№ 2а-3073/2020-31
10RS0011-01-2020-002146-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференцсвязи административное дело по административным искам Морозова С.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №9 УФСИН России по Республике Карелия, Управлению федеральной службы исполнения наказания по Республике Карелия об оспаривании законности условий содержания,
у с т а н о в и л:
Морозов С.В. 02.03.2020 года обратился суд с административным исковым заявлением об оспаривании законности условий содержания в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия. Иск мотивирован тем, что приговором Петрозаводского городского суда от 13.12.2017 года он осужден к наказанию в виде лишения свободы в ИК общего режима, отбывал наказание в ФКУ ИК-7, мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении него не избиралась, однако с 07.05.2018 года он содержится в ПФРСИ без законных оснований. Условия его содержания в ПФРСИ ухудшают его условия содержания по сравнению с определенными приговором суда условиями ИК общего режима. Нарушаются нормы размещения, в камере на каждого приходится не более 2,5 кв.м площади, допускается совместное содержание с лицами, обвиняемыми в совершении умышленного причинения вреда здоровью, грабеже, разбое, терроризме. Истцу безосновательно отказано в труде и возможности учиться, посещать спортзал, участвовать в воспитательных мероприятиях. Прогулки проводятся не на свежем воздухе, а в помещении, где курят иные лица, время прогулок сокращено до 1 часа в сутки. Истцу отказано пользоваться услугами иных торговых сетей, кроме ГУП «Архангельское», ассортимент же этого магазина для истца искусственно сокращен. Истцу запрещено получать некоторые продукты питания от родственников, отказано в праве иметь длительные свидания с супругой. Истец просит признать указанные условия содержания незаконными и нарушающими права истца, обязать административного ответчика привести условия его содержания в соответствие с приговором Петрозаводского городского суда от 13.12.2017 года; содержать истца в камере с лицами соответствующей категории согласно ст. 33 ФЗ №103-ФЗ, не допуская переполненности камер; обязать ответчика привлечь истца к труду (благоустройству территории); предоставить возможность получать образование, посещать спортзал; организовать прогулки на свежем воздухе - на улице не менее трех часов в день; разрешать приобретать продукты питания в торговой сети; запретить накладывать ограничения на торговый ассортимент; отменить действие ограничений в перечне продуктов питания, разрешенных к передаче; обязать предоставить длительное свидание с семьей.
06.03.2020 года от Морозова С.В. поступил иск об обязании ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия предоставить истцу длительное свидание с супругой М.. на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Определением от 06.05.2020 года указанные иски соединены в одно производство.
В проведенных по делу судебных заседаниях административный истец и его представитель по ордеру адвокат Чернова Н.Н. заявленные требования поддержали. В судебных прения истец участия не принимал, в назначенное для проведения видеоконференции время не обеспечил свое участие в судебном заседании, убыл для участия в судебном заседании по уголовному делу, выступление в прениях приобщено к протоколу судебного заседания в письменном виде.
Представители административного ответчика Козина К.К., Хаанпея А.С. по доверенностям в суде с иском не согласны, пояснили, что истец содержится в ПФРСИ ФКУ ИК-9 по постановлениям следователя от 23.04.2018 года, 04.06.2018 года, 03.07.2018 года, 28.08.2018 года, Петрозаводского городского суда от 29.10.2018 года; поскольку в ФКУ ИК-9 он был этапирован в порядке ст. 77.1 УИК РФ, он помещен в ПФРСИ. Условия содержания истца в ПФРСИ соответствуют требованиям, предъявляемым ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ. Поддержали поданные по делу письменные возражения.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что административный истец осужден приговором Петрозаводского городского суда от 13.12.2017 года по п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 1050000 рублей. Отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК. По постановлению следователя по особо важным делам Следственного отдела по г.Петрозаводску СУ СКР по РК Филиппова Ю.О. от 23.04.2018 в связи с расследованием уголовного дела по п. «в» ч. 5 ст. 290, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ и привлечением в качестве подозреваемого был этапирован и далее по постановлениям от 04.06.2018 года, 03.07.2018 года, 28.08.2018 года содержался в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК. При этом по постановлениям от 03.07.2018 года и 28.08.2018 года оставлялся как свидетель в связи с необходимостью производства следственных действий. Постановлением судьи Петрозаводского городского суда от 29.10.2018 года предписано содержать подсудимого Морозова С.В. в ФКУ ИК-9, постановление обосновано применением ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ и необходимостью оставить его в изоляторе. С 07.05.2018 года истец содержится в ФКУ ИК-9 в ПФРСИ, функционирующем в режиме изолятора. Общий режим в ФКУ ИК-9 отсутствует.
Сведений об обжаловании постановлений об этапировании или оставлении истца в ФКУ ИК-9 суду не поступило, по пояснениям истца указанные постановления он не обжаловал, поскольку не был с ними ознакомлен. Действия администрации колонии, УФСИН по РК по изменению истцу условий содержания до настоящего времени истцом также не оспаривались, о нарушении своих прав истец узнал в момент изменения условий содержания 07.05.2018 года. Срок на подачу иска в части незаконности содержания в ПФРСИ истцом не пропущен, поскольку оспариваются продолжающиеся действия администрации колонии.
Требования истца о признании незаконным содержания в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УСФИН России по РК признаются судом необоснованными.
Согласно статье 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.
При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Поступившие в ФКУ ИК-9 постановления были исполнены путем помещения администртиного истца в ПФРСИ, при этом учреждение системы исполнения наказания не является стороной в уголовном процессе, не наделено правом обжаловать процессуальные акты об этапировании и оставлении осужденных, в связи с чем обосновано исполнило поступившие постановления. Законность постановлений следователя и Петрозаводского суда предметом настоящего иска быть не может, в связи с чем суд исходит из того, что к моменту их исполнения они никем оспорены не были и подлежали исполнению. Доводы иска о том, что осужденный не может быть переведен или оставлен в СИЗО без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, судом не принимаются, поскольку они могут обосновывать требования о признании незаконными соответствующих постановлений об оставлении истца в изоляторе, законность же этих постановлений предметом иска не является.
Условия содержания в порядке ст. 77.1 УИК РФ определены частью 3 указанной статьи. В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Срок на подачу иска в части незаконности условий содержания истцом не пропущен, поскольку оспариваются продолжающиеся действия администрации учреждения.
По доводам иска административным ответчиком нарушаются нормы размещения, в камере на каждого приходится не более 2,5 кв.м площади, допускается совместное содержание с лицами, обвиняемыми в совершении умышленного причинения вреда здоровью, грабеже, разбое, терроризме.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Из представленных административным ответчиком сведений следует, что в периоды времени с 07.05.2018 по 09.10.2018, с 16.11.2018 по 11.06.2019, с 17.07.2019 по 06.04.2020 года указанная социальная норма в отношении истца не соблюдалась, поскольку в камерах общей площадью до 15,4 кв.м содержалось 4 человека и больше. Указанные обстоятельства установлены путем сопоставления данных о численности лиц, содержащихся совместно с Морозовым С.В. в различные периоды нахождения его в ПФРСИ, и данных о площади указанных камер.
Суд не принимает ссылки административных ответчиков на ст. 99 УИК РФ (норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров), поскольку указанная норма действует при содержании лиц в колониях, указаний на то, что она применяется при содержании осужденных в изоляторах в порядке ст. 77.1 УИК, закон не содержит.
Таким образом, требования о признании незаконными условий содержания с превышением установленной законом санитарной нормы содержания подлежат удовлетворению.
В силу статьи 33 ФЗ №103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Установлено, что совместно с Морозовым С.В. в период времени с 18.10.2019 года по 04.03.2020 года содержался Б.., а в период времени с 27.04.2020 года по 13.05.2020 года и с 25.05.2020 по 30.05.2020 года С.., обвиняемые в совершении указанных выше преступлений, поименованных под пунктом 2) статьи 33 ФЗ №130-ФЗ, которые препятствуют совместному содержанию с прочими обвиняемыми.
Разрешая требования о соблюдении в отношении истца требований о раздельном содержании в камерах, суд применяет ст. 33 ФЗ №130-ФЗ в системном толковании со ст. 80 УИК РК (раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях). Толкование указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что требования к раздельному содержанию истца с лицами, обвиняемыми в совершении указанныхпод пунктом 2) статьи 33 ФЗ №130-ФЗ преступлений, не требуется, поскольку он является лицом, осужденным, приговор в отношении которого вступил в законную силу.
Таким образом, в удовлетворении требований о признании условий содержания в части нарушения порядка раздельного содержания с лицами, совершившими преступления, указанные под пунктом 2) статьи 33 ФЗ №130-ФЗ, необходимо отказать.
Истец указывает, что ему безосновательно отказано в труде и возможности учиться, посещать спортзал, участвовать в воспитательных мероприятиях. По его пояснениям факты привлечение к труду, учеба в период отбывания наказания и участие в воспитательных мероприятиях необходимы истцу для дальнейшего обращения за УДО.
Согласно статьям 17,27ФЗ №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; при наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем. Право на занятие спортом в спортивном зале указанный федеральный закон для совершеннолетних лиц не гарантирует, возможность принимать участие в воспитательных мероприятиях ФЗ №103-ФЗ для истца не предусмотрена.
Статьей 103 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. В статье 109 УИК РФ указано, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Согласно статье 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
По доводам возражений административный ответчик не может обеспечить истцу возможность трудиться, поскольку он переведен в ИК-9 в порядке ст. 77.1 УИК РФ для участия в качестве подсудимого в судебных заседаниях, проводимых по уголовному делу в отношении него. Участие в судебных заседаниях не оставляет истцу свободного времени на труд. В ИК отсутствуют рабочие места и возможность организации для истца рабочего места, потому что он в силу указаний закона не может содержаться вместе с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы по строгому режиму, нуждается в сопровождении. По тем же причинам истцу не может быть предоставлена возможность учиться, посещать спортзал и посещать воспитательные мероприятия, учебный класс занят лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы по строгому режиму, график занятий в кружках и на спортивной площадке составлен для лиц, осужденных к лишению свободы в ИК строго режима.
Право заниматься самообразованием и спортом истцу гарантировано, он не лишен возможность самостоятельно получать знания, выполнять физкультурные упражнения на прогулке. Обязанность администрации обеспечивать истцу трудоустройство в настоящем случае поставлена в зависимость от статуса истца, участвующего в рассмотрении уголовного дела, в связи с чем занятого в рабочее время в судебных заседаниях (на день рассмотрения дела по пояснениям истца четыре дня в неделю), а также от возможностей обеспечить право на труд в ИК строго режима. Обязанности администрации учреждения организовывать для истца получение высшего образования (по материалам дела и его пояснениям Морозов С.В. имеет неоконченное высшее образование) закон не предусматривает.
Приведенные судом нормы права, регулирующие спорные правоотношения, в целом не противоречат Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гарантированное истцу «право ежедневно по крайней мере на час на подходящие физические упражнения на дворе» обеспечено положениям о ежедневной прогулке, в ходе которой истец может заниматься физическими упражнениями. Требование о проведении не менее 8 часов за пределами камер, посвящая свое время полезным видам деятельности различного характера, с учетом настоящего графика занятости Морозова С.В. в рассмотрении уголовного дела соблюдается.
Указанные установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости отказа в иске в указанной части.
Истцом заявлены требования о признании незаконными условий содержания в части предоставления прогулок. По доводам иска прогулки проводятся не на свежем воздухе, а в помещении, где курят иные лица, время прогулок сокращено до 1 часа в сутки.
Время проведения прогулки для лиц, осужденных к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, УИК не определено.
В силу статьи 17 ФЗ №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
По пояснения представителей административных ответчиков в распоряжении ИК-9 для целей осуществления прогулок лицами, содержащимися в ПФРСИ, имеется три прогулочных двора на 31 камеру. Прогулки осуществляются покамерно в светлое время суток. Возможностью организовать более длительную прогулку для истца администрация учреждения не располагает.
Определяя норму права, которой надлежит руководствоваться при определении времени прогулки, суд исходит из указаний ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ о том, что осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Статья 93 УИК РФ входит в главу 13 «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях», вместе с тем, поскольку минимальный период времени прогулки ст. 93 и 121 УИК не установлен, суд приходит к выводу о применении статьи 17 ФЗ №103-ФЗ, гарантирующей истцу продолжительность прогулки не менее одного часа. Указанная норма соответствует приведенным выше Минимальным стандартным правилам и прав истца с учетом его занятости в рабочее время в рассмотрении уголовного дела не нарушает.
Минимальный срок прогулки 1 час в день для истца в течение всего периода содержания в ПФРСИ соблюдается, в связи с чем в части требований о незаконности предоставления времени на прогулу 1 час в день иск удовлетворению не подлежит.
Разрешая требования о ненадлежащем прогулочном дворе, суд исходит из того обстоятельства, что прогулочные дворы ПФРСИ оборудованы административными ответчиками в соответствии с Приложением №67 Приказа Министерства юстиции РФ №204дсп от 03.11.2005 года и Приказом Минстроя России от 15.04.2016 N 245/пр «Об утверждении свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» как в части устройства стен и двери, так и в части устройства навесов, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков и доступ свежего воздуха. Техническая документация на прогулочные дворы по делу не представлена в связи с тем, что в настоящее время в связи с имевшими место переустройствами осуществляется ее актуализация (справка от 18.05.2020 года).
Данных о том, что при проектировании и устройстве прогулочных дворов в ПФРСИ ФКУ ИК-9 допущены нарушения установленных законом правил, суду не представлено, в связи с чем в иске в части жалобы на ненадлежащие условия при проведении прогулок истцу надлежит отказать.
Требования истца об обеспечении ему гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», удовлетворению не подлежат. Согласно статье 33 ФЗ №103-ФЗ курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. По пояснениям представителей административных ответчиков такой возможностью администрация располагает не всегда, указанные объяснения ничем не опорочены, объективно доказательствами не опровергнуты. По пояснениям истца в определенные периоды времени ему удается проводить время прогулки с некурящими гражданами. Указанное подтверждает то, что при наличии таковой, возможность содержаться раздельно с курящими, истцу предоставляется. Вместе с тем ФЗ №103-ФЗ признается судом в сложившемся правоотношении специальным законом, регулирующим вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых лиц, подлежащим применению, в связи с чем оснований для выводов о допускаемом незаконном бездействии со стороны администрации в части не обеспечения прав, гарантированных ФЗ №15-ФЗ, не имеется.
По доводам иска истцу отказано пользоваться услугами иных торговых сетей, кроме ГУП «Архангельское», ассортимент этого магазина для истца искусственно сокращен.
Согласно статьям 16, 17, 22 ФЗ №103-ФЗ Правил внутреннего распорядка устанавливаются перечень и количество продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету. Подозреваемые и обвиняемые имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Согласно статей 88, 121 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, вправе ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч рублей. В случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
П. 106 приказа Минюста России от 16.12.2016 №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» предусмотрено, что для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Для осужденных, содержащихся в запираемых помещениях, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений, которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.
Тем же приказом утвержден перечень продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках или приобретать. В него включены продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи. Все виды алкогольной продукции, пиво. Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.
Начальником УФСИН по РК 05.12.2018 года с согласованием Главным государственным санитарным врачом – начальником филиала ЦГСЭН №1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России утвержден перечень продуктов питания, разрешенных к приему в передачах в следственных изоляторах и ПФРСИ УФСИН России по РК. Указанный Перечень в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 16.12.2016 №295 сформирован с учетом согласования санитарно-эпидемиологической службы.
Судом установлено, что на территории ФКУ ИК-9 функционирует ГУП «Архангельское», обеспечивающее содержащихся в нем лиц продуктами питания. Приобретение истцом продуктов питания осуществляется путем приобретения администрацией ИК по заявлению истца выбранных им продуктов питания. Анализ представленных суду заявлений на приобретение продуктов дает основания для выводов о том, что заказываемые истцом продукты преимущественно - за редким исключением - в наличии имеются (по заявлению от 27.06.2018 года нет мороженного, от 13.06.2018 нет творога, 19.12.2018 нет огурцов, помидоров и арахиса, шоколада, медовика, по заявлению от 27.12.2018 года нет лука, шоколада, мандаринов, по заявлению от 21.11.2018 года нет моркови, огурцов, по заявлению от 30.05.2018 года нет огурцов, по заявлению от 05.09.2018 года нет огурцов и помидоров, от 03.10.2018 года нет арбуза и т.д.) В основном истцу не предоставлена возможность приобретения овощей и фруктов, отсутствующих в магазине.
Доводы истца о недостаточно широком ассортименте магазина не имеют правого значения для разрешения настоящего требования. Требования закона в части приобретения для истца администрацией колонии продуктов питания ФКУ ИК-9 соблюдены. То обстоятельство, что в отдельные дни или периоды времени в магазине отсутствуют те или иные товары само по себе не свидетельствует о нарушении условий содержания истца в ПФРСИ. Оснований для понуждения ответчиков вопреки установленным правилам разрешить истцу приобретение продуктов питания в иных торговых сетях не имеется.
Доводы иска о необоснованном запрете получать продукты питания, не включенные в Перечень от 05.12.2018 года, от родственников судом не принимаются. Установленные правила получения в передачах или приобретения разрешенных продуктов в отношении истца применяются правильно. Сам Перечень, утвержденный Начальником УФСИН по РК от 05.12.2018 года с согласованием Главным государственным санитарным врачом – начальником филиала ЦГСЭН №1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, в установленном порядке не оспорен и подлежит применению в отношении истца, как лица, содержащегося в ПФРСИ ФКУ ИК-9.
Разрешая требования о незаконности отказа истцу в предоставлении длительных свиданий с супругой и другими близкими родственниками, суд руководствуется прямым указанием ч. 3 ст. 77. 1 УИК РФ. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса (осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний).
Таким образом, в период времени с 23.04.2018 года по 02.07.2018 года и с 29.10.2018 года по настоящее время порядок предоставления свиданий для истца регулируется ст. 18 ФЗ №103-ФЗ, а в период времени с 03.07.2018 по 28.10.2018 года ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ.
Согласно ст.18 ФЗ №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое. Свидания родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Как следует из приведенных выше норм права предоставление длительного свидания с родственниками и супругами лицам с процессуальным статусе подозреваемый, обвиняемый, свидетель не предусмотрено законом.
Приведенные истцом ссылки на международные нормы права, в том числе на ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не исключают применение в отношении административного истца указанных выше законоположений, поскольку в силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, введенные ст.18 ФЗ №103-ФЗ и ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, продиктованы специальным процессуальным статусом подозреваемого, обвиняемого, свидетеля в рамках процедуры расследования и рассмотрения уголовного дела.
Ссылки административного истца на Определение Конституционного суда РФ от 28.02.2019 года №564-О, указывающее на то, что для осужденных к лишению свободы, переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, не предполагается ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида, судом не принимаются, поскольку порядок предоставления свиданий подозреваемым, обвиняемым и свидетелям, переведенным в порядке ст. 77.1 УИК РФ, прямо предусмотрен указанной статьей и обоснован их специальным процессуальным статусом.
Таким образом, требования истца о незаконности отказа в предоставлении ему длительных свиданий с родственниками и супругой удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права истца.
Указанные выше установленные судом нарушения условий содержания в периоды времени с 07.05.2018 по 09.10.2018, с 16.11.2018 по 11.06.2019, с 17.07.2019 по 06.04.2020 года в камерах с превышением санитарной нормы площади в камере на одного человека нарушают права администртиного истца, в связи с чем имеются основания для понуждения ответчика в целях восстановления нарушенных прав истца обязать ответчика ФКУ ИК-9 содержать истца в соответствии с условиями содержания, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В остальной части обоснованность заявленных административных исковых требований не нашла подтверждения в судебном заседании, в связи с чем в удовлетворении иска в остальных требованиях надлежит отказать.
Расходы истца по оплате госпошлины подлежат взысканию с ФКУ ИК-9, как лица, допустившего установленные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 07.05.2018 ░░ 09.10.2018, ░ 16.11.2018 ░░ 11.06.2019, ░ 17.07.2019 ░░ 06.04.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.07.1995 №103-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 10.06.2020 ░░░░