Решение по делу № 2-692/2019 ~ М-599/2019 от 17.09.2019

    Дело № 2-692/2019

          категория: 209 – Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2019 года                                     пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи              Абеляшева А.В..

секретарь судебного заседания              Чеботарева А.В.,

с участием:

помощников прокурора Раздольненского района Республики Крым

                                Хмелевой А.В.,

                                Жук И.Н.,

представителей ответчиков:

директора МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа»

                                Набатовой Т.В.,

<адрес> Республики Крым

                                Адиловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство финансов Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым, согласно уточненным требованиям, обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам: о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым в течении календарного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности учебных заведений, а именно: в МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, установить периметральное ограждение вокруг его территории; оборудовать в здании помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; обеспечить охрану образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, выданной органами внутренних дел. Свои требования мотивирует тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> требований законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности учебных заведений. По результатам проведенной проверки в деятельности указанного образовательного учреждения выявлено ряд нарушений норм федерального законодательства, наличие которых влечет нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.

Истец – помощник прокурора <адрес> Республики Крым Жук И.Н. заявленные требования, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме. По ее мнению, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье. В связи с чем, просила удовлетворить заявленные требования, с учетом уточнения, в полном объеме.

Представитель ответчика – директор МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Набатова Т.В., уточненные требования признала. Также пояснила, что она неоднократно обращалась в <адрес> для выделения средств на финансирование требований законодательства в этой сфере. Однако, средства в достаточном объеме не выделялись. После финансирования, указанные в уточненном исковом заявлении нарушения будут устранены.

Представитель ответчика – <адрес> Республики Крым Адилова О.П., действующая на основании доверенности, уточненные требования прокурора признала. Также пояснила, что в связи с недостаточным финансированием, требования законодательства об антитеррористической защищенности выполняются по мере поступления средств. После очередного финансирования, нарушения, указанные прокурором будут устранены в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление. В суд предоставил письменное возражение, согласно которого пояснил, что соблюдение условий охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательной организации, является обязанностью как образовательного учреждения, так и <адрес> Республики Крым, которая, являясь главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, в соответствии с действующим законодательством осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений района. Бюджеты муниципальных образований самостоятельны в осуществлении бюджетного процесса. Самостоятельность бюджетов основана на принципах, изложенных в ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Крым по имеющимся в деле материалам.

Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление. В суд предоставил письменное пояснение, в котором указывает, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется ввиду субсидий из бюджета муниципального образования <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрено участие Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в финансировании муниципальных бюджетных образовательных организаций Республики Крым в целях обеспечения требований, указанных в иске прокурора. Финансирование мероприятий, указанных в просительной части искового заявления, возможно за счет собственных средств образовательной организации, а также за счет средств, выделенных из бюджета муниципального образования.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства и материалы дела, пришёл к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории <адрес> Республики Крым функционирует - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, учредителем которого является Муниципальное образования <адрес> Республики Крым, полномочия которого осуществляет <адрес> Республики Крым. Согласно Уставу МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в уставном порядке, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет Устав, печать установленного образца, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием и другие необходимые реквизиты. Учреждение вправе от своего имени приобретать о осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также вести уставную финансово-хозяйственную деятельность (п.1.9. Устава).

<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МБОУ «Нивовская школа» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности учебных заведений, лицензионно-разрешительной системе и профилактике правонарушений и преступлений в молодежной среде.

И.о. прокурора <адрес> Березовиченко Ю.Ю. было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, а также устранения нарушений, указанных во внесенном прокурором представлении от ДД.ММ.ГГГГ, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым.

По результатам проверки установлено ряд нарушений, часть из которых в процессе рассмотрения дела была устранена, выразившиеся в следующем: отсутствует периметральное ограждение вокруг территории образовательного заведения; не оборудовано в здании образовательного заведения помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; не обеспечена охрана образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, выданной органами внутренних дел.

Наличие нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования представителями ответчиков не оспаривается (ст. 56, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Ответчик в соответствие с положениями ст. 39 ГПК РФ признал исковые требования в полном объеме. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом.

Часть 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, помимо прочего, относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу пунктов 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий в подведомственных образовательных учреждениях, в том числе на усиление охраны объектов образования. Рабочей группе по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в подведомственных образовательных учреждениях предписано предусмотреть разработку и представление на согласование в Минобрнауки России и МВД России проекта нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, включая организацию их охраны.

Письмо Минобразования от ДД.ММ.ГГГГ N МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности", направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией в соответствии с действующим законодательством.

Обязанность по обеспечению школьных учреждений физической охраной установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).

Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10) (с изменениями и дополнениями), для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Согласно п. 3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие в образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым периметрального ограждения вокруг территории образовательного заведения; помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; не обеспечение охраны образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Нивовская школа» создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.

В связи с чем, требования прокурора являются законными и обоснованными.

Предложенный прокурором срок для исполнения решения суда суд считает обоснованным и разумным.

Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать <адрес> Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности:

- установить периметральное ограждение вокруг территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>;

- оборудовать в здании помещения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>, помещение для охраны с установкой и подключением в нем системы видеонаблюдения;

- обеспечить охрану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>, специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья –

2-692/2019 ~ М-599/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о.прокурора Раздольненского района
Ответчики
Администрация Раздольненского района Республики Крым
МБОУ "Нивовская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Раздольненский районный суд Республики Крым
Судья
Абеляшев Александр Витальевич
Дело на сайте суда
razdolnenskiy--krm.sudrf.ru
17.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2019Передача материалов судье
20.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2019Подготовка дела (собеседование)
31.10.2019Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее