РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2018 года                                                              г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Гродецкой Д.И., с участием помощника прокурора Пуровского района Борчанинова И.С., представителя ответчика администрации муниципального образования Пуровский район Слюсаренко Ю.С., представителя третьего лица - МКУ «Управление городского хозяйства» Мавлютовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-530/2018 по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах несовершеннолетнего Красильникова Руслана Камиловича к администрации муниципального образования Пуровский район, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсации морального вреда, третьи лица муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района, общество с ограниченной ответственностью «Служба отлова безнадзорных животных»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пуровского района, действуя в интересах несовершеннолетнего Красильникова Руслана Камиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с названным иском к Администрации муниципального образования Пуровский район, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ около <адрес> на Красильникова Р.К. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ребенку телесные повреждения в виде ран задней поверхности обеих бедер и голеней. В результате укуса безнадзорного животного Красильников Р.К. перенёс эмоциональный стресс, испытал физическую боль, получил значительную психологическую травму, продолжительное время проходил лечение в целях исключения возможных негативных последствий, что свидетельствует о перенесенных им физических и нравственных страданиях. С учетом изложенного, ссылаясь на ст. ст. 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», ст. 8 Закона ЯНАО от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», постановление администрации муниципального образования Пуровский район от 20.04.2016 № 162-ПА, а также в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор просил взыскать с администрации муниципального образования Пуровский район в пользу несовершеннолетнего Красильникова Р.К. компенсацию морального вреда, причиненного нападением и укусами безнадзорного животного, в размере 50 000 руб., а также государственную пошлину.

В возражениях на иск представители ответчика администрации муниципального образования Пуровский район Кашин А.В. и Сайфулин Р.М. сообщили, что ответчик не оспаривает право истца на компенсацию морального вреда, однако полагают, что со стороны администрации Пуровского района не допущено бездействия или незаконных действий, поскольку в рамках имеющегося финансирования выполнены все необходимые мероприятия: заключен муниципальный контракт, согласно которому ООО «Служба отлова безнадзорных животных» осуществляется отлов безнадзорных животных на территории <адрес>. Доказательств вины ответчика в причинении вреда потерпевшему не представлено, не установлено, что собака являлась бесхозяйной, напротив, свидетели утверждают, что на собаке был ошейник, в социальных сетях обсуждалось, что хозяином собаки предположительно является Кунин Андрей. На основании изложенного представители ответчика просили в удовлетворении иска отказать (л.д.39-41, 85-88 т. 1).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района, общество с ограниченной ответственностью «Служба отлова безнадзорных животных» (л.д.107-111 т. 1)

Определением Пуровского районного ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика в соответствии с ч.3 ст. 40 ГПК РФ привлечено Правительство ЯНАО (л.д.30-33 т. 3), представитель которого Полякова Н.Д. в отзыве на иск пояснила, что вопросы отлова и содержания безнадзорных животных к полномочиям субъектов Российской Федерации не отнесены. В силу действующих в Пуровском районе муниципальных правовых актов обязательства по организации отлова и содержания безнадзорных животных должны исполняться МКУ «Управление городского хозяйства» при должном контроле со стороны Администрации МО Пуровский район. В этой связи в удовлетворении иска к Правительству ЯНАО представитель просил отказать (л.д.49-53 т.3).

Помощник прокурора Пуровского района Борчанинов И.С. в ходе судебного разбирательства поддержал исковые требования к администрации МО Пуровский район, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснив, что работа по установлению хозяина собаки проводилась участковым, однако положительных результатов не принесла, хозяин собаки не установлен. Жильцы домов по <адрес> неоднократно обращались в Управление городского хозяйства, учредителем которого является Администрация Пуровского района, по вопросу отлова собаки, однако меры по отлову собаки ни Администрацией, ни Управлением приняты не были, следствием чего и явилось причинение вреда здоровью несовершеннолетнего Красильникова Р.К.

Законный представитель Красильникова Р.К. - Красильникова Н.В. поддержала исковые требования прокурора, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> её сын пошёл к бабушке, проживающей в другом подъезде этого же дома, вскоре забежал домой и сказал, что на него накинулась собака. Ребёнок был испуган, плакал, на ногах по всей длине у него было пять рваных ран от укусов. Они отвезла сына в больницу, где его осмотрели, обработали раны, назначили амбулаторное лечение. Сын прошел курс лечения в виде инъекций, всего ему было сделано 6 уколов. Сын сильно переживал, что в связи укусами собаки по состоянию здоровья не ходил в школу в конце учебного года, не сдал нормативы в спортивных секциях, он до настоящего времени боится собак. Дополнила, что жильцы домов по <адрес> неоднократно звонили в администрацию по вопросу отлова этой собаки породы лайка белого цвета с ошейником, которая бросается на людей, однако меры к этому до того времени, как собака покусала её ребенка, не предпринимались.

Представитель ответчика администрации Пуровского района Слюсаренко Ю.С. поддержала доводы, ранее изложенные представителями ответчика в возражениях на иск, настаивала на том, что органом местного самоуправления надлежащим образом исполняются обязательства по организации отлова и содержанию безнадзорных животных, в этих целях разработаны муниципальные правовые акты, регулярно заключаются муниципальные контракты, в соответствии с которыми специализированной организацией осуществляется отлов и, содержание, транспортировка и утилизация безнадзорных животных.

Представитель третьего лица МКУ «Управление городского хозяйства» Мавлютова О.Н. в ходе разбирательства дела так же поддержала доводы возражений ответчика администрации Пуровского района на иск, пояснила суду, что отлов безнадзорных животных осуществляется специализированной организацией по заявкам граждан. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от жильцов домов № <адрес> поступали жалобы на агрессивную белую лайку. Работа по отлову собаки была организована ДД.ММ.ГГГГ, однако ни в этот день, ни в последующие два дня собаку обнаружить не удалось. Контроль за отловом собак осуществлял лично заведующий сектором Власов И.Д.

Представитель третьего лица Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района Сухова А.А. в ходе судебного разбирательства полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку обязательства по организации отлова и содержания безнадзорных животных органом местного самоуправления исполняются надлежащим образом, а также указывала на наличие у собаки, покусавшей Красильникова Р.К., хозяина, о чем свидетельствовал надетый на неё ошейник.

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Служба отлова безнадзорных животных» при надлежащем извещении участие в судебном разбирательстве не принимали, о причинах неявки суду не сообщили, мнение по иску не выразили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Служба отлова безнадзорных животных».

Свидетель Заречнюк А.В. показала суду, что является прабабушкой потерпевшего Красильникова Р.К. О том, что правнука покусала собака, она узнала от соседки Ругиной А. Она звонила в МКУ «Управление городского хозяйства» по вопросу отлова собаки, где ей сказали, что заявки по этому поводу уже поступали. На следующий день после этого собака все ещё была на улице. Правнук неделю боялся выходить из дома, жаловался на боль. Есть ли у собаки хозяин, ей не известно, специалистов из службы по отлову она не видела.

Свидетель Талеева А.С. в показаниях подтвердила, что в двадцатых числах ДД.ММ.ГГГГ г. белая безнадзорная собака покусала Красильникова Р.К., который проживает с ней по соседству, она звонила в полицию и сообщила об инциденте, после чего приходил участковый, собака в это время была во дворе, потом она пропала.

Свидетель Кораблев М.А. пояснил суду, что в период исполнения обязанностей участкового уполномоченного в его производстве находился материал по факту укусов несовершеннолетнего Красильникова Р.К. безнадзорной собакой. Свидетель подтвердил, что жильцы домов по <адрес> неоднократно жаловались ему на безнадзорных собак, однако их отлов в его компетенцию не входит. Собственника собаки, покусавшей Красильникова Р.К., в ходе проведенного опроса установить не удалось.

Из показаний свидетеля Власова И.Д., работающего в должности заведующего сектором благоустройства МКУ «Управление городского хозяйства» следует, что он лично контролирует осуществление специализированной организацией отлова безнадзорных животных путем визуального их осмотра и подписания акта. Отлов осуществляется по заявкам жителей в день поступления заявки. После отлова собаки доставляются в пункт временного содержания в <адрес>. Каким образом осуществлялся отлов собаки, покусавшей Красильникова Р.К. ему не известно, так как он был в отпуске, его обязанности исполнял другой сотрудник.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6).

    В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 30.03.2015 № 64-ФЗ, включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

    В силу ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

На основании ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», в п. 9.5 которых указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования по организации мероприятий по предотвращению распространения бешенства были адресованы органам государственной власти субъектов РФ и Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2005 № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в РФ» и от 29.08.2008 № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в РФ».

В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 (в редакции от 29.10.1992) «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 не отменено и не противоречит каким-либо нормативным актам Российской Федерации.

    В Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» раскрыто понятие безнадзорного животного - это домашнее животное, оставленное без попечения (п. 2 ст.1).

    Согласно ст. 8 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО, отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления. При этом отлов, содержание и использование этих животных осуществляются в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и названным Законом.

    В силу п. 4 ст. 8 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО животные должны содержаться в пунктах отлова и возвращаются владельцам по их требованию. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержания в пунктах отлова могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам. При этом предусмотрена обязанность владельцев животных возмещать расходы по отлову, транспортировке, содержанию, кормлению и за оказанную в необходимых случаях ветеринарную помощь.

Из письма и.о. руководителя Департамента тарифной политики, энергетики жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 20.02.2016 № 4001-15/973 следует, что в рамках Порядка предоставления и расходования субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству территорий поселений (городских округов), утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2015 № 1286-П, не предусмотрено финансирование за счет окружных субсидий мероприятий по отлову, содержанию, эвтаназии и утилизации безнадзорных животных.

Согласно протоколу заседания Совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2015 рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов обеспечить проведение мероприятий по ограничению численности безнадзорных животных во всех поселениях и городских округа.

На заседании Совета Глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов усилить реализацию мероприятий по ограничению численности безнадзорных животных во всех муниципальных образованиях; поселениях и городских округа; усилить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих отлов и содержание безнадзорных животных (л.д. 54-82 т. 3).

Согласно информации, представленной первым заместителем директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.07.2018, начиная с формирования окружного бюджета на 2016 год, ежегодно в составе общего объема финансовой помощи, предоставляемой из окружного бюджета в форме дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования Пуровский район, учитывается финансовое обеспечение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в объеме 2 430 000 руб., согласно протоколу заседания комиссии по бюджетным проектировкам на 2016 год и на плановый период до 2018 года от 21.10.2015 № 4 (т. 1 л.д. 152- 153 т. 1).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес глав городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкиным Д.Н., было обращено внимание на то, что Законом автономного округа от 25.11.2016 № 90-ЗАО «Об окружном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» по данным реестров расходных обязательств муниципальных образований учтены средства на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в части общего объема финансовой помощи из окружного бюджета и в этой связи указано на необходимость продолжить работу по ограничению численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований в автономном округе.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно ч. 4.1. ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

    Как указано в Уставе муниципального образования Пуровский район, утвержденном решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31.05.2016 № 46, Пуровский район входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пуровский район является муниципальным образованием, наделенным Законом ЯНАО от 20.12.2004 № 113-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ МО Пуровского района» статусом муниципального района с административным центром г. Тарко-Сале. В состав территории Пуровского района входит территория городского поселения - городское поселение г. Тарко-Сале.

На основании решения Собрания Депутатов муниципального образования г. Тарко-Сале 3 созыва от 23.06.2015 № 216 муниципальное казенное учреждение - Администрация муниципального образования г. Тарко-Сале ликвидировано.

Согласно п. 1.1 ст. 3 Устава муниципального образования город Тарко-Сале, в редакции решения Собрания депутатов муниципального образования город Тарко-Сале от 17.05.2016 № 76, исполнительно-распорядительный орган МО г. Тарко-Сале не образуется, его полномочия возлагаются на Администрацию муниципального образования Пуровский район.

Из постановления Главы Администрации МО Пуровский район от 13.10.2015 № 259-ПА «Об исполнении полномочий администрации муниципального образования г. Тарко-Сале» следует, что с 01.11.2015 к исполнению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале приступила Администрация муниципального образования Пуровский район.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района Департамент в пределах своей компетенции реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале, в соответствии с федеральными законами, законами ЯНАО (п. 16 гл. 1), уполномочен осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования город Тарко-Сале (п. 17 гл. 2) (л.д. 27-33 т. 1).

На основании п. 1.7 Устава МКУ «УГХ», учредителем МКУ является муниципальное образование город Тарко-Сале. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Пуровского района. От имени администрации Пуровского района функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района.

Целью создания МКУ «УГХ» является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, благоустройства, дорожной деятельности, транспортного обслуживания, связи на территории муниципального образования г. Тарко-Сале (п. 3.1. раздела III Устава).

Одним из основных видов деятельности МКУ «УГХ» является обеспечение выполнения работ и оказания услуг по благоустройству города, в том числе обеспечение выполнения работ и оказания услуг, направленных на безопасность населения от неблагоприятного воздействия безнадзорных (домашних) животных путем отлова, транспортировки, содержания безнадзорных (домашних) животных, сбора погибших и умерщвленных животных, а также их утилизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.3.5.2. раздела III Устава).

Финансовое обеспечение деятельности МКУ «УГХ» осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Тарко-Сале на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем, и за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и Пуровского района (п. 2.2 раздела II Устава).

МКУ «УГХ» обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведённых до него бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При недостаточности денежных средств, ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель (п. 2.2 раздела II Устава).

Согласно п. 1.6 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тарко-Сале, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 315 от ДД.ММ.ГГГГ, безнадзорные животные - это домашние животные, находящиеся в общественных местах на территории муниципального образования без сопровождающего лица, либо пригульный скот.

Кроме того, в Правилах благоустройства территории муниципального образования г. Тарко-Сале указано, что регулирование численности домашних животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, жизни человека, предупреждения заболеваний животных (ДД.ММ.ГГГГ.); отлов домашних и находящихся в любой форме собственности животных с целью умерщвления не допускается и осуществляется только в целях вакцинации, стерилизации, изоляции заболевших животных, передачи собственнику (владельцу), кроме случаев заболеваний, не подлежащих излечению (п. ДД.ММ.ГГГГ); орган, уполномоченный администрацией муниципального образования Пуровский район, может проводить мероприятия по изъятию бродячих безнадзорных и бесхозяйных животных путем отлова, ветеринарным способом, посредством дистанционного обездвиживания или усыпления с последующей утилизацией на специализированных предприятиях (ДД.ММ.ГГГГ); отлов бродячих животных должны осуществлять специализированные организации на основании договора с муниципальным учреждением в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели (п. ДД.ММ.ГГГГ.2).

Для содержания найденных, отловленных, изъятых, конфискованных или иным образом отчужденных домашних безнадзорных животных создаются приюты (п. ДД.ММ.ГГГГ).

Органы местного самоуправления содействуют организации приютов для домашних животных гражданами и юридическими лицами (ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Порядку отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования город Тарко-Сале, в пункте 1.4 которого указано, что выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования город Тарко-Сале возлагается на МКУ «Управление городского хозяйства» города Тарко-Сале.

В п. 2.1 названного Порядка указано, что безнадзорные и бродячие животные на территории муниципального образования подлежат отлову, кроме животных, оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и иных зданий.

Согласно п. 2.2 Порядка, отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта (договора) МКУ «УГХ» со специализированной организацией. Размещение муниципального заказа на данный вид услуг производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Муниципальные контракты (договоры), заключаются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете муниципального образования город Тарко-Сале на соответствующий финансовый год.

Отлов безнадзорных и бродячих животных на территории города производится по заявкам, поступившим от организаций и жителей города (письменным, устным) в адрес МКУ «УГХ». Все поступившие заявки подлежат обязательной регистрации в специальном журнале. По мере поступления заявок специалист МКУ «УГХ» направляет заявку на отлов безнадзорных и бродячих животных исполнителю муниципального заказа (п. 2.6 Порядка).

Организация, занимающаяся отловом безнадзорных и бродячих животных, при самостоятельном обнаружении или по сообщению жителей, организаций, осуществляет отлов животных на территории муниципального образования (п. 2.7 Порядка).

ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, заключен муниципальный контракт с организацией ООО «Служба отлова безнадзорных животных» (зарегистрировано в <адрес>), по условиям которого ООО «Служба отлова безнадзорных животных» обязалось за свой риск, собственными или привлеченными силами и средствами, оказать услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно техническому заданию. Услуги по контракту должны были оказываться исполнителем с использованием специализированного автомобильного транспорта, в пределах территории <адрес>, согласно заявке заказчика, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пп.1.1, 1.2, 3.1 контракта) (л.д.18-23 т. 1).

Согласно п. 2.1 цена муниципального контракта цена составила 2 070 996 руб. 20 коп.

Из приложения № 1 к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнитель обязался самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять ответственность между работниками своей организации. Периодичность отлова безнадзорных животных - не реже 2-х раз в неделю (л.д.22 т. 1).

Объем оказываемых услуг: отлов безнадзорных животных - 530 голов; транспортировка и содержание безнадзорных животных - 530 голов.

В журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> отловлено и принято в пункт временного содержания 65 животных (л.д. 177-178 т. 1); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 50 (л.д. 194 т. 1); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 76 (л.д.211-212 т. 1); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 66 (л.д.3-4 т. 2); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 43 (л.д.26 т. 2); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 73 (л.д.40-41 т. 2), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 30 (л.д. 61 т. 2), итого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 403 животных.

Согласно актам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО «Служба отлова безнадзорных животных» передано в пункт кратковременного пребывания (приют) по адресу: <адрес> 384 безнадзорных животных, которые были отловлены на территории <адрес>, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 61 животное (л.д. 179-191 т. 1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 41 животное, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 70 животных (л.д.213-230 т.1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 66 животных (л.д. 5-22 т. 2), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 43 животных (л.д. 27-36 т. 1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 73 животных (л.д. 42-57 т.2), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 30 животных (л.д. 62-74 т. 2).

Акты подписаны принимающим лицом - ответственным по пункту кратковременного пребывания ООО «Служба отлова безнадзорных животных» Макеровым Н.В. и бригадиром ООО «Служба отлова безнадзорных животных» Абдыкеримовым Т.А.

Сведения о передаче 19 отловленных животных актами не подтверждаются.

Из акта утилизации отловленных безнадзорных животных, составленного и подписанного ДД.ММ.ГГГГ ветеринарным специалистом Модалевым А.С. и генеральным директором ООО «Служба отлова безнадзорных животных» следует, что произведен осмотр безнадзорных собак и подвергнуты эвтаназии неуправляемые, повышено-злобные собаки в количестве 49 голов, которые утилизированы в крематоре АМТД-100 по адресу: <адрес> в соответствии с действующими нормами и правилами, относящимися к поручаемой работе (л.д. 23 т.2). В акте от ДД.ММ.ГГГГ утилизации отловленных безнадзорных животных, содержатся сведения о произведенном осмотре бесхозяйных собак и кошек и эвтаназии неуправляемых, повышено-злобных собак в количестве 73 голов (л.д.58 т.2), в акте от ДД.ММ.ГГГГ – в количестве 23 голов (л.д.75 т. 2).

    Таким образом, из представленных суду документов следует, что из отловленных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 403 животных эвтаназии подвергнуто 145 животных, судьба остальных животных неизвестна.

    Проанализировав представленные суду документы, суд приходит к выводу, что сведения, изложенные в журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания, актах приема-передачи безнадзорных собак в пункт кратковременного содержания и актах утилизации отловленных безнадзорных животных, актах об утилизации не соответствуют друг другу.

В судебном заседании ответчиком и третьими лицами не представлены документы, бесспорно подтверждающие факт передачи ООО «Служба отлова безнадзорных животных» отловленных безнадзорных животных в пункт временного пребывания (приют). Отсутствие у ООО «Служба отлова безнадзорных животных» собственного пункта временного пребывания (приюта) на территории <адрес> или на территории Пуровского района ответчиком и третьим лицами не оспаривалось, явилось основанием для внесения прокурором Пуровского района в ДД.ММ.ГГГГ года представления об устранении выявленных нарушений в МКУ «Управление городского хозяйства».

Из письма МКУ «Управление городского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения, перечисленные в представлении прокурора Пуровского района нашли свое подтверждение, в частности, указанные нарушения стали возможны из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей заведующим сектором благоустройства, в связи чем принято решение о применении к указанному должностному лицу мер дисциплинарного воздействия в виде замечания.

Таким образом, представленные документы об исполнении муниципального контракта в 2018 году ООО «Служба отлова безнадзорных животных» не подтверждают доводы о том, что мероприятия по отлову безнадзорных животных на территории <адрес> в 2018 году организуются органами местного самоуправления и осуществляются надлежащим образом.

При отсутствии у исполнителей муниципального контракта пункта временного пребывания (приюта) для содержания отловленных животных, находящегося ближе, чем за 700 км от <адрес>, который можно было бы в любое время проверить, исполнение одновременно с этим в 2018 году функций по отлову безнадзорных животных в других муниципальных образованиях и населенных пунктах, отсутствие надлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления за реальным исполнением обязанностей в рамках муниципального контракта, не убеждает суд в том, что все животные, за которых оплачены средства из бюджета муниципального образования, были отловлены именно на территории <адрес>, также как и в том, что после отлова эти животные вновь не оказывались на улицах города.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ около <адрес> на малолетнего Красильникова Р.К. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ребенку телесные повреждения в виде ран задней поверхности обеих бедер и голеней.

Из амбулаторной карты Красильникова Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился за неотложной медицинской помощью в ГБУЗ ЯНАО «ТЦРБ» с жалобой на раны задней поверхности обеих бедер и голеней, при осмотре установлено наличие множественных ран задней поверхности обеих бедер и голеней. Травма причинена неизвестной собакой (л.д. 16 т. 1). ДД.ММ.ГГГГ Красильников Р.К. обратился за антирабической помощью, ему назначен курс из 6 вакцин в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лечение принималось (л.д. 17 т. 1)

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Красильникова Н.В. в заявлении в прокуратуру Пуровского района сообщила о том, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в <адрес> её сына покусала безнадзорная собака (л.д.9 т. 1).

    Таким образом, на момент причинения вреда несовершеннолетнему Красильникову Р.К. органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> в лице администрации муниципального образования <адрес> и её структурных подразделений, добровольно приняли на себя обязанность на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории города.

На указанные цели в 2018 году в бюджете муниципального образования <адрес> были предусмотрены денежные средства в размере 2 070 996,20 руб., по данным на ДД.ММ.ГГГГ исполнено мероприятий на сумму 1 446 996,20 руб. Между тем принятых мер оказалось недостаточно для предотвращения нападения безнадзорных собак на малолетних, в том числе на Красильникова Р.К.

При этом доводы представителей ответчика и третьих лиц о недоказанности того факта, что напавшая на малолетнего Красильникова Р.К., собака была безнадзорной, опровергаются объяснениями законного представителя несовершеннолетнего, показаниями свидетелей и материалами административного дела, согласно которым, несмотря на наличие у собаки ошейника, она была оставлена без попечения, что влечёт признание её безнадзорной.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Исковое заявление прокурором Пуровского района предъявлено в защиту несовершеннолетнего Красильникова Р.К., который в силу своего возраста не может самостоятельно защищать свои права.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Так, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Таким образом, администрация МО Пуровский район ненадлежащим образом осуществляла полномочия в части организации мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории г. Тарко-Сале, следствием чего является факт нападения и укуса безнадзорной собакой несовершеннолетнего Красильникова Р.К., в связи с чем администрация МО Пуровский район должна возместить вред, причинённый потерпевшему, за счёт средств казны МО г.Тарко-Сале.

При этом Правительство ЯНАО является ненадлежащим ответчиком, исковые требования к которому прокурором не были заявлены.

Учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика, характер и степень перенесенных Красильниковым Р.К. нравственных страданий в результате укуса безнадзорной собаки, его малолетний возраст, период лечения, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., которая подлежит взысканию с администрации муниципального образования Пуровский район в пользу несовершеннолетнего Красильникова Р.К. за счет средств казны муниципального образования <адрес>.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. В этой связи оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 03 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░            ░░░░░░░                                  ░░░░░░░ ░.░.

2-530/2018 ~ М-569/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Пуровского района
Ответчики
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Администрация МО Пуровский район
Другие
МКУ "Управление городского хозяйства"
Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района
Красильникова Надежда Валерьевна
Общество с ограниченной ответственностью «Служба отлова безнадзорных животных»
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Сологуб Марина Владимировна
Дело на сайте суда
purovsky--ynao.sudrf.ru
09.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2018Передача материалов судье
13.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
29.08.2018Судебное заседание
28.09.2018Судебное заседание
03.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2018Дело оформлено
19.11.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее