Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2259/2020 ~ М-2027/2020 от 22.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2259/2020 по административным исковым заявлениям прокурора г. Самары и Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области об оспаривании нормативного правового акта Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара,

установил:

Прокурор города Самары обратился в суд с административным иском, в котором просит признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления в законную силу решения суда Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2012 N 1073 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших" (далее – Порядок).

По мнению прокурора, указанный нормативный акт противоречит требованиям бюджетного законодательства, законодательства о защите конкуренции, содержит коррупциогенные факторы.

Рассматриваемый Порядок устанавливает механизм предоставления за счет средств бюджета г.о.Самара на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения. Удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд) должно осуществляться посредством процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Такие услуги могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурсной основе. Выполнение услуг по эвакуации невостребованных и безродных умерших должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.

Закрепление в нормативном правовом акте органа местного самоуправления возможности предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации умерших является средством оплаты работ для муниципальных нужд, то есть носит возмездный характер, и не может быть квалифицировано в качестве «субсидии».

Оспариваемый нормативный акт противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право выполнять соответствующие работы, что приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Удовлетворение муниципальных нужд посредством выделения бюджетных средств без осуществления процедур, установленных Законом о контрактной системе, создает преимущество конкретному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении (недопущении) конкуренции.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит признать не соответствующим закону и недействующим вышеуказанное Постановление.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области также обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Постановления Администрации городского округа Самара от 14.08.2012 N 1073 по аналогичным основаниям.

Определением суда от 03.09.2020 административные дела по искам прокурора г. Самары и Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора г.Самары Ларичева Н.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по доверенности - Алимирзоева М.М. административный иск поддержала, с учетом уточнения просила признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара по доверенности – Евтюшенкова Е.Л. возражала против удовлетворения административных исков по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о.Самара по доверенности – Нестерова Т.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

Представители заинтересованного лица ООО "Спецтранс" по доверенности – Архангельский Е.А., Афанасов В.А. оставили разрешение требований на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе обращаться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.08.2012 N1073 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших.

Первоначальный текст документа опубликован в издании "Самарская Газета" N145(4922) от 15.08.2012. В нормативный акт вносились изменения Постановлениями Администрации городского округа Самара от 13.10.2017 N 907, от 12.12.2019 ("Самарская Газета" N 151(5893) от 14.10.2017 и N 260(6422) от 14.12.2019).

Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Полномочия местной администрации на принятие нормативного акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий из местного бюджета, вытекают из подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Оспаривая указанный выше нормативный правовой акт, прокурор и Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области указывают на его противоречие статье 72 Бюджетного кодекса РФ, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе заключение государственных контрактов, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего до 01.01.2014, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ образом.

Таким образом, удовлетворение потребностей муниципальных образований (обеспечение муниципальных нужд) в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, должно осуществляться посредством процедур, установленных законодательством о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Утвержденный Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.08.2012 N 1073 Порядок устанавливает механизм предоставления за счет средств бюджета г.о.Самара на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших (пункт 1.1).

Получателями субсидий в соответствии с настоящим Порядком являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ и услуг, осуществляющие деятельность на территории городского округа Самара, несущие затраты по эвакуации невостребованных умерших (пункт 1.2).

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенным в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 года N551-ст, устанавливаются обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014).

В пункте 2.3 ГОСТ 32609-2014 указано, что к основным видам ритуальных услуг относится, в том числе, транспортирование останков и праха умерших или погибших, то есть перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патолого-анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Согласно пункту 2.14.1 ГОСТ 32609-2014 под эвакуацией останков умерших или погибших понимается транспортирование останков умерших или погибших с места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.

Из совокупного анализа приведенных положений следует, что эвакуация останков умерших является одним из видов ритуальных услуг, соответственно, относится к вопросам местного значения, является муниципальной нуждой. Следовательно, выполнение таких работ, оказание услуг должно осуществляться в соответствии с законодательством о контрактной системе путем проведения конкурентных процедур.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит бюджетному законодательству, законодательству о защите конкуренции, создает угрозу ограничения конкуренции, в связи с чем требования административных истцов о признании его не действующим подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что эвакуация невостребованных умерших не относится к вопросам местного значения, нужды органа местного самоуправления в осуществлении данного вида деятельности не имеется, в связи с чем осуществление закупок для ее выполнения не требуется, являются несостоятельными, противоречат приведенным выше положениям нормативных актов. Является очевидным, что данная деятельность непосредственно связана с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, соответственно, пока не установлено иное, относится к вопросам местного значения.

Доводы ответчика о том, что оспариваемый нормативный акт не приводит и не может привести к ограничению конкуренции, поскольку ввиду отсутствия возможности получения прибыли от перевозки трупов какая-либо конкуренция на данном рынке услуг исключается, при этом любой хозяйствующий субъект, соответствующий требованиям, вправе подать заявление на получении субсидий в целях возмещения затрат, связанных с оказанием данных услуг, равно как и доводы об отсутствии доказательств того, что какому-либо субъекту было отказано в предоставлении субсидий, не имеют правового значения и не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку обеспечение муниципальных нужд должно осуществляться на конкурсной основе в силу императивного предписания действующего законодательства.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда неоднократно применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, данный акт следует признать не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Доводы Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о.Самара о том, что признание оспариваемого нормативного акта не действительным со дня вступления решения в законную силу приведет к ситуации, при которой эвакуация невостребованных умерших не будет осуществляться ввиду того, что средства на осуществление закупок данных услуг в бюджете г.о.Самара не предусмотрены и сама процедура проведения торгов является длительной, не имеют правового значения и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, а также для установления иной даты утраты действия оспариваемого нормативного акта. Возможность сохранения действия нормативного акта, не соответствующего нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, до определенного момента в будущем процессуальным законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Административные исковые заявления прокурора г.о.Самара и Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2012 N 1073 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по эвакуации невостребованных умерших".

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете "Самарская газета" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2020.

Судья             (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2259/2020 ~ М-2027/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Самары
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Другие
Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о.Самара
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
ООО "Спецтранс"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2020Предварительное судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
19.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее