Дело №2-2156/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дмитренко В.М.,
при секретаре судебного заседания Румянцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску Щёлковского городского прокурора Московской области, действующего в интересах инвалида ФИО22, к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида с детства техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Щёлковский городской прокурор, действующий в интересах инвалида ФИО23, уточнив требования, (л.д. 124-128) обратился в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида с детства техническими средствами реабилитации.
В обосновании иска указал, что в Щелковской городской прокуратуре по обращению ФИО25 о необеспечении техническими средствами реабилитации филиалом № 40 ГУ МОРО ФСС РФ, проведена проверка.
14.09.2015 инвалид с детства, ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в филиал № 40 ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации № 432 от 01.12.2009 (бессрочно), а именно: впитывающие простыни (пеленки) 60 х 90 см в количестве 360 штук в год и подгузники № 2 в количестве 720 штук в год.
Согласно представленной информации филиала № 40, за период с сентября по декабрь 2015 года, Ильичева С.Н.. была обеспечена впитывающими пеленками размера 60 х 90 см в количестве 30 штук и взрослыми подгузниками в аналогичном количестве 30 штук.
За весь период 2016 года, обеспечение ФИО26 пеленками размера 60 х 90 см составило только 120 штук за год, а подгузниками 360 штук.
В 2017 году ФИО27. было предоставлено 330 штук впитывающих пеленок и 660 штук подгузников, а за истекший период 2018 года, только 90 штук пеленок и 180 подгузников.
30.10.2018 ФИО28 выдана новая ИПРА №№ согласно которой, инвалиду впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см из расходования 1 штуки в сутки, подгузники для взрослых размера «L» из расходования 2 штуки в сутки.
13.11.2018 филиалом ГУ МОРО ФСС №40 ФИО29 выдано Уведомление о постановке ее на учет по обеспечению указанными ТСР на основании ее заявления и новой ИПРА от 30.10.2018.
Вместе с тем, направления на получение ТСР ФИО30 еще не выдано ввиду отсутствия в настоящее время действующего государственного контракта заключенного ГУ МОРО ФСС РФ.
30.10.2018 в соответствии с ИПРА от 2009 года, ФИО31 получено направление № на приобретение впитывающих пеленок (простыней) в количестве 90 штук и направление № на приобретение подгузников в количестве 180 штук.
Обеспечение Ильичеву С.Н. с 2016 года по настоящее время ТСР - впитывающими простынями (пеленками) и взрослыми подгузниками производится с нарушением действующего законодательства, в меньшем количестве от установленной ИПРА ФИО32 01.12.2009.
Учитывая изложенное, до настоящего времени ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалид 1 группы с детства только частично обеспечена впитывающими простынями (пеленками) и подгузниками за период с 2016 года по настоящее время.
Филиал № 40 ГУ МОРО ФСС России в установленном порядке уведомил ФИО34 о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако она не вошла в выделенную квоту на обеспечение ТСР при заключении государственного контракта в 2018 году. Таким образом, филиал №40 ГУ МОРО ФСС России лишило возможности ФИО35 своевременно выдать направление на получение технического средства реабилитации, кресло – коляски по ИПРА от 30.10.2018.
Кроме того, ГУ МОРО ФСС России с 2016 года по настоящее время не выполнял своих обязательств по обеспечению инвалида ФИО36. необходимыми ей техническими средствами реабилитации.
Таким образом, ГУ МОРО ФСС РФ допущено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся необеспечении инвалида необходимыми ТСР при заключении государственного контракта.
11.12.2018 прокуратурой Щелковской городской прокуратурой внесено представление в адрес Филиала № 40 ГУ МОРО ФСС России об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которое по результатам рассмотрения не удовлетворено.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец - Щёлковский городской прокурор, действующий в интересах инвалида ФИО37, просит суд:
1. Признать бездействие ГУ МОРО ФСС России в части не своевременного заключения государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в частности ФИО38 незаконным.
2. Признать бездействие ГУ МОРО ФСС России в части неполного обеспечения техническими средствами реабилитации инвалида 1 группы с детства ФИО39 незаконным.
3. Обязать ГУ МОРО ФСС России заключить государственные контракты с целью обеспечения инвалида 1 группы с детства ФИО40 необходимыми техническими средствами реабилитации в количестве 550 пеленок размера не менее 60х90, 960 подгузников (в соответствии с требованиями ИПРА).
4. Обязать ГУ МОРО ФСС России обеспечить инвалида ФИО41 за период 2016 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитываемостью от 12000 до 1900 мл.) -245 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 360 шт.
За период 2017 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитыаемостью от 12000 до 1900 мл.) -35 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 60 шт.
За период 2018 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитыаемостью от 12000 до 1900 мл.) -270 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 540 шт.
В итоговом количестве 550 пеленок размера не менее 60х90, 960 подгузников (в соответствии с требованиями ИПРА).
В судебном заседании истец – помощник Щелковского городского прокурора Соколов И.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме с учетом уточнений.
ФИО42 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представила, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Гайдина М.В., действующая на основании доверенности (копия в деле) заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска в полном объеме отказать.
Выслушав стороны, доводы истца и возражения ответчика, исследовав материалы дела, оценив с совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с Федеральным перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, к реабилитационным мероприятиям относятся: 1). Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); 2). Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); 3). Санаторно-курортное лечение; 4). Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; 5). Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации) К техническим средствам реабилитации относятся: 6). Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни: 7). Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные: 8). Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; 9). Ортопедическая обувь; 10). Противопролежневые матрацы и подушки; 11). Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; 12). Специальная одежда; 13). Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения; 14). Собаки-проводники с комплектом снаряжения; 15). Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; 16). Сигнализаторы звука световые и вибрационные; 17). Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; 18). Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; 19). Телефонные устройства с текстовым выходом; 20). Голосообразующие аппараты; 21). Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); 22). Абсорбирующее белье, подгузники; 23). Кресла-стулья с санитарным оснащением. К услугам относятся: 24). Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; 25). Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации): 26). Предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
В соответствии с Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденным Приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 657н, обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда, указанные в перечне, предусмотренном приложением № 1 к Регламенту (пункт 13 вышеуказанного Административного регламента).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 14.09.2015 инвалид с детства, ФИО43 ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в филиал № 40 ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно), а именно: впитывающие простыни (пеленки) 60 х 90 см в количестве 360 штук в год и подгузники № 2 в количестве 720 штук в год.
Согласно представленной информации филиала № 40, за период с сентября по декабрь 2015 года, ФИО44.. была обеспечена впитывающими пеленками размера 60 х 90 см в количестве 30 штук и взрослыми подгузниками в аналогичном количестве 30 штук.
За весь период 2016 года, обеспечение ФИО45 пеленками размера 60 х 90 см составило только 120 штук за год, а подгузниками 360 штук.
В 2017 году ФИО46 было предоставлено 330 штук впитывающих пеленок и 660 штук подгузников, а за истекший период 2018 года, только 90 штук пеленок и 180 подгузников.
30.10.2018 ФИО47 выдана новая ИПРА №.70.50/2018 согласно которой, инвалиду впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см из расходования 1 штуки в сутки, подгузники для взрослых размера «L» из расходования 2 штуки в сутки.
13.11.2018 филиалом ГУ МОРО ФСС №40 ФИО48 выдано Уведомление о постановке ее на учет по обеспечению указанными ТСР на основании ее заявления и новой ИПРА от 30.10.2018.
Вместе с тем, направления на получение ТСР ФИО49 еще не выдано ввиду отсутствия в настоящее время действующего государственного контракта заключенного ГУ МОРО ФСС РФ.
30.10.2018 в соответствии с ИПРА от 2009 года, ФИО50 получено направление №6753 на приобретение впитывающих пеленок (простыней) в количестве 90 штук и направление № 6754 на приобретение подгузников в количестве 180 штук.
Обеспечение ФИО51 с 2016 года по настоящее время ТСР - впитывающими простынями (пеленками) и взрослыми подгузниками производится с нарушением действующего законодательства, в меньшем количестве от установленной ИПРА ФИО52 от 01.12.2009.
Учитывая изложенное, до настоящего времени ФИО53 ДД.ММ.ГГГГ г.р., инвалид 1 группы с детства только частично обеспечена впитывающими простынями (пеленками) и подгузниками за период с 2016 года по настоящее время.
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно требованиям п.5 указанных Правил, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Филиал № 40 ГУ МОРО ФСС России в установленном порядке уведомил ФИО54 о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако она не вошла в выделенную квоту на обеспечение ТСР при заключении государственного контракта в 2018 году. Таким образом, филиал №40 ГУ МОРО ФСС России лишило возможности ФИО55 своевременно выдать направление на получение технического средства реабилитации, кресло – коляски по ИПРА от 30.10.2018.
Кроме того, ГУ МОРО ФСС России с 2016 года по настоящее время не выполнял своих обязательств по обеспечению инвалида ФИО56 необходимыми ей техническими средствами реабилитации.
11.12.2018 прокуратурой Щелковской городской прокуратурой внесено представление в адрес Филиала № 40 ГУ МОРО ФСС России об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которое по результатам рассмотрения не удовлетворено.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ГУ МОРО ФСС РФ допущено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, выразившееся необеспечении инвалида необходимыми ТСР при заключении государственного контракта в связи с чем исковые требования Щёлковского городского прокурора Московской области, действующего в интересах инвалида ФИО57, к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида с детства техническими средствами реабилитации признаются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щёлковского городского прокурора Московской области, действующего в интересах инвалида ФИО58, к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить инвалида с детства техническими средствами реабилитации – удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части не своевременного заключения государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в частности ФИО59 незаконным.
Признать бездействиеГосударственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части неполного обеспечения техническими средствами реабилитации инвалида 1 группы с детства ФИО60 незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключить государственные контракты с целью обеспечения инвалида 1 группы с детства ФИО61 необходимыми техническими средствами реабилитации в количестве 550 пеленок размера не менее 60х90, 960 подгузников (в соответствии с требованиями ИПРА).
Обязать Государственное учреждение – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалида ФИО62 за период 2016 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитыаемостью от 12000 до 1900 мл.) -245 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 360 шт.
За период 2017 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитыаемостью от 12000 до 1900 мл.) -35 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 60 шт.
За период 2018 года:
- впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитыаемостью от 12000 до 1900 мл.) -270 шт.;
- подгузники для взрослых размер «М» (объём талии/бедер – до 120 см.), с полным влагопоглощением не менее 1800 г. – 540 шт.
В итоговом количестве 550 пеленок размера не менее 60х90, 960 подгузников (в соответствии с требованиями ИПРА).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.М. Дмитренко