Дело № 2-1841/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2020 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
помощника Калашник Д.В.,
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах Российской Федерации и Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее - УПФР в г. Шахты) к Тимченко С.А., Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области) о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании необоснованно полученных сумм пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты в интересах Российской Федерации и УПФР в г. Шахты обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 №, выданной Бюро № - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», с 01.10.2014 г. Тимченко С.А. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 24.09.2019г. исх. № 02/11-9149 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Тимченко С.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют. МБУЗ «ЦГБ г. Гуково» Тимченко С.А. в службу медико-социальной экспертизы для освидетельствования на предмет инвалидности не направляло.
Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России свидетельствует о не проведении в отношении Тимченко С.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» и незаконности выдачи ей группы оспариваемого документа.
Согласно представленным УПФР в г. Шахты сведениям Тимченко С.А. за период с 01.10.2014 по 28.02.2019 получила страховую пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 626489 руб. 00 коп.
Поскольку ответчик не проходил медико – социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в установленном законом порядке, то суммы пенсии и ЕВД получены ей необоснованно.
Просит признать недействительными с момента выдачи выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» справку серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Тимченко С.А. 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Тимченко С.А. в пользу УПФР в г. Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 01.10.2014 по 28.02.2019 суммы пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в размере 626489 руб.
Прокурор в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель УПФР в г. Шахты в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ответчик Тимченко С.А. в судебное заседание явилась, исковые требования признала.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором указал на обоснованность требований прокурора, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила) признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно п.п. 15, 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом, в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 этого Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
В соответствии с приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, признание гражданина инвалидом (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Установлено, что Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» выдало справку и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ответчику Тимченко С.А. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой с января 2014 г. при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Тимченко С.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют. МБУЗ ЦГБ г. Гуково Тимченко С.А. на медико-социальную экспертизу не направляло.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о не проведении Тимченко С.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», незаконности установления ей группы инвалидности путем выдачи оспариваемых документов без проведения заседания комиссии Бюро МСЭ и составления акта медицинского освидетельствования на предмет инвалидности. Поэтому требования прокурора о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку имела место незаконная выдача Тимченко С.А. справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, то отсутствовали основания, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ для получения Тимченко С.А. пенсии по инвалидности и ЕДВ за период с 01.10.2014 по 28.02.2019 в общей сумме 626489 руб.
Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, то она на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям: в сумме 300 руб. за требования неимущественного характера, то есть по 150 рублей с каждого из ответчиков, а также за требования имущественного характера с ответчика Тимченко С.А. в сумме 9464 руб. 89 коп., а всего с Тимченко С.А. подлежит взысканию госпошлина в размере 9614 руб. 89 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Тимченко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Тимченко С.А. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области незаконно полученные суммы пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в размере 626489 руб.
Взыскать с Тимченко С.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 9614 руб. 89 коп.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2020 г.
Судья Т.Л. Кинзбурская