Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2014 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи – Лустовой Н.В.
с участием представителя заявителя – заместителя прокурора Ирбейского района Красноярского края – Юрьевой А.В.
представителя Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя заинтересованного лица администрации Верхнеуринского сельсовета, его <данные изъяты> – Кудрявцева В.А.
при секретаре – Зензиной О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ирбейского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Верхнеуринскому СМУП «ЖИЛКОМСЕРВИС» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предупреждению коррупции, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд к Верхнеуринскому сельскому муниципальному унитарному предприятию «ЖИЛКОМСЕРВИС» с заявлением о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предупреждению коррупции. Требования, свои мотивируя тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС», учредителем которого является администрация Верхнеуринского сельсовета, установлено, что муниципальным предприятием меры по противодействию коррупции не принимаются. Указанное позволяет сделать вывод о самоустранении муниципального предприятия от исполнения возложенных Федеральным законодательством обязанностей по принятию мер по противодействию коррупции, несмотря на то, что Федеральный закон № 273-ФЗ действует длительное время. А потому просит суд признать незаконным бездействие Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции. Обязать Верхнеуринское сельское муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛКОМСЕРВИС» в тридцатидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании заместитель прокурора Ирбейского района Юрьева А.В. заявленные требования полностью поддержала. Суду пояснила, что муниципальное предприятие в соответствии с законодательством обязано принимать меры по противодействию коррупции.
Представитель Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС» <данные изъяты> Кононенко А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС» <данные изъяты> Кононенко А.П..
Представитель заинтересованного лица администрации Верхнеуринского сельсовета, <данные изъяты> – Кудрявцев В.А., действующий в интересах администрации Верхнеуринского сельсовета и Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу ст. 1 указанного закона, под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Согласно п. а ст. 1 главы 1 Конвенции Организаций Объединенных Наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ г., цель Конвенции заключается в содействии принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. б п. 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, Министерством труда и социальной политики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслей принадлежности и иных обстоятельств. Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Согласно ст. ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что Верхнеуринское сельское муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛКОМСЕРВИС» создано в соответствии с распоряжением администрации Верхнеуринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 04-рг, в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Верхнеуринское СМУП «ЖИЛКОМСЕРВИС» является <данные изъяты> организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Учредителем и собственником имущества Верхнеуринского СМУП «ЖИЛКОМСЕРВИС» является администрация Верхнеуринского сельсовета Ирбейского района Красноярского края. Должности в Верхнеуринском СМУП «ЖИЛКОМСЕРВИС» не относятся к должностям муниципальной службы, в связи с чем, на них не распространяются обязанности, ограничения и запреты, возложенные на муниципальных служащих Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Между тем, статьей 13.3 указанного Федерального закона, установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, независимо от их организационно-правовых форм.
Судом также установлено, что в Верхнеуринском сельском муниципальном унитарном предприятии «ЖИЛКОМСЕРВИС», в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, чего не отрицает и представитель администрации Верхнеуринского сельсовета и Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС».
Таким образом, суд приходит к выводу о самоустранении Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС» от исполнения возложенных Федеральным законодательством обязанностей по принятию мер по противодействию коррупции.
А потому, суд считает заявленные требования прокурора, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Ирбейского района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Верхнеуринского сельского муниципального унитарного предприятия «ЖИЛКОМСЕРВИС», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции.
Обязать Верхнеуринское сельское муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛКОМСЕРВИС» в 30-дневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ирбейский районный суд.
Председательствующий Н.В. Лустова