Дело № 2-692/2019
категория: 209 – Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Абеляшева А.В..
секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,
с участием:
помощников прокурора Раздольненского района Республики Крым
Хмелевой А.В.,
Жук И.Н.,
представителей ответчиков:
директора МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа»
Набатовой Т.В.,
<адрес> Республики Крым
Адиловой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство финансов Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым, согласно уточненным требованиям, обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам: о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым в течении календарного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности учебных заведений, а именно: в МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, установить периметральное ограждение вокруг его территории; оборудовать в здании помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; обеспечить охрану образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, выданной органами внутренних дел. Свои требования мотивирует тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> требований законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности учебных заведений. По результатам проведенной проверки в деятельности указанного образовательного учреждения выявлено ряд нарушений норм федерального законодательства, наличие которых влечет нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
Истец – помощник прокурора <адрес> Республики Крым Жук И.Н. заявленные требования, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме. По ее мнению, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье. В связи с чем, просила удовлетворить заявленные требования, с учетом уточнения, в полном объеме.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Набатова Т.В., уточненные требования признала. Также пояснила, что она неоднократно обращалась в <адрес> для выделения средств на финансирование требований законодательства в этой сфере. Однако, средства в достаточном объеме не выделялись. После финансирования, указанные в уточненном исковом заявлении нарушения будут устранены.
Представитель ответчика – <адрес> Республики Крым Адилова О.П., действующая на основании доверенности, уточненные требования прокурора признала. Также пояснила, что в связи с недостаточным финансированием, требования законодательства об антитеррористической защищенности выполняются по мере поступления средств. После очередного финансирования, нарушения, указанные прокурором будут устранены в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление. В суд предоставил письменное возражение, согласно которого пояснил, что соблюдение условий охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательной организации, является обязанностью как образовательного учреждения, так и <адрес> Республики Крым, которая, являясь главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, в соответствии с действующим законодательством осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений района. Бюджеты муниципальных образований самостоятельны в осуществлении бюджетного процесса. Самостоятельность бюджетов основана на принципах, изложенных в ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Крым по имеющимся в деле материалам.
Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке, о чем свидетельствует почтовое уведомление. В суд предоставил письменное пояснение, в котором указывает, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется ввиду субсидий из бюджета муниципального образования <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрено участие Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в финансировании муниципальных бюджетных образовательных организаций Республики Крым в целях обеспечения требований, указанных в иске прокурора. Финансирование мероприятий, указанных в просительной части искового заявления, возможно за счет собственных средств образовательной организации, а также за счет средств, выделенных из бюджета муниципального образования.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства и материалы дела, пришёл к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории <адрес> Республики Крым функционирует - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, учредителем которого является Муниципальное образования <адрес> Республики Крым, полномочия которого осуществляет <адрес> Республики Крым. Согласно Уставу МБОУ «Нивовская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в уставном порядке, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет Устав, печать установленного образца, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием и другие необходимые реквизиты. Учреждение вправе от своего имени приобретать о осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также вести уставную финансово-хозяйственную деятельность (п.1.9. Устава).
<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МБОУ «Нивовская школа» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности учебных заведений, лицензионно-разрешительной системе и профилактике правонарушений и преступлений в молодежной среде.
И.о. прокурора <адрес> Березовиченко Ю.Ю. было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, а также устранения нарушений, указанных во внесенном прокурором представлении от ДД.ММ.ГГГГ, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым.
По результатам проверки установлено ряд нарушений, часть из которых в процессе рассмотрения дела была устранена, выразившиеся в следующем: отсутствует периметральное ограждение вокруг территории образовательного заведения; не оборудовано в здании образовательного заведения помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; не обеспечена охрана образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, выданной органами внутренних дел.
Наличие нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования представителями ответчиков не оспаривается (ст. 56, ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик в соответствие с положениями ст. 39 ГПК РФ признал исковые требования в полном объеме. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, принимается судом.
Часть 4.1 ст. 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, помимо прочего, относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу пунктов 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий в подведомственных образовательных учреждениях, в том числе на усиление охраны объектов образования. Рабочей группе по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в подведомственных образовательных учреждениях предписано предусмотреть разработку и представление на согласование в Минобрнауки России и МВД России проекта нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, включая организацию их охраны.
Письмо Минобразования от ДД.ММ.ГГГГ N МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности", направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность по обеспечению школьных учреждений физической охраной установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10) (с изменениями и дополнениями), для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Согласно п. 3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 189 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие в образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым периметрального ограждения вокруг территории образовательного заведения; помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; не обеспечение охраны образовательного учреждения специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Нивовская школа» создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
В связи с чем, требования прокурора являются законными и обоснованными.
Предложенный прокурором срок для исполнения решения суда суд считает обоснованным и разумным.
Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать <адрес> Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности:
- установить периметральное ограждение вокруг территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>;
- оборудовать в здании помещения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>, помещение для охраны с установкой и подключением в нем системы видеонаблюдения;
- обеспечить охрану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нивовская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, расположенном по адресу: <адрес>, специальной организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в сфере охраны.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –