Дело № 2-3551/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 сентября 2014 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Погудиной М.И.,
при секретаре Трясциной М.Н.,
с участием представителя ответчика Департамента образования администрации г, Перми – Илюхиной Т.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабановой Е. А., действующей в интересах Шабановой Ю. С. к Департаменту образования администрации г. Перми, отделу образования по Дзержинскому району г. Перми о возложении на Департамент образования администрации г. Перми обязанности предоставить Шабановой Ю. С. место в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Шабанова Е.А., действующая в интересах Шабановой Ю.С. обратилась в суд с иском о возложении на Департамент образования администрации г. Перми обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении № ....
В обоснование заявленных требований указала, что Шабанова Ю.С., ...., зарегистрирована в общегородской электронной очереди для направления в МДОУ по месту жительства, указано желаемое МДОУ № .... При распределении путевок в ... года, а также после ... года Шабановой Ю.С. место в детском саду не предоставлено. Отказ Департамента образования администрации г. Перми нарушает права Шабановой Ю.С. на получение дошкольного образования в форме посещения муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории г. Перми.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, на иске настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Илюхина Т.И. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что Департамент образования администрации г. Перми готов предоставить Шабановой Ю.С. место в МДОУ «Детский сад № ...», о чем истцу направлено письменное предложение. Обязанность предоставлять место в конкретном МДОУ законом не предусмотрена.
Отдел образования Дзержинского района г. Перми о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представителя в судебное заседание не направил, ходатайств не заявил.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Шабанова Ю.С. родилась ..., в качестве матери указана Шабанова Е. А. (свидетельство о рождении л.д. 7).
Несовершеннолетняя зарегистрирована по месту жительства по адресу: Адрес УФМС России по Пермскому краю в Дзержинском районе г. Перми (л.д.6).
Письмом от Дата № ... отделом образования Дзержинского района г. Перми Шабановой Е.А. отказано в предоставлении Шабановой Ю.С. места в детском саду (л.д. 4).
В судебное заседание представлено письмо от Дата о предоставлении места Шабановой Ю.С. в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № ...» г. Перми. Указано, что для получения путевки необходимо обратиться в отдел образования Дзержинского района г. Перми.
Согласно ст.18, ст.43 Конституции РФ права и свободы человека и граджданина являются непосредственно действующими. Они определяют смсл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их замещающие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с п.1 ст.2, п.2 ч.1 ст.3, п.1 ч.3 ст.4, ч.1,3,4 ст.5, п.1 ч.1 ст.9, ч.3, п.1 ч.4 ст.10, ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст.12, п.1 ч.2 ст.23, п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст.44, ч.5 ст.63, ч.1,2 ст.64, ч.1 ст.67 Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование…
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование…
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами)…
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование…
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье…
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006г. №5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение право каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственным или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничение на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
Судом установлено, что Шабанова Ю.С. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, ее законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением и предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребёнка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность на момент рассмотрения дела не исполнена, поскольку родители несовершеннолетнего ребенка фактически не получили путевку в детское дошкольное учреждение.
Суд также учитывает то обстоятельство, что ответчиком не представлено доказательств получения Шабановой Е.А. путевки в детское дошкольное образовательное учреждение, а также предложения о предоставлении места в детском саду от Дата.
Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что законодательством не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с абз.6 п.1 ст.9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.
С целью реализации вышеуказанных требований, установленных федеральным законодательством, администрацией г. Перми издано постановление администрации г.Перми от 08.04.2014 № 229 "О закреплении территорий города Перми за подведомственными муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования" (далее - постановление администрации г.Перми № 229). Дом по адресу: Адрес, в котором проживает ребенок, закреплен за несколькими дошкольными образовательными учреждениями.
В соответствии с ч.11 ст.15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и п.13 ст.8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 года, организация предоставления общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации г.Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 следует, что основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденную Постановлением Администрации г.Перми от 01.03.2013 №112, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации г.Перми.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности в пределах района проживания.
Требований к отделу образования по Дзержинскому району г. Перми истцом не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Шабановой Е. А. удовлетворить частично.
Обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Шабановой Ю. С., ..., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности на территории города Перми.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.И. Погудина