Решение по делу № 3а-122/2019 от 25.07.2019

дело № 3а-122/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пырч Н.В.

при секретаре Таушанковой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 24 апреля 2019 года № 139,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., по состоянию на 14 декабря 2016 года установлена в размере 35802138 рублей.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области (далее - Комиссия) от 24 апреля 2019 года № 139 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2016 года в сумме 3110000 рублей.

Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (далее администрация МО г.п. Кандалакша, администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приведенного решения Комиссии, ссылаясь на его незаконность.

В обоснование требований административный истец указал, что земельный участок площадью 2965 кв. м. с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., ..., находится в государственной собственности. Данный земельный участок передан Калину А.А. по договору аренды № 97К от 14.12.2018 с множественностью лиц на стороне арендатора с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли.

Калин А.А. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, представив отчет о рыночной стоимости земельного участка в размере 3110000 рублей.

Решением Комиссии от 24.04.2019 № 139 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика.

Разница в стоимости земельного участка составляет 91%

Полагают, что представленный в Комиссию отчет индивидуального предпринимателя Франчук С.Г. об оценке рыночной стоимости земельного участка № 38-19 от 01 апреля 2019 года не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также федеральным стандартам оценки (далее - ФСО). В частности, используемая в отчете информация является недостоверной, что нарушает пункт 11 ФСО № 1. Также в отчете допущены нарушения принципов обоснованности и проверяемости, установленные пунктом 25 ФСО № 7. Нарушены принципы, установленные пунктами 3, 5, 8, 10, 11 ФСО № 3. Оценщиком было использовано недостаточно информации при определении стоимости объекта оценки, а объекты -аналоги не могут являться объектами для сравнения.

Поскольку отчет выполнен с нарушением обязательных требований федеральных стандартов оценки, законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, не может быть признана достоверной и не может служить основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, указанной в представленном отчете.

Кадастровая стоимость земельного участка была существенно снижена на основании установления его рыночной стоимости, чем нарушены права и законные интересы муниципального образования, являющегося получателем земельного налога.

Административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 апреля 2019 года № 139.

Представитель административного истца администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша (далее – администрация г.п.Кандалакша) в судебном заседании не явился, просил административное дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования поддержав по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее Управление Росреестра) и представитель административного соответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области ( далее Комиссия) в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.

Заинтересованное лицо Калин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Виноградов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Суд, проверив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

На основании части 28 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью 2965 кв. м. с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., ..., находится в государственной собственности. Данный земельный участок на основании договора аренды № 97К от 14.12.2018, заключенного между администрацией мо городского поселения Кандалакша и Калиным А.А., Виноградовым А.В., передан в пользование Калину А.А. и Виноградову А.В. с множественностью лиц на стороне арендатора с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли. Срок договора аренды установлен с 14 декабря2018 года по 13 декабря 2067 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 мая 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 14 декабря 2016 года составляла 35802138 рублей (л.д. 22 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области № 585-ПП от 25.11.2016. Дата определения кадастровой стоимости 14 декабря 2016 года.

12 апреля 2019 года Калин А.А. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра в Мурманской области от 20.09.2012 № П/373 при Управлении Росреестра по Мурманской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка (л.д. 173 т.1).

Извещение о проведении 24 апреля 2019 года заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было направлено в адрес администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша 12 апреля 2019 года по электронной почте (л.д. 172 т.1).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 24 апреля 2019 года № 139 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 14 декабря 2016 года была определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 3110000 рублей (л.д. 169 т.1).

На основании данного решения комиссии в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 14 декабря 2016 года в размере 3110000 рублей.

Копия решения комиссии от 24 апреля 2019 года № 139 поступила в адрес администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша 15 мая 2019 года (л.д. 35 т.1).

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что у комиссии были достаточные правовые основания для удовлетворения заявления Калина А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Согласно материалам дела о кадастровом споре, к поступившему в комиссию заявлению Калина А.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка был представлен отчет об оценке от 01 апреля 2019 года № 38-19 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер *, выполненный индивидуальным предпринимателем Ф.С.Г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 14 декабря 2016 года составляет 3110000 рублей.

Как следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19 названного Постановления).

В целях проверки выводов отчета об оценке от 01 апреля 2019 года № 38-19, выполненного ИП Ф.С.Г., об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер *, суд назначил судебную экспертизу.

Согласно экспертному заключению № 388-19/Н от 11 октября 2019 года акционерного общества «***» отчет индивидуального предпринимателя Ф.С.Г. № 38-19 от 01 апреля 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером * соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. В отчете отсутствуют нарушения, которые могли бы повлечь установление неверной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ....

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает что результаты проведенной по делу судебной экспертизы подлежат принятию.

Заключение эксперта соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.

Содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, проверил обоснованность выводов оценщика о величине рыночной стоимости земельного участка.

Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия эксперта подтверждены, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, предписывает соответствующим комиссиям проверять содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости на соответствие требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.

Приведенные положения Порядка Комиссией при принятии оспариваемого решения соблюдены в полной мере, следовательно, у Комиссии были достаточные правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * в размере, определенном в отчете № 38-19 от 01 апреля 2019 года.

В силу вышеизложенного, заявленное требование о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области от 24 апреля 2019 года № 139 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Мурманской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 24 апреля 2019 года № 139 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья

3а-122/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре
Другие
Виноградов Андрей Владимирович
Калинин Александр Андреевич
Суд
Мурманский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2020Предварительное судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Производство по делу возобновлено
20.08.2020Судебное заседание
18.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2020Дело оформлено
18.05.2020Дело передано в архив
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее