№ 2-101/2021
10RS0017-01-2020-001699-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2020 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саниной Е.А.,
при помощнике судьи Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седикова ФИО8 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,
установил:
Иск заявлен по следующим основаниям. Истец является получателем страховой пенсии по старости. 19.10.2020 Седиков В.А. обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с прохождением военной службы по призыву с 14.11.1983 по 12.11.1985 в районах Крайнего Севера. Решением ответчика от 22.10.2020 №286365/20 в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком не учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера период с 14.11.1983 по 12.11.1985 - служба в армии по призыву в войсковой части № 01480, дислоцировавшейся в п. Печенга Мурманской области. После службы в армии 27.01.1986 истец был принят на работу в Зверосовхоз «Михайловский», расположенный по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, с. Михайловское. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера указанный период службы в армии по призыву, обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В судебном заседании истец не присутствовал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Лелекова Е.В. иск не признала, не оспаривала период прохождения истцом военной службы в указанных в иске воинских частях в обозначенный период, равно как и факт его трудоустройства в г. Олонец Республики Карелия, однако полагала, что основания для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии отсутствуют.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Судом установлено, подтверждается пояснениями представителя ответчика и материалами пенсионного дела, что Седиков В.А. является получателем страховой пенсии по старости. На момент обращения к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пении по старости его страховой стаж составлял 25 лет 11 месяцев 11 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет 04 месяца 00 дней.
В соответствии с архивной справкой ФГКУ «Центральный архива Министерства обороны Российской Федерации» от 07.08.2020 №8/177685 Седиков В.А. проходил военную службу по призыву в войсковой части 01480 с 14.11.1983 по 12.11.1985 (войсковая часть дислоцировалась в п. Печенга Мурманской области).
Из трудовой книжки истца следует и не опровергается ответчиком, что он принят на работу с 27.01.1986 трактористом в Олонецкое районное объединение «Сельхозхимия», которое располагалось в г. Олонец Республики Карелия.
19.10.2020 истец обратился в ГУ УПФ России по г. Сортавала с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив документы о прохождении срочной военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика № 286365/20 от 22.10.2020 заявителю в перерасчете отказано по тем основаниям, что ответчиком не учтен период прохождения военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно части 4 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работающих в РКС.
Частью 8 статьи 18 указанного ФЗ определено, что … в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, … производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно части 7 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, законодателем определено, что при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 данной статьи, применяется тот перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который действовал на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 года N 347 также было установлено, что при назначении гражданам пенсии применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12), с последующими изменениями и дополнениями.
Соответственно, если на дату обращения пенсионера за назначением пенсии местность, в которой он проходил военную службу, нормативными правовыми актами Российской Федерации либо бывшего Союза ССР включена в соответствующий раздел указанного Перечня, то в календарную выслугу в районах Крайнего Севера либо местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается в календарном исчислении весь период его военной службы со дня прибытия в указанную местность по день убытия из этой местности включительно, независимо от времени прохождения военной службы в данной местности.
Как указывалось выше, Седиков В.А. проходил срочную военную службу в войсковой части 01480, которая дислоцировалась в п. Печенга Мурманской области.
Согласно утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета ССС от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей, Мурманская область относятся к районам Крайнего севера.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029), Мурманская область является районом Крайнего Севера.
Таким образом, судом установлено, что истец непрерывно проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера в период времени с 14.11.1983 по 12.11.1985. На основании Постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 №286 указанное время непрерывной военной службы подлежит включению в непрерывный стаж работы для получения льгот по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения.
Из трудовой книжки истца следует, что он принят на работу с 27.01.1986 трактористом в Олонецкое районное объединение «Сельхозхимия», которое располагалось в г. Олонец Республики Карелия.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 (с изменениями и дополнениями), г. Олонец Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (в редакции Указа Президента РФ от 20.12.1993 N 2226), то есть на момент возникновения у истца права на трудовую пенсию г. Олонец уже был включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации N 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 14.11.1983 по 12.11.1985 подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для перерасчета истцу фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера истцу должен быть произведен с 01.11.2020 согласно статье 23 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013, поскольку обращение истца к ответчику имело место 19.10.2020.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Включить Седикову ФИО9 период прохождения военной службы в войсковой части № 01480 с 14.11.1983 по 12.11.1985 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с 01.11.2020 произвести Седикову ФИО10 перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 14.11.1983 по 12.11.1985.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.А. Санина
Решение принято в окончательной форме 25.01.2021 года.