Определение суда апелляционной инстанции от 26.01.2021 по делу № 33а-0229/2021 от 21.01.2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

18 сентября  2020 года                                                      г. Москва

Замоскворецкий   районный суд г. Москвы  в  составе   председательствующего   судьи  Н.В.Рубцовой 

при   секретаре Л.З.Беруашвили

рассмотрев  в открытом  судебном заседании административное дело 2а-1076/2020 по административному  иску Суюнова Бобомурода Рузи оглы   к   ФСИН России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о     признании действий, бездействия незаконными, присуждении компенсации 

 

УСТАНОВИЛ

Б.Р. Суюнов в суд с административным иском  к    ФСИН России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о     признании действий, бездействия незаконными, присуждении компенсации.

Представителем административного ответчика С.И.Парамоновым заявлено ходатайство о привлечении в качестве административных ответчиков  УФСИН России по Оренбургской  области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области, передачи дела по подсудности по месту нахождения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области.

Административный истец возражал против указанного.

В силу ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

По мнению суда, с учетом предмета и оснований административного иска ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области  и УФСИН России по Оренбургской области  подлежат привлечению в качестве административных ответчиков.

В силу ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ч.4 ст. 227.1 КАС  РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинен гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред (статья 28 ГПК РФ, статья 35 АПК РФ), если иное не предусмотрено законодательством. При этом в любом случае выступать от имени Российской Федерации в суде будет федеральный орган государственной власти. Судам следует привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и выступающего на стороне ответчика, территориальный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред истцу (статья 43 ГПК РФ, статья 51 АПК РФ).

Согласно пп. 6. п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2015 года N 77, которым утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, а также приказа ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний" основными задачами территориального органа являются: создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Территориальный орган условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Из указанного следует, что ФСИН России выступает в качестве административного ответчика только в силу того, что является главным распорядителем средств федерального бюджета. Обязанность обеспечению осужденных  надлежащими условиями содержания возложено на УФСИН России по Оренбургской области.

Однако, само предполагаемое нарушение прав имело место быть в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области.

Согласно статье 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу,. организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).

В силу разъяснений пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Таким образом, административный иск подлежит рассмотрению судом по месту нахождения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области. 

 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области расположено по адресу: Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Заводская, д. 26, что подсудно Новотроицкому районному суду   Оренбургской области. Поэтому административное дело подлежит передаче на рассмотрение указанного суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 27, 41, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

ОПРЕДЕЛИЛ

        Привлечь к участию в деле в качестве административных ответчиков  УФСИН России по Оренбургской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области.

        Передать административное дело по подсудности на рассмотрение Новотроицкого районного суда   Оренбургской области.

        На определение может быть подана частная жалоба в Московский городской суд через ░░░░░░░ ░░  ░░░░░░ 15 ░░░.

 

 

           ░░░░                                                                   ..░░░░░░░

33а-0229/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставить определение (постановление) без изменения, 26.01.2021
Истцы
Суюнов Б.Р.У.
Ответчики
ФСИН России
Генеральная прокуратура Российской Федерации
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области
УФСИН России по Оренбургской области
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.01.2021
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее