О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
О прекращении производства по административному делу
г. Сызрань 27 ноября 2020 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Жомовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3404/2020 по административному исковому заявлению Тураева А.А. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Григорян С.С. от 02.11.2020 о расчете задолженности по алиментам, понуждении определить задолженность по алиментам,
УСТАНОВИЛ :
В Сызранский городской суд поступило административное исковое заявление Тураева А.А. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО4 от <дата> о расчете задолженности по алиментам ввиду неверного расчета размера задолженности по алиментам, поскольку не было учтено, что он производил выплаты в течение пяти месяцев, с июня 2020 года. Кроме того, сына ФИО10 проживал с ним, следовательно, в период с <дата> по август 2019 г. задолженность не должна начисляться. В связи с чем задолженность по алиментам должна быть рассчитана за период с сентября 2019 г. по декабрь 2019 г., с января 2020 г. по май 2020г. ( 9 месяцев).
В судебное заседание административный истец Тураев А.А. не явился, о дате рассмотрения дела уведомлен, его неявка не является препятствием к рассмотрению дела, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 г.Сызрани УФССП России по Самарской области ФИО4 в суд не явилась, письменным заявлением просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также указала, что на исполнении в ОСП № 2 г. Сызрани находится исполнительное производство от <дата> № ***-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № *** от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка №162 Шигонского района Самарской области по делу № ***, о взыскании алиментов в размере * * * со всех видов заработка с должника Тураева А.А. пользу ФИО5 на содержание несовершеннолетнего ребенка А.А., <дата> г.р.
Согласно п. 4 ст. 113 СК РФ, расчет задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период в течении которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, в связи с чем судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении Тураева А.А. По состоянию на <дата> долг по алиментам составил 114 807,55 рублей.
Расчет был произведён исходя из среднемесячной заработной платы РФ, которая на <дата> составляет 47 649 рублей, причем 1/4 от последней составляет 11 912,25 рублей.
<дата> от Тураева А.А. получена копия административно искового заявления об оспаривании постановления судебного пристава — исполнителя в определении размера задолженности по алиментам. Судебным приставом - исполнителем сделан перерасчет задолженности, в связи с тем, что в постановлении о расчете задолженности от <дата> была допущена неточность в сумме долг задолженности на <дата> составляет 116 551,55 рублей.
При расчете задолженности судебным приставом-исполнителем учтены все квитанции об оплате алиментов, которые были предоставлены должником.
Также указала, что по вопросу исключения периода из расчета задолженности по алиментам сентября 2019 по декабрь 2019, и с января 2020 года по май 2020 Тураеву А.А. необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Представитель ОСП № 2 г.Сызрани, УФССП России Самарской области, взыскатель ФИО5 в суд не явились, о дате слушания дела уведомлены, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, полагает заявленные требования подлежащими прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьи 218 и 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Тураев А.А., является должником по исполнительному производству № ***-ИП от <дата>, возбужденному на основании судебного приказа № *** от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка №<адрес> Самарской области по делу № ***, о взыскании алиментов в размере 1/4 части со всех видов заработка с должника Тураева А.А. пользу ФИО5 на содержание несовершеннолетнего сына ФИО8, рождения <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП № *** г.Сызрани УФССП России по Самарской области ФИО4 вынесено оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам, в котором указан размер долга 114807,55 руб. за период с <дата> по <дата>.
Между тем, в ходе судебного разбирательства судебный пристав-исполнитель произвел расчет задолженности, отразив данный расчет в новом постановления от <дата>, где указана иная сумма за тот же период с <дата> по <дата>.
Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> утратило свою силу отозвано, не имеют юридической силы, соответственно, перестало затрагивать права и законные интересы административного истца.
Тогда как, исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом положениями части 2 ст. 194 и части 2 ст. 225 КАС РФ прямо предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца. В случае же отмены вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, нарушающего права и законные интересы заявителя, пропадает предмет административного спора, что является основанием для прекращения судом производства по делу.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В связи с тем, что оспариваемое постановление отозвано, то есть утратило силу и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца Тураева А.А., то настоящее дело подлежит прекращению.
Названные обстоятельства, а именно: утрата юридической силы оспариваемого постановления, вынесение нового постановления о расчете задолженности, влекут за собой, по мнению суда, прекращение производства по делу.
При этом суд полагает указать административному истцу, что в случае несогласия с расчетом размера задолженности алиментов и определении иного размера, ему следует обратиться в суд в порядке искового производства по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( что отражено в Определении Верховного Суда РФ от 12.12.2017 N 18-КГ17-187), поскольку на основании части 4 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (пункт 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации).
Также суд учитывает, что истец оспаривает не только размер задолженности, но и периоды ( когда ребенок проживал у него), за которые не следует производить взыскание алиментов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198,215 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Тураева А.А. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО4 от <дата> о расчете задолженности по алиментам.
Одновременно разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Также разъяснить административному истцу его право на обращение в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, с требованиями об определении размера задолженности по алиментам.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней.
Судья: Сапего О.В.