№ 2-185/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сковородино 04 апреля 2016 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
с участием истца Касьянова А.С.,
третьего лица – Касьянова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Касьянова <данные изъяты> к Администрации города Сковородино Амурской области о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Касьянов А.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований истец Касьянов А.С. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, он, Касьянов <данные изъяты>, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным имуществом в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными мною документами.
В силу абз.2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п.1 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Согласно п.3 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Он является наследником ФИО4 (его матери), умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2 (его отца), умершего ДД.ММ.ГГГГ, которые до него владели указанным имуществом в течение 11 лет, что подтверждается сведениями, содержащимися в домовой книге, справке, выданной администрацией <адрес>.
Его отец ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ являлся наследником ФИО5 (его отца), умершего ДД.ММ.ГГГГ, который до него владел указанным имуществом в течение 28 лет, что подтверждается сведениями, содержащимися в домовой книге, справке, выданной администрацией города Сковородино Амурской области.
Иных лиц, оспаривающих мое право, не имеется.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Амурской области, Администрацией города Сковородино, вышеуказанный жилой дом в реестре муниципального имущества не числится, данные о зарегистрированных правах на данный объект отсутствуют.
Он полагает, что имеет законные основания стать собственником указанного объекта в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, просит суд признать право собственности Касьянова <данные изъяты> на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Ответчик – Администрация <адрес>, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителя. Возражений против заявленных требований Касьянова А.С. о признании права собственности на объект недвижимого имущества не имеют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Касьянов <данные изъяты> обоснованных возражений против заявленных Касьяновым <данные изъяты> требований не имеет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Жидик Ю.С., должным образом извещенная о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, возражений против заявленных Касьяновым А.С. требований не имеет.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации <адрес>, третьего лица Жидик Ю.С., надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.
Из копии паспорта на имя Касьянова <данные изъяты> видно, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии свидетельства о рождении видно, что Касьянов <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются: ФИО4 и ФИО2.
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из свидетельства о рождении следует, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, его родителями являются ФИО5 и ФИО6.
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из справки, выданной Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 действительно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании домовой книги.
Из копии кадастрового паспорта земельного участка по адресу: <адрес>, следует, что кадастровый номер объекта недвижимости <данные изъяты>.
Из копии технического паспорта на жилой дом следует, что жилой дом расположен по адресу: <адрес>, литер А.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ «Амурэнергосбыт» следует, что задолженности за электроэнергию по адресу: <адрес>, нет.
Из информации Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,, в реестре муниципального имущества муниципального образования <адрес> не числится.
Из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав, на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Выслушав объяснения истца, изучив позиции ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом, в течение пяти лет, приобретает право собственности на данное имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего данное имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как следует из законоположений статьи 234 Гражданского кодекса РФ, условиями приобретательной давности являются: открытость, непрерывность и добросовестность владения.
Согласно п.15 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В судебном заседании установлено, что родители истца Касьянова А.С. с 2005 года проживали в жилом <адрес> и пользовались жилым домом как своей собственностью, несли расходы по его содержанию. А после их смерти пользовался жилым домом Касьянов А.С. (сын), как своим собственным.
Истец Касьянов А.С. никогда не принимал никаких мер, направленных на сокрытие факта владения жилым домом от третьих лиц, в том числе, добросовестно исполняла обязанности, лежащие на нем, как на владельце жилого дома. В течение всего периода владения жилым домом никто не оспаривал его право владения и пользования этим имуществом. При этом, в течение вышеуказанного периода, истец Касьянов А.С. владел жилым домом непрерывно как своим собственным имуществом.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание истцом Касьяновым А.С. документами.
Судом также установлено, что с момента фактического владения и пользования ФИО5, впоследствии ФИО2 и далее Касьяновым А.С. жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на момент рассмотрения гражданского дела в суде прошло более 15 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно нашел подтверждение факт того, что Касьянов А.С. в течение длительного периода времени (с учетом давности владения данным жилым домом ФИО5 и ФИО2 - более 15 лет, т.е. более срока, установленного 234 ГК РФ), пользуется жилым помещением открыто, непрерывно как своим собственным.
Обстоятельств, опровергающих данные выводы, в судебном заседании не получено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Касьянова <данные изъяты> о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Касьянова <данные изъяты> к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Касьяновым <данные изъяты> право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.Ю.Сушко