Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1709/2010 ~ М-1722/2010 от 05.08.2010

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года город Орел

Федеральный суд Советского района города Орла в составе:

Председательствующего судьи Старых М.А.,

при секретаре Байковой А.А.,

рассмотрев в  открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по

заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Орелрегионгаз», ЗАО «Теплоавтоматика» о признании незаконными действий по применению тарифов на отопление,

      УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Орелрегионгаз», Закрытому акционерному обществу «Теплоавтоматика»  о признании незаконными действий по применению тарифов на отопление. В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района по обращению ТРК «Истоки» о нарушении ЗАО «Теплоавтоматика» прав граждан, проживающих в домах с локальными (крышными) котельными, в связи с применением тарифа для промышленных нужд при оплате за потребление газа, установлено, что 31.12.08 г. между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» заключен договор поставки газа №***, срок действия которого на 2010 год продлен дополнительным соглашением. По условиям договора ООО «Орелрегионгаз» обязуется поставлять газ до выхода из Газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Москва», а ЗАО «Теплоавтоматика» обязуется получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО «Орелрегионгаз» стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги. В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельные жилых домов в г. Орле по адресам: ...; ...; ...; ...; ...; ..., корп.1; ...; ...; ...; ...; ...; ...; ...; ...;             ...; ......; ... ...; .... Начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжение данных домов осуществляет ЗАО «Теплоавтоматика». По условиям договора поставки газа №*** цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п.5.1). Стороны указанного выше договора при определении цены на газ руководствуются Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 №***, в соответствии с которыми розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также ЖСК, ТСЖ и другим подобным организациям для потребления и использования местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, а при наличии крышной котельной, используемой для отопления, розничные цены применяться не могут, а расчет должен производиться по ценам для промышленных потребителей. Прокурор указывает, что нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения, не ставят способ определения цены за газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый управляющим организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств). К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования ими газа для бытовых нужд. В соответствии с п.6 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа (в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены; прочие цели. Таким образом, Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления. С учетом изложенного прокурор указывает, что при поставке газа для автономных котельных применение регулируемой оптовой цены на газ является неправомерным, а подлежит применению розничная цена на газ, реализуемый населению, поскольку ЗАО «Теплоавтоматика» при выработке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, в силу ст. 135 ЖК РФ, отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг, так как приобретаемый им газ используется в качестве топлива для крышных котельных, производящих тепловую энергию, исключительно для нужд собственников жилья и не используется им в коммерческих целях. Просит суд признать незаконными действия ООО  «Орелрегионгаз», выразившиеся в   поставке газа для котельных домов:   ...; ...; ...; ...; ...; ..., корп.1; ...; ...; ...;
...; ...; ...;
...; ...; ...; ..., 9;
...; ...; ...; ... по
тарифу для промышленных нужд;

- признать незаконными действия ЗАО      «Теплоавтоматика»,
выразившиеся во взимании платы с  жителей домов:  ...;
...; ...; ...; ...;
..., корп. 1; ...; ...; ...А;
...;     ...;     ...;
...; ...; ...; ..., 9;
...; ... ...; ... за
отопление и подогрев воды исходя из расчета цены на поставленный газ по
тарифу для промышленных нужд;

- обязать ООО «Орелрегионгаз» поставлять газ для котельных домов:
...; ...; ...; ..., 25;
..., 72; ..., корп.1; ...; ...;
...А;  ...;     ...;
...;    пер. Соляной, 14;   ...;   ...;
..., 9; ...; ...; ...,
28; ... по розничным ценам на газ, установленным для населения;

- обязать ЗАО   «Теплоавтоматика»   производить расчет стоимости
отопления и   подогрева воды для жителей домов:   ...;
...; ...; ...; ...;
..., корп.1; ...; ...; ...;
...; ...; ...;
...; ...; ...; ..., 9;
...; ...; ...; ... по
розничным ценам на газ, установленным для населения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орла Дмитриева Ю.Л. заявленные требования поддержала и уточнила адреса в г. Орле, в отношении которых просит суд удовлетворить заявленные требования: ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ...; ..., ...; ..., ....

Представитель ООО «Орелрегионгаз» исковые требования не признал, пояснил, что ООО «Орелрегионгаз» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в договорных отношениях с гражданами по поставке теплоэнергии не состоит, а состоит в договорных отношениях по поставке газа с юридическим лицом – ЗАО «Теплоавтоматика». Между юридическими лицами ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» заключен договор поставки газа. Правоотношения по договору поставки газа не являются правоотношениями по договору оказания коммунальных услуг, следовательно, не регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, отношения по данному договору регулируются Правилами поставки газа в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. № 162. требования о признании незаконными действий ООО «Орелрегионгаз» по поставке газа для котельных относится к подведомственности арбитражного суда. В соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162, «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000 г. «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», «Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам № 194-э/12, к объемам газа, поставляемым для потребления крышными котельными, не могут применяться установленные для населения розничные цены на газ. Потребление газа с целью последующей поставки тепла населению с использованием автономных систем, к которым относятся и крышные котельные, не относится к видам личного потребления природного газа физическими лицами, поскольку в этом случае потребляются непосредственно тепло и горячая вода. Стоимость одного кубического метра газа крышных котельных определяется как сумма оптовой цены для прочих потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги. ЗАО «Теплоавтоматика», не являясь управляющей организацией, не может являться исполнителем, им является Управляющая организация, в том числе и услуги «отопление». ЗАО «Теплоавтоматика» является ресурсноснабжающей организацией.

Представитель ЗАО «Теплоавтоматика» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что размер платы за отопление рассчитывается, исходя их показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии, то есть стоимость отопления и горячего водоснабжения рассчитывается, исходя только из 2-х показателей: объема потребленного котельной газа для производства тепловой энергии, который в свою очередь зависит от площади дома и количестваизрасходованной жильцами воды и стоимости 1.000 куб.м газа, что в полной мере отражено в квитанции на оплату. Стоимость 1.000 куб. м поданного газа зависит от его калорийности, температуры и других показателей, которые могут меняться ежемесячно, и определяются исключительно лабораторией ООО «Орелрегионгаз». ООО «Орелрегиогаз» выставляет ЗАО «Теплоавтоматика» счета за газ по цене для промышленных предприятий, которые должны быть полностью оплачены в течение 2 дней, в противном случае подача газа будет ограничена. Таким образом, ЗАО «Теплоавтоматика» не может выставлять населению стоимость отопления и подогрева воды по розничной цене на газ, так как газ, потребленный локальными котельными многоквартирных домов, уже оплачен ООО «Орелрегионгаз» по цене промышленных нужд. Так как оплата отопления населением производится «по факту», то газ оплачивается средствами ЗАО «Теплоавтоматика», после чего взыскивается в соответствии с квитанциями с населения.

Представитель третьего лица Управления по тарифам Орловской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что при установлении тарифов на тепловую энергию организациями всех форм собственности затраты на топливо, необходимое для производства тепловой энергии, Управлением по тарифам определяет по ценам на газ, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации для групп потребителей в зависимости от объемов потребления (кроме населения). До 1 января 2010 г. тарифы на тепловую энергию, производимую локальными котельными, устанавливались Управлением по тарифам только с учетом топливной составляющей. При этом, затраты на топливо определялись по ценам на газ, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации для групп потребителей в зависимости от объемов потребления (кроме населения). В соответствии с п. 41 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, плата за газ, поставленный абоненту –юридическому лицу, определяется по розничным ценам, установленным для населения в случае, если абонент приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги «газоснабжение». В данном случае, газ подается в котельную, которая не является жилым помещением и используется для предоставления иной коммунальной услуги – теплоснабжение.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между ООО "Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» заключен договор поставки газа №*** от 31.12.2008 года (л.д. 14-16), срок действия которого на 2010 год продлен дополнительным соглашением от 30.12.2009 года (л.д. 10).

По условиям договора ООО «Орелрегионгаз» обязался поставлять газ до выхода газораспределительных станций, а ЗАО «Теплоавтоматика» обязался отбирать газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО в объемах, указанных в Таблице №***, на условиях, определенных договором и выплачивать ООО «Орелрегионгаз» стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги (п. 2.1).

В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельные жилых домов по адресам: ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ...; ..., ...; ..., ....

Начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжения данных домов осуществляет ЗАО «Теплоавтоматика».

Котельные вышеуказанных жилых домов являются индивидуальными крышными или пристроенными к жилому дому, которые не могут быть отнесены к объектам центрального отопления, поскольку предусмотрены для отопления конкретного дома, а не отдельно стоящие тепловые пункты, предназначенные для присоединения к нему двух и более домов в целях отопления, что не оспаривалось ответчиками.

Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и за снабженческо-сбытовые услуги (л. д. 15).

Поставляемый по договору N 4-2127 от 31.12.2008 года газ используется ЗАО «Теплоавтоматика» в качестве топлива для крышных и пристроенных котельных указанных выше жилых многоквартирных домов, производящих тепловую энергию для нужд собственников этих домов.

В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.

Из приведенной нормы права следует, что коммунальным ресурсом, закупаемым ЗАО «Теплоавтоматика» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения домов с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа, в данном случае, выступают собственники автономной системы отопления, использующие общее имущество жилого дома (в том числе, и автономные котельные) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В силу п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствий с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Правило, установленное этой нормой права, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Статьей 426 ГК РФ предусмотрено, что договор на поставку газа является публичным и цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.

Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый управляющим организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.

 Учитывая изложенное, в силу приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что начисление и взимание платы с граждан вышеуказанных домов, имеющих крышные или иные индивидуальные котельные, за отопление и горячее водоснабжение должно осуществляться исходя из регулируемой розничной цены на газ, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий ООО «Орелрегионгаз» ЗАО «Теплоавтоматика» подлежат удовлетворению, так как начисление и взимание платы с граждан, проживающих в вышеуказанных домах, за отопление и горячее водоснабжение происходит исходя из регулируемой оптовой цены на газ, что не основано на нормах действующего законодательства.

Доводы ответчиков о том, что поставка газа между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО  «Теплоавтоматика», а, соответственно, и начисление платы за отопление и горячее водоснабжение жильцам домов, в которых имеются крышные и пристроенные котельные, должно производиться по регулируемой оптовой цены на газ, суд признает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Несостоятельными являются доводы представителя ООО «Орелрегионгаз» о том, что производство по делу в отношении ООО «Орелрегионгаз» подлежит прекращению ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции, поскольку предметом спора по настоящему делу является проверка законности и обоснованности действий как ЗАО «Теплоавтоматика» по производству расчета стоимости отопления и горячего водоснабжения для жителей указанных в иске домов по оптовым ценам на газ, так и действий ООО «Орелрегионгаз» по поставке газа ЗАО «Теплоавтоматика» для котельных этих же домов по оптовым ценам на газ, поскольку ЗАО «Теплоавтоматика» при расчете цены за отопление и горячее водоснабжение применяет те же цены на газ, по которым он поставляется ему ООО «Орелрегионгаз».

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Орелрегионгаз», ЗАО «Теплоавтоматика» о признании незаконными действий по применению тарифов на отопление удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Орелрегионгаз», выразившиеся в поставке газа для котельных домов по адресам: ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...,. ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ..., ...; ..., ...; ..., ... по тарифу для промышленных нужд.

Признать незаконными действия ЗАО «Теплоавтоматика», выразившиеся во взимании платы с жителей домов по адресам:  ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ..., ...; ..., ...; ..., ... за отопление и подогрев воды исходя из расчета цена на поставленный газ по тарифу для промышленных нужд.

Обязать ООО «Орелрегионгаз» поставлять газ для котельных домов по адресам: ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...,. ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ..., ... ..., ...; ..., ... по розничным ценам на газ, установленным для населения, в объеме, необходимом для отопления и горячего водоснабжения жильцов указанных домов.

Обязать ЗАО «Теплоавтоматика» производить расчет стоимости отопления и подогрева воды для жителей домов по адресам: ..., ...;. ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ...; ..., ..., ..., ...,. ...; ... ... кор. 1, кор. 2, ... ..., ...; ..., ... по розничным ценам на газ, установленным для населения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения полного текста решения. Полный текст решения изготовлен 29.08.10г.

Председательствующий:

2-1709/2010 ~ М-1722/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района г.Орла в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ЗАО "Теплоавтоматика"
ООО "Орелрегионгаз"
Другие
Управление по тарифам Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Старых М.А.
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
05.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2010Передача материалов судье
05.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2010Подготовка дела (собеседование)
10.08.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2010Судебное заседание
24.08.2010Судебное заседание
30.08.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2010Дело оформлено
30.11.2010Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее