Дело № 2- 2690/7-2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия,
установил:
заявитель обратился в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади моего земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия было принято решение № об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Полагает данное решение незаконным. Указывает, что предельный минимальный размер земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен Постановлением Главы местного самоуправления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства на территории <данные изъяты>, и составляет 1500 кв.м. При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства в Пряжинском национальном муниципальном районе, площадь земельного участка может быть уточнена на величину, не превышающую 1500 кв.м. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка заявителя составляет 1980 кв.м. В результате проведенных кадастровых работ площадь земельного участка по фактическому использованию составила 3053 кв.м., то есть увеличилась на 1073 кв.м., что не превышает установленный предельный минимальный размер в 1500 кв.м. Также указывает, что в соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Местоположение границ земельного участка на момент его предоставления в собственность заявителя определено не было, сведения о местоположении границ земельного участка на момент его образования также отсутствуют. Границы земельного участка на местности закреплены объектами искусственного происхождения. Данные границы закреплены на местности более 15 лет, поскольку до приобретения права собственности на земельный участок он находился в личном пользовании у матери заявителя, что подтверждается Архивной справкой Администрации Пряжинского национального муниципального района. Просит суд признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата по РК» от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по РК» осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № на основании межевого плана, подготовленного ООО «<данные изъяты>» в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
В судебное заседание заявитель и его представитель , действующий на основании устного заявления , внесенного в протокол судебного заседания, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая плата» по Республике Карелия полагала заявление не подлежащим удовлетворению. Представлен письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК своего представителя для участия в деле не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным Главой 25 ГПК РФ рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО, действующая в интересах , обратилась с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке. К заявлению были приложены копия свидетельства на право собственности на землю, договор дарения, фрагмент картографического материала. В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, площадь 1980 кв.м, границы земельного участка не установлены.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО, действующая в интересах , обратилась с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка. К заявлению приложен межевой план указанного участка.
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по тем основаниям, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с соответствующим кадастровым номером площадью 1980 кв.м. В результате кадастровых работ уточненная площадь земельного участка составила 3053 кв.м, следовательно, площадь земельного участка увеличивается более чем на 10 процентов площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п.9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Площадь уточняемого заявителем земельного участка с кадастровым номером № составляет 3053 кв.м. В свою очередь, сведения о площади относительно указанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости содержатся в размере 1980 кв.м., в связи с чем разница составляет 1073 кв.м., более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК правомерно отказало в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п.1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости".
Доводы заявителя о том, что постановлением главы местного самоуправления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального строительства и личного подсобного хозяйства на территории <данные изъяты> установлено, что размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства составляют 1500 кв.м., в связи с чем на территории указанного района предельный минимальный размер, оговоренный в п. 1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», составляют 1500 кв.м, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 19.03.2004 N 765-ЗРК (ред. от 30.04.2010) "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, животноводства и дачного строительства составляют от 600 до 1500 кв. метров, для ведения огородничества - от 100 до 1500 кв. метров.
Из приведенных положений следует, что указанные предельные размеры земельных участков установлены для случаев предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не применяются в связи с уточнением границ земельного участка.
Действующим законодательством РФ в настоящее время не установлен предельный размер земельного участка для целей определения величины, на которую может быть увеличена площадь земельного участка в связи с уточнением его границ.
Относительно доводов заявителя о том, что фактически границы земельного участка на местности закреплены объектами искусственного происхождения. Данные границы закреплены на местности более 15 лет, поскольку до приобретения права собственности на земельный участок, что подтверждено допрошенными в судебном заседании свидетелями ФИО1, ФИО2 и не могут быть учтены, поскольку правоустанавливающие документы на дополнительный земельный участок площадью 3053 кв.м, на которую заявитель просил увеличить границы ранее предоставленного ему земельного участка в связи с уточнением границ, у заявителя отсутствуют и соответственно не были представлены в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, в связи с чем суд полагает в удовлетворении заявления отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.К. Цеханович