Решение по делу № 2-2752/2017 ~ М-2145/2017 от 20.06.2017

Дело № 2-2752/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2017 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Завьялова О.М.,

при секретаре Аминовой Г.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Широковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дзержинского района г. Перми, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми (далее - Прокурор) обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации о рекламе ..., содержащуюся в сети интернет на сайте:

...

...

...

...

...

...

...

.../информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В ходе проверки установлено, что на территории РФ в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам ... размещена информация .... Указатель сайтов страницы не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты страниц в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено. Свободный доступ к указанным материалам создает угрозу нравственному развитию несовершеннолетних, которые могут получить доступ к ним. Беспрепятственный доступ к указанным интернет-сайтам наносит вред здоровью и нравственному развитию детей.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что на сегодняшний день информация не удалена.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебном заседании в суд не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором заявление прокурора поддержал.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Дата Прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации, в ходе которой выявлен факт размещения в сети интернет информации ..., распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также нарушает требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Факт размещения запрещенной информации подтверждается скриншотами с указанных сайтов.

Выслушав пояснения представителя истца, установив позицию заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

На основании ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу ст. 17 «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства - участники: поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и в духе статьи 29; поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению; поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 14 Закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Так, ст. 242 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Как следует из представленных в материалы дела скриншотов, на интернет-сайтах- ... размещена информация ....

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.

Сведения о создателях сайтов ... отсутствуют.

Указанные сайты не имеют ограничений к доступу, в том числе для несовершеннолетних пользователей Интернет-ресурса.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений п. 10 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора (п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, утвержденного Постановление Правительства РФ от Дата ).

Из отзыва на исковое заявление от Дата представленного правления Роскомнадзора по Пермскому краю следует, что интернет сайт ..., удален о чем к отзыву приложен скриншот.

Однако, как следует из акта от Дата представленного прокурором в материалы дела, к интернет сайту ... на момент составления акта имелся свободный доступ, что подтверждается скриншотом.

Таким образом, учитывая изложенное, поскольку сведения о владельце сайта в материалах дела отсутствуют, оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения заявителя, заинтересованного лица, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об ограничении доступа к информации и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ

решил:

Заявление прокурора Дзержинского района г. Перми - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах

...

...

...

...

...

...

...

...

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Роскомнадзора по Пермскому краю) для внесения сайтов сети интернет, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья                      О. М. Завьялов

2-2752/2017 ~ М-2145/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзержинского района г. Перми
Другие
Управление Роскомнадзора по Пермскому краю
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Завьялов О.М.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
20.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2017Передача материалов судье
23.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.07.2017Предварительное судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
24.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2017Дело оформлено
17.08.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее