Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 17 января 2012 года
Краснокамский городской суд, Пермского края в составе председательствующего судьи Харитоновой Е.Б.
при секретаре Ознобишиной Е.А.,
с участием истца Кульбицкого Н.Н.,
представителя ответчика МУЗ «Краснокамская городская больница» Хлопковой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда, Пермского края гражданское дело по иску Кульбицкого Н.Н. к МУЗ «Краснокамская городская больница» о взыскании надбавки к должностному окладу,
у с т а н о в и л :
Кульбицкий Н.Н. работает в МУЗ "Краснокамская горбольница" с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности водителя выездной бригады отделения скорой медицинской помощи.
Кульбицкий Н.Н. обратился в суд с иском к МУЗ "Краснокамская горбольница" о взыскании надбавки к установленному ему должностному окладу в размере 25% ежемесячно за работу в сельской местности. Сумма, составляющая недополученную им заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> рублей.
В обосновании иска указал, что ему должен быть установлен повышенный на 25% должностной оклад как работнику, оказывающему медицинскую помощь жителям сельских населенных пунктов Краснокамского муниципального района. На основании Положения «О системе и условиях оплату труда работникам муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района» работникам таких учреждений, работающим на селе, устанавливаются должностные оклады на 25% выше по сравнению с окладами специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городах и поселках городского типа. Вместе с тем, несмотря на нее письма, адресованные главному врачу МУЗ «Краснокамская городская больница», начальнику Управления здравоохранения, в профсоюзный комитет, ни отрицательного, ни положительного ответа не последовало. Установление ему меньшего, по сравнению с установленным нормативным актом, должностного оклада, отсутствие установленной данным актом надбавки в размере 25%, нарушает его трудовые права. Исходя из произведенного им перерасчета за ДД.ММ.ГГГГ годы, ему не доплачено <данные изъяты> рублей. Просил указанную сумму взыскать с МУЗ «Краснокамская городская больница».
Судом в ходе рассмотрения дела к участию в нем привлечены в качестве соответчиков Управление здравоохранения администрации Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского муниципального района, Агентство по управлению учреждениями Здравоохранения Пермского края, Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
В период рассмотрения дела в связи со сменой учредителя ответчика, его название изменилось с МУЗ «Краснокамская городская больница» на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Краснокамская городская больница» (ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница»).
В судебном заседании истец Кульбицкий Н.Н. поддерживал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что МУЗ «Краснокамская городская больница» обслуживала и обслуживает население г.Краснокамска и его пригорода, куда входят села. Ранее бригада скорой помощи не так часто выезжала в сельскую местность, поскольку жители обращались в фельдшерско-аккушерские пункты, расположенные в селе. В настоящее время количество вызовов растет. Он выезжает в сельскую местность в условиях отсутствия дороги, освещения. В связи с тем, что до места, где находится больной, часто на автомашине добраться не возможно, он (истец) сопровождает врача, фельдшера, носит носилки. Поскольку он выезжает в сельскую местность в составе бригады, полагает, что ему должен быть установлен повышенный оклад на 25% как указано в Положении, утвержденном Постановлением главы Краснокамского муниципального района. Ранее в п.Оверята и п.Майский создавались бригады скорой помощи, которые обслуживали часть близлежащих к ним населенных пунктов, но не все. Работать было легче. Просуществовав некоторое время, эти бригады упразднили и вся нагрузка легла на отделение скорой помощи Краснокамской горбольницы. Просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика МУЗ «Краснокамская горбольница» (ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница») Хлопкова И.Р. исковые требования не признала. Суду пояснила, что ответчик расходует только те денежные средства, которые поступают к нему и имеют целевое назначение. Повышение оклада работникам ОСМП (отделения скорой медицинской помощи) действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Предусмотрено установление повышенного оклада для работников, работающих в учреждении здравоохранения, расположенного на территории сельской местности. Работники созданных в п.Майский и п.Оверята бригад скорой помощи такую надбавку получали, так как работали в сельской местности, а работники Краснокамского отделения – нет. ОСМП находится на территории Краснокамского городского поселения и всегда обслуживали не только городское, но и сельское население. В связи с необходимостью выездов, работникам ОСМП установлена повышенная стимулирующая выплата за непрерывный стаж работы в размере 80% к должностному окладу, в то время как такая выплата другим работникам выплата установлена в размере, не превышающем 60%, поскольку они работают на местах. Действительно, работники ОСМП часто выезжают на село, но не работают там постоянно. Так, в ДД.ММ.ГГГГ году количество выездов всех выездных бригад в сельскую местность составило 12,29% от общего количества выездов; в ДД.ММ.ГГГГ году количество выездов всех выездных бригад в сельскую местность составило 15,85% от общего количества выездов (по истице всего 1004 выезда, из них 84 в сельскую местность, то есть 8,36%); в ДД.ММ.ГГГГ году количество выездов всех выездных бригад в сельскую местность составило 18,69% от общего количества выездов (по истице всего 1001 выезд, из них 113 в сельскую местность, то есть 11,28%); за 11 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года всего 909 выездов истицы, из них 109 в сельскую местность, то есть 11,99% от общего ее количества выездов. Имеется тенденция роста выездов ежегодно на 2-3%, что непосредственно связано с закрытием ФАП на селе по решению учредителя. Более того, в настоящее время ведется разговор о закрытии еще нескольких ФАП на территории Краснокамского района, в связи с чем, возможно, учредителем и будет решаться вопрос об увеличении должностных окладов в связи с ростом объема работ, но не в связи с тем основанием, который указал истец. Жалоб на действия фельдшеров ФАП, в частности, на отказ их от оказания медицинской помощи не поступало. Работники здравоохранения обязаны оказать помощь любому, обратившемуся к ним, независимо от того, проживает ли он в городе, либо на селе, а также приезжим. В Уставе МУЗ «Краснокамская городская больница» указано, что целью его деятельности является оказание медицинской помощи населению Краснокамского муниципального района, а не только Краснокамского городского поселения, несмотря на название учреждения «городская больница», как она именовалась со времени ее основания. Поскольку законодательством не предусмотрено повышение оклада истцу на 25%, просила отказать ему в иске. Кроме того, просила применить срок давности, который составляет 3 месяца. Истец регулярно получал квитки о заработной плате, а потому он ранее обращались к главному врачу с требованием установить им повышенный оклад, однако срок для обращения в суд пропустил.
Соответчики Управление здравоохранения администрации Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского муниципального района, Агентство по управлению учреждениями Здравоохранения Пермского края, Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования своих представителей не направили. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч.1). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.3). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.4). Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5).
Судом установлено, что Кульбицкий Н.Н. принят на работу в отделение скорой медицинской помощи Краснокамской горбольницы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 107) на должность водителя.
С ДД.ММ.ГГГГ Краснокамская горбольница была переименована в МУЗ "Краснокамская городская больница".
С 01.01.2012 года в соответствии с Распоряжением Правительства Пермского края № 183-рп от 15.09.2011 года "О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" МУЗ "Краснокамская городская больница" передана в государственную собственность Пермского края. С этого момента ответчик стал именоваться Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Краснокамская городская больница" (ГБУЗ ПК "Краснокамскя горбольница"). (л.д. 127-139).
Уставом МУЗ «Краснокамская городская больница» закреплено, что целью создания учреждения является оказание медицинской помощи населению всего Краснокамского муниципального района (л.д. 110), в который входит Краснокамское городское поселения, Оверятское городское поселения и Майское сельское поселение, то есть сам г.Краснокамск и села, деревни, поселки, находящиеся в его пригороде.
В соответствии с Положением о системе и условиях оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района, утвержденном Постановлением Главы Краснокамского муниципального района от 08.09.2009 N 315 (в редакции от 10.08.2010) "Об утверждении Положения о системе и условиях оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района" муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Краснокамского муниципального района с 01.01.2010 перейти на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района (Преамбула).
В силу п. 1.3 указанного Положения финансирование расходов на оплату труда работников учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета Краснокамского муниципального района, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оплату труда работников учреждений здравоохранения, и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Повышение (индексация) должностных окладов работников учреждений здравоохранения осуществляется в размерах и в сроки, предусмотренные для повышения должностных окладов работников бюджетной сферы, в соответствии с решением Земского собрания Краснокамского муниципального района о бюджете Краснокамского муниципального района на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Постановленим главы Краснокамского муниципального района № 315, оплата труда работников учреждений здравоохранения включает в себя должностные оклады; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
В силу п. 2.2 данного Положения работникам, работающим в учреждениях, расположенных на территории сельских населенных пунктов, устанавливается повышенный на 25 процентов размер должностных окладов, согласно перечню работников учреждений здравоохранения, установленному приложением 6 к настоящему Положению. Под сельским населенным пунктом понимается населенный пункт (село, деревня, сельский поселок, хутор), который не отнесен к категории городских населенных пунктов.
В соответствии с п.2.3 Положения общие условия и порядок установления выплат компенсационного характера работникам учреждений здравоохранения определяются в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению, в соответствии с которым к такому перечню относятся следующие работники: средний медицинский и фармацевтический персонал; врачи и провизоры; руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор); должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг; должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг; общеотраслевые должности служащих второго уровня; общеотраслевые должности служащих третьего уровня; общеотраслевые должности служащих четвертого уровня; руководители, их заместители, главные бухгалтеры.
В соответствии с Приложением 3 к указанному выше Постановлению, к учреждениям, подразделения с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на доплату в размере 25 процентов от должностного оклада, в частности, относятся специализированные бригады станций (отделений) скорой медицинской помощи, предназначенные для оказания медицинской помощи и перевозки психически больных (п.2.2).
Истец Кульбицкий Н.Н. пояснил, что он, являясь водителем автомашины в отделении скорой медицинской помощи Краснокамской горбольницы, часто в силу своих служебных обязанностей в составе выездной бригады отделения скорой медицинской помощи, выезжает в сельскую местность с целью доставления медицинских работников для оказания ими медицинской помощи сельскому населению, осуществляет доставку больных, сопровождает фельдшеров и врачей, а потому относится к работникам, работающим на селе, в связи с чем ему должен быть установлен повышенный оклад (на 25%), как указано в п.2.2 Положения, утвержденного постановлением Главы Краснокамского муниципального района № 315 от 08.09.2009 года.
Вместе с тем, данные доводы истца являются ошибочными выводами об отнесении его как работника Отделения скорой медицинской помощи, работающего в учреждении, расположенном в городском населенном пункте, к категории работников, указанных в п.2.2 Положения.
Из приведенного истцом Кульбицким Н.Н. в обосновании доводов Положения о системе и условиях оплаты труда, утвержденного Постановлением от 08.09.2009 года, следует, что такой оклад устанавливается не любым работникам, работающим в сельской местности, а работникам, работающим в учреждениях, «расположенных на территории сельских населенных пунктов».
Место работы истца - отделение скорой медицинской помощи, расположенное в г.Краснокамске. Его работа не относится непосредственно к работе в сельской местности. Доказательств тому он не предоставил.
Целью данной нормы права является закрепление квалифицированных кадров в учреждениях, расположенных в сельской местности.
Принятие решений по установлению дополнительных выплат за непосредственную работу в сельской местности относится к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Ранее назначенные выплаты работникам сельской местности, включенной в состав городского населенного пункта отменены быть не могут. Однако, в данном случае, истец никогда не относился к категории работников, работающих в сельской местности, повышенный оклад ему никогда не устанавливался.
Кроме вышеуказанного Положения указанные доплаты, надбавки работникам выездных бригад скорой медицинской помощи Краснокамского муниципального района - МУЗ "Краснокамская городская больница" не установлены.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО4 и ФИО5 суду показали, что за весь период работы истец в составе выездной бригады скорой медицинской помощи неоднократно в течение рабочей смены выезжал в сельскую местность для оказания помощи населению. Обслуживали не только жителей города, но и жителей, проживающих на территории сельской местности – пригород Краснокамска. Работать приходится в тяжелых условиях, поскольку отсутствуют дороги, грязно, недостаточное освещение. Иногда приходится до больного добираться через железнодорожные пути, рискуя жизнью. Повышенный оклад им не установлен.
Вместе с тем, показания свидетелей о количестве вызовов с территории сельских населенных пунктов, условиях работы, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований. Независимо от того, сколько выездов в составе бригады скорой медицинской помощи истец осуществлял в течение рабочей смены, либо в течение иного периода времени (месяц, квартал, год), а также независимо от труднодоступности ряда сел, отсутствия надлежащего транспортного сообщения, повышение оклада ему как работнику Отделения скорой медицинской помощи на 25%, работающему в учреждении, расположенном в городе (Краснокамское городское поселение, <адрес>), ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления не предусмотрено.
Его мнение о том, что повышенный оклад для него органами самоуправления уже установлен, но выплаты не производятся, ошибочно.
Положением о системе и условиях оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района для работников отделения скорой медицинской помощи предусмотрена надбавка за продолжительность непрерывной работы до 80% должностного оклада. Другим работникам учреждения здравоохранения такая надбавка составляет не более 60% (л.д. 72-73). Из объяснений представителя ответчика следует, что такой размер надбавки работникам отделения скорой медицинской помощи установлен именно в связи с необходимостью выезда и оказанию помощи вне медицинского учреждения с целью компенсации за тяжелые условия труда. Иной надбавки именно данным работникам не предусмотрено.
На основании изложенного, поскольку правовые основания для удовлетворения исковых требований истца Кульбицкого Н.Н. отсутствуют, в удовлетворении его исковых требований следует отказать.
В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Рассматривая доводы ответчика о пропуске Кульбицким Н.Н. срока давности, суд учитывает следующее.
Истец по настоящее время работает в МУЗ «Краснокамская горбольница» (ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница»). Ответа от своего работодателя, администрации Краснокамского муниципального района на свое письмо об установлении ему и другим работникам отделения скорой медицинской помощи повышенного оклада, он не получил, потому о нарушении своего права не знал.
Таким образом, срок давности при вышеизложенных обстоятельствах применяться не может.
Вместе с тем, независимо от отказа ответчику в применении срока давности, суд все же отказывает истцу в иске по вышеизложенным в данном решении основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-195, 199 ГПК РФ
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Кульбицкого Н.Н. о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения «Краснокамская горбольница» (ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница») суммы за работу в сельской местности отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд, Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Харитонова Е.Б.