Дело № 2-95/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 ноября 2014 года г. Вологда
Вологодский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Жестоканова В. А., при секретаре Сагатдиновой Е. С., рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего по контракту войсковой части <данные изъяты> Карпова В. П. об оспаривании действий Командующего Северным флотом (далее – Командующий СФ), руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ), связанных с необеспечением заявителя надбавкой за особые условия военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Карпов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным приказ Командующего СФ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выплате ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности с 1 мая 2014 года;
- обязать руководителя ЕРЦ возвратить ему незаконно невыплаченную ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности за период с мая по август 2014 года и в последующем выплачивать указанную надбавку по 31 декабря 2014 года.
Он указал, что с 2013 года исполняет обязанности бортового оператора-бортового техника противолодочной авиационной эскадрильи (войсковой части 49324-К) на самолетах-ретрансляторах Ту-142-м, Ту-142мр, норму налета на которых в 2013 году он выполнил. С учетом этого в феврале 2014 года Командующим СФ был издан приказ № 142ДД о начислении ему надбавки за особые условия службы летного состава в размере 70% должностного оклада. Эту надбавку он получал с января по апрель 2014 года.
Оспариваемым приказом Командующего СФ выплата данной надбавки ему была прекращена с 1 мая 2014 года и не выплачивалась с мая по август 2014 года.
Карпов просил рассмотреть дело без его участия и в судебное заседание не прибыл.
Командующий СФ, руководитель ЕРЦ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыли.
Представитель Командующего СФ в представленных возражениях просил рассмотреть дело без его участия, отказать в удовлетворении требований.
При этом указал, что в июне 2013 года в управление морской авиации СФ поступили приказы МО РФ от 10 апреля 2013 года № 250дсп «Об отмене приказа МО РФ от 3 сентября 2011 года № 1535» и № 261дсп «Об утверждении норм годового налета летному составу ВС РФ», которые установленным порядком были доведены до соответствующих должностных лиц подчиненных воинских частей.
Приказом МО РФ от 10 апреля 2013 года № 261дсп не была установлена норма налета часов для летательного аппарата – самолета Ту-142мр. С целью уточнения нормы налета по данному виду авиационной техники командованием войсковой части 49324 был направлен запрос в управление морской авиации СФ. Телеграммой от 21 сентября 2013 года начальник управления морской авиации СФ определил, что экипажам самолетов Ту-142мр надбавка за особые условия военной службы устанавливается исходя из нормы налета за год равной 30 часам.
С учетом указанной телеграммы заявителю была установлена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.
Как указано в возражениях, 30 апреля 2014 года военной прокуратурой Северного флота в адрес Командующего СФ вынесено представление об устранении нарушений закона, касающихся незаконного издания приказа о выплате надбавки за особые условия военной службы летному составу морской авиации СФ на основании нелегитимных документов. Как было установлено, на июль 2013 года и в настоящее время действует приказ МО РФ от 7 июня 2013 года № 032, который устанавливает нормы годового налета летному составу ВС РФ, в частности, для самолетов Ту-142мр – 60 часов.
Налет Карпова в 2013 году в составе штатного экипажа на самолете типа Ту-142мр составил менее 60-ти часов.
С учетом этого 17 мая 2014 года Командующим СФ в целях исполнения требований, изложенных в представлении военной прокуратуры Северного флота, был издан приказ о прекращении с 1 мая 2014 года выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы заявителю и другим военнослужащим войсковой части 49324, не выполнившим установленную приказом МО РФ от 7 июня 2003 года № 032 годовую норму налета часов за 2013 год.
Кроме того, в возражениях указано, что на вооружении войсковой части 49324 не стоит ни одного экземпляра авиационной техники, имеющей штатное наименование «самолет-ретранслятор».
Представитель ЕРЦ в возражениях просил провести судебное заседание по данному делу без его участия и отказать в удовлетворении требований к ЕРЦ. Он указал, что по имеющимся на 17 октября 2014 года в базе сведениям Карпов зачислен на финансовое обеспечение в ЕРЦ с 1 января 2012 года; денежное довольствие ему начисляется на основании приказов командования по сведениям Главного управления кадров МО РФ.
Как указано, сведений о ежемесячной надбавке Карпову за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности за период с мая 2014 года в единой базе данных не имеется, поэтому произвести ее начисление и выплату у ЕРЦ не имелось оснований.
Исследовав материалы дела, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Как видно из копии контракта о прохождении военной службы, последний был заключен 5 февраля 2007 года прапорщиком Карповым, родившимся 23 января 1970 года, с МО РФ в лице командира войсковой части 06797 до достижения предельного возраста нахождения на военной службе.
В соответствии со справкой командира войсковой части 49324-К от 9 сентября 2014 года заявитель в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 49324-К.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 49324 от 17 января 2014 года на 1 января 2014 года фактический налет заявителя на самолетах Ту-142мр за 2013 год составил 54 часа 20 минут.
Начальник морской авиации СФ своей телеграммой от 21 сентября 2013 в адрес командира войсковой части 49324, как видно из ее текста, указал, что членам штатных экипажей самолетов Ту-142мр, осуществляющим полеты и выполняющим нормы налета для этого типа самолетов (30 часов), необходимо определять выплату надбавки за особые условия военной службы своими приказами.
Согласно выписке из приказа Командующего СФ от 25 февраля 2014 года Карпову, бортовому оператору-бортовому технику авиационного отряда войсковой части 49324-К (на самолетах Ту-142м, Ту-142мр) с 1 января по 31 декабря 2014 года была установлена надбавка за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности как выполнившему норму налета за 2013 год.
Как видно из представления военного прокурора Северного флота от 30 апреля 2014 года №, в нем Командующему СФ указывалось о выплатах с 1 января 2014 года надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, не имеющим на нее права в связи с невыполнением норм налета по приказу МО РФ 2003 года № 032. С учетом изложенного было предложено прекратить необоснованную выплату данной денежной надбавки.
В соответствии с выпиской из приказа Командующего СФ от 17 мая 2014 года Карпову с 1 мая 2014 года прекращена выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности за полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), как не выполнившему норму налета за 2013 год.
Из указанной выписки видно, что он основан на представлении военного прокурора Северного флота от 30 апреля 2014 года №, приказе командира войсковой части 49324 от 17 января 2014 года, записи в личном деле, летной книжке военнослужащего, протоколе комиссии по проверке законности установления надбавок к денежному довольствию военнослужащих войсковой части 49324 от 25 апреля 2014 года.
Из расчетных листов ЕРЦ и выписки из лицевого счета заявителя видно, что ежемесячная надбавка за особые условия военной службы начислялась и выплачивалась Карпову в период с января по апрель 2014 года в размере 70% оклада по воинской должности. С мая 2014 года указанная ежемесячная надбавка заявителю не начислялась и не выплачивалась.
Разрешая вопрос о правомерности действий должностных лиц, суд исходит из следующего.
Статьей 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов. Кроме выплат, предусмотренных данной статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» и п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, утвержденного приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, (далее - Порядок) военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 70 процентов оклада по воинской должности летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения ими установленной Министром обороны РФ нормы налета часов за истекший год.
Согласно п. 38 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим порядком.
Надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено настоящим Порядком (п. 39 Порядка).
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны. По решению МО РФ денежное довольствие может выплачиваться через ФКУ «ЕРЦ МО РФ» или иные финансово-экономические органы (п. 2 Порядка).
Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца. По решению МО РФ денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки (п. 4 Порядка).
По смыслу постановления Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073 и п. 53 Порядка надбавка за особые условия военной службы устанавливается на один год при выполнении указанных выше условий и выплачивается ежемесячно в течение года, следующего за годом выполнения нормы налета часов.
Как видно из приказа МО РФ 2003 года № 032, им была установлена годовая норма налета летному составу ВС РФ на самолетах Ту-142 (м, мз, мр) в размере 60 часов.
Приказом МО РФ от 3 сентября 2011 года № 1535, как видно из его текста, были утверждены новые нормы налета летному составу ВС РФ. Им же был признан утратившим силу вышеуказанный приказ МО РФ № 032.
Как видно из копии приказа МО РФ от 10 апреля 2013 года № 250дсп, им вышеуказанный приказ МО РФ от 3 сентября 2011 года № 1535 был признан утратившим силу.
Приказом МО РФ от 10 апреля 2013 года № 261дсп, как видно из его текста, были утверждены нормы годового налета летному составу ВС РФ, при выполнении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.
Оценивая возможность применения приказа МО РФ от 10 апреля 2013 года № 261дсп в отношении разрешения вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия заявителя, суд исходит из следующего.
Как видно из Указа Президента РФ от 23 мая 1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно требованиям п.п. 10, 11 и 17 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, при этом указанные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции РФ в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Статьей 15 Приказа Минюста РФ от 04 мая 2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлен перечень актов, не подлежащих представлению на государственную регистрацию, к числу которых указанный выше приказ МО РФ не относится.
Кроме того, по сообщению начальника 5 отдела Управления делами МО РФ от 25 апреля 2014 года № 205/2/243 приказ МО РФ от 10 апреля 2013 года № 261дсп Управлением делами МО РФ не регистрировался и не издавался.
Согласно письму заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий № 180/4/5347 по состоянию на 30 мая 2014 года действует приказ МО РФ 2003 года № 032, которым установлена норма налета часов для летного состава ВС РФ. Выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы при невыполнении норм налета часов законодательством не предусмотрена.
Из изложенного следует, что нормы годового налета летному составу ВС РФ, при выполнении которых подлежит выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в 2014 году, установлены приказом МО РФ 2003 года № 032, то есть для заявителя за 2013 год эта норма составила 60 часов.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как видно из приказа Командующего СФ от 25 февраля 2014 года, оспариваемая надбавка была установлена Карпову по 31 декабря 2014 года. С учетом этого и поскольку командованием не представлено доказательств, подтверждающих дату ознакомления заявителя с приказом Командующего войсками СФ от 17 мая 2014 года, суд считает, что Карповым не пропущен срок обжалования действий должностных лиц, связанных с необеспечением надбавкой за особые условия военной службы.
С учетом исследованных доказательств, позиций сторон суд полагает установленными факты назначения и выплаты Карпову оспариваемой надбавки за период с января по апрель 2014 года, также прекращения ее начисления и выплаты с мая 2014 года.
В ходе судебного заседания установлено, что в 2013 году Карпов в составе штатного экипажа на самолете Ту-142мр налетал 54 часа 20 минут, то есть не выполнил установленную норму налета, поэтому оспариваемая ежемесячная надбавка за особые условия военной службы на 2014 год ему не подлежала установлению.
Факт полета заявителя на типе самолетов, предусматривающем иную норму налета для выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
С учетом изложенного прекращение выплаты заявителю указанной надбавки является обоснованным, а оспариваемый приказ Командующего СФ от 17 мая 2014 года об этом – законным, не нарушающим права заявителя.
При этом прекращение выплаты Карпову этой ежемесячной надбавки с 1 мая 2014 года не нарушает права заявителя, поскольку денежное довольствие за май 2014 года подлежало начислению на его счет в июне 2014 года.
С учетом изложенного и того, что полномочными должностными лицами выплата заявителю указанной ежемесячной надбавки с мая 2014 года была прекращена, требования Карпова к ЕРЦ также не подлежат удовлетворению.
Таким образом, заявителю в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по делу, связанные с оплатой Карповым государственной пошлины, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Карпову В. П. в удовлетворении заявления о признании незаконным приказа Командующего Северным флотом от 17 мая 2014 года в части отказа в выплате ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности с 1 мая 2014 года - отказать.
Карпову в удовлетворении заявления о возложении на Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обязанности возвратить ему незаконно невыплаченную ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности за период с мая по август 2014 года и в последующем выплачивать указанную надбавку по 31 декабря 2014 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В. А. ЖЕСТОКАНОВ