предпринималось.
Согласно статье 3 Закона Мурманской области от 09 июня 2012 года № 1485-01-ЗМО оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку.
Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
Возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
В соответствии с пунктом 6.4 Приказа Минтранса Мурманской области от 28.09.2018 № 118 «Об утверждении Порядка взаимодействия по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Мурманской области» по истечении двух месяцев со дня принятия транспортного средства на хранение исполнитель обращается в суд с требованием о взыскании с собственника транспортного средства платы за его хранение. При этом взыскиваемая плата не может превышать суммы за хранение транспортных средств на специализированной стоянке в течение двух месяцев (в соответствии с утвержденными тарифами).
Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 28.05.2018 № 18/1 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств» установлена плата за перемещение задержанного транспортного средства, которая составляет 2510 рублей. Плата за хранение задержанного транспортного средства составляет 104 рубля за каждый час хранения.
Истцом произведен расчет платы за хранение задержанного транспортного средства за два месяца хранения, в размере 152 256 рублей (61 день * 24 часа х 104 рубля), плата за перемещение задержанного транспортного средства составила 2510 рублей.
Суд находит представленный истцом расчёт задолженности правильным, поскольку он составлен с соблюдением, установленного на территории Мурманской области базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, взыскиваемая стоимость хранения транспортного средства не превышает суммы за два месяца хранения, в связи с чем данный расчет принимается судом.
Довод представителя ответчика о том, что необходимость в хранении задержанного транспортного средства ВАЗ 21099 отпала 18 июля 2019 года при вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от 08 июля 2019 года, в связи с чем транспортное средство должно быть незамедлительно возвращено, как это предписано частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ, следовательно начисленные платежи за хранение транспортного средства в период свыше 18 июля 2019 года не подлежат взысканию с Дудочкина Д.С., не может быть принят во внимание по следующим обстоятельствам.
Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ вопросы перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, оплата стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств регулируются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Мурманской области от 09 июня 2012 года № 1485-01-ЗМО установлено, что срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
На основании Приказа Минтранса Мурманской области от 28.09.2018 № 118 решение о прекращении задержания транспортного средства соответствующего вида принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
При возврате задержанного транспортного средства исполнитель составляет акт передачи задержанного транспортного средства, подлежащего возврату.
Владелец транспортного средства, представитель владельца или лицо, имеющее при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, расписывается в акте передачи задержанного транспортного средства, подлежащего возврату, и журнале учета задержанных транспортных средств.
Возврат задержанного транспортного средства владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, учитывая характер спора возникших между сторонами правоотношений, а также учитывая, что спорный автомобиль до настоящего времени находится на специализированной стоянке, исковые требования истца подлежат удовлетворению, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы за хранение задержанного транспортного средства в размере 152 256 рублей, а также расходы на перемещение транспортного средства в размере 2510 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 14 000 рублей, что подтверждается соглашением на оказание юридических услуг от 21 сентября 2019 года и расходным кассовым ордером № от 27 сентября 2019 года.
Учитывая объём оказанной юридической помощи (изучение документов, консультация, подготовка искового заявления, направление документов в суд, представление интересов в суде), исходя из конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, а также то, что по делу проведено 2 (два) судебных заседания в одном из которых представитель истца участия не принимал, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, однако считает необходимым снизить взыскиваемые судебные расходы, связанные с оказанием услуг, в пределах разумного до 7 000 рублей. Указанную сумму суд находит разумной и справедливой
Истцом при подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 4295 рублей 32 копейки. Данные расходы в силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также подлежат возмещению истцу ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ПРО АВТО» к Дудочкину Д.С. о взыскании расходов по перемещению и хранению транспортного средства – удовлетворить частично.
Взыскать с Дудочкина Д.С. в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПРО АВТО» в возмещение расходов на хранение задержанного транспортного средства 152 256 рублей, в возмещение расходов на перемещение задержанного транспортного средства - 2510 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4295 рублей 32 копейки, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей, а всего – 166 061 рубль 32 копейки.
В удовлетворении требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере, превышающем 7 000 рублей, обществу с ограниченной ответственностью «ПРО АВТО» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.Н. Тищенко