Дело № 2-2395/13
<...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 04 декабря 2013 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.О.,
представителя ответчика – главы администрации <...> сельского поселения <...>, действующего на основании Устава,
при секретаре Тюнягиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <...> сельского поселения <...> о возложении обязанности по организации водоотведения сточных канализационных вод путем строительства очистных сооружений,
у с т а н о в и л :
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц -жителей <...> сельского поселения, к администрации <...> сельского поселения Соликамского муниципального района <...> о возложении обязанности организовать водоотведение в <...> путем строительства очистных сооружений.
Иск обоснован тем, что в <...> Пермского края имеется <...> многоквартирных домов, расположенных на <...>, объекты социальной инфраструктуры, хозяйственно-бытовые сточные воды от которых посредством сетей канализации поступают в самотечный коллектор и сбрасываются в лесной массив за пределами границ населенного пункта на рельеф местности без очистки, в связи с отсутствием очистных сооружений в <...>, что является нарушением природоохранного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право жителей <...> сельского поселения и неопределенного круга лиц, пользующихся лесным массивом в районе, где осуществляется сброс хозяйственно-бытовых стоков на рельеф местности, на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Просит возложить на администрацию <...> сельского поселения Соликамского муниципального района <...> обязанность организовать водоотведение <...> путем строительства очистных сооружений, установив ответчику срок исполнения данной обязанности – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. уточнил исковые требования: просит возложить на администрацию <...> сельского поселения Соликамского муниципального района <...> обязанность организовать водоотведение сточных канализационных вод <...> строительства очистных сооружений, установив ответчику срок исполнения данной обязанности – 3 года с момента вступления решения суда в законную силу. На удовлетворении исковых требований настаивает по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика - глава <...> сельского поселения <...> в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что очистные сооружения в <...> не работают с <дата>. Хозяйственно-бытовые стоки от многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры сбрасываются в открытый грунт за пределами населенного пункта без очистки, чем нарушаются права жителей <...> на благоприятную окружающую среду. Для строительства очистных сооружений выбран земельный участок и включен в генплан <...> поселения, который будет утвержден в 2014 году. Указанный прокурор трехгодичный срок является достаточным для строительства очистных сооружений.
Суд, выслушав доводы прокурора в обоснование иска, представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку иск он признал добровольно, осознанно и без принуждения, признание иска не противоречит закону, интересам сторон и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Значение, сущность и последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика судом разъяснены и понятны, что отражено в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела.
В судебном заседании установлено, что <...> имеется <...> многоквартирных домов, расположенных на <...> объекты социальной инфраструктуры, хозяйственно-бытовые сточные воды от которых посредством сетей канализации поступают в самотечный коллектор и сбрасываются в лесной массив за пределами границ населенного пункта на рельеф местности без очистки, в связи с отсутствием очистных сооружений в <...>, что было выявлено в ходе проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации <...> сельского поселения <...>.
Согласно статье 2 Закона Пермского края от 11.12.2006 года N 3332-769 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Соликамского муниципального района" право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, на передаваемое имущество, возникает с 1 января 2007 года.
Сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктов N 118 и 119 Перечня объектов муниципальной собственности Соликамского муниципального района, передаваемых в собственность <...> сельского поселения (Приложение 5 к Закону Пермского края от 11.12.2006 года N 3332-769) в муниципальную собственность <...> сельского поселения Соликамского муниципального района переданы сети канализации, насосная станция с коллектором, расположенные по адресу: <...>.
Очистные сооружения в <...> отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
Согласно ч.1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод; централизованная система коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод; сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Согласно пункту 7 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 50 данного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоотведения.
В нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, статей 3, 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ч.2 ст. 12, ст. 42 Земельного кодекса РФ, администрацией <...> сельского поселения не организовано водоотведение в <...>, поскольку хозяйственно-бытовые сточные воды от <...> многоквартирных домов посредством сетей канализации поступают в самотечный коллектор и сбрасываются в лесной массив за пределами границ населенного пункта на рельеф местности без очистки. Очистные сооружения в <...> отсутствуют.
Несоблюдение вышеперечисленного природоохранного законодательства, не решение вопросов местного значения - организации водоотведения, создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право жителей <...> сельского поселения и неопределенного круга лиц, пользующихся лесным массивом в районе, где осуществляется сброс хозяйственно-бытовых стоков на рельеф местности, на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию <...> сельского поселения Соликамского муниципального района <...> обязанности организовать водоотведение сточных канализационных вод <...> путем строительства очистных сооружений суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера возложенной на ответчика обязанности, объема работы, подлежащей выполнению, а также учитывая требования прокурора, суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации <...> сельского поселения срок исполнения решения суда – три года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в защиту законных прав и интересов неопределенного круга, лиц удовлетворить.
Обязать администрацию <...> сельского поселения Соликамского муниципального района <...> организовать водоотведение сточных канализационных вод <...> путем строительства очистных сооружений.
Установить срок исполнения решения – 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 06 декабря 2013 года.
Председательствующая подпись И.В. Шатуленко
<...>
<...>