Дело № 2а-839/2020
УИД 13RS0023-01-2020-001336-43
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Демкиной О.Е.,
с участием: административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска,
административного ответчика Калинова О.Н.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска к Калинову О.Н об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации, до исполнения обязательств по исполнительному производству,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась в суд с административным иском к Калинову О.Н. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации, до исполнения обязательств по исполнительному производству.
В обоснование административного иска указала, что на основании постановления Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Мордовия о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика №1881 от 23.03.2019 г. возбуждено исполнительное производство №33487/19/13015-ИП в отношении должника Калинова О.Н., который уклоняется от исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и требований исполнительного документа. Просила установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации Калинова О.Н. до исполнения обязательств по исполнительному производству.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Саранска не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Калинов О.Н. не возражал относительно удовлетворения исковых требований.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
22.03.2019 г. руководителем (заместителем руководителя) Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Мордовия Степанковым Д.В., в связи с неисполнением Калиновым О.Н. требования №420 от 16 января 2019 г. об уплате в срок до 05 февраля 2019 г. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в размере 32 385 рублей, и пеней в размере 3240 руб. 43 коп., вынесено решение №1974 и постановление №1881 о взыскании с Калинова О.Н. налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет его имущества на общую сумму 32 605 руб. 43 коп..
На основании указанного постановления 01 апреля 2019 г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Саранска в отношении должника Киреева Н.В. возбуждено исполнительное производство №33487/19/13015-ИП с предметом исполнения: произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, перечисленных, не полностью перечисленных, излишне уплаченных, излишне зачтенных) в размере 32 605 руб. 43 коп. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 35-36).
Согласно справке начальника отдела старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району г.о. Саранск Румянцева Д.А. от 24.03.2020 задолженность по постановлению №1881 от 23 марта 2019 г. в отношении Калинова О.Н. не погашена.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положения части 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации гарантируют право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе иных требований, если сумма задолженности по
исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; на основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (часть 3 статьи 67 названного Федерального закона).
Возможность временного ограничения права должника, уклоняющегося от добросовестного и полного исполнения требований исполнительного документа, на выезд из Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел и в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996
года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что в Отделе судебных приставов по Ленинскому району г.о. Саранск на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 01.04.2019 в отношении Калинова О.Н. было возбуждено исполнительное производство №33487/19/13015-ИП по постановлению налогового органа о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговой задолженности в размере 32 605 руб. 43 коп.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного документа. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена должнику; требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены; задолженность Калинова О.Н. перед бюджетом составляет более предусмотренной законом и в полном объеме не погашена, уважительных причин этому должник не представил, о наличии достаточного имущества, за счет которого возможно исполнение требований исполнительного документа, Калинов О.Н. не сообщил, об отсрочке, рассрочке уплаты налогов и пеней в установленном порядке не ходатайствовал.
Оснований полагать, что установление в рассматриваемом исполнительном производстве ограничения должнику на выезд из Российской Федерации недопустимо, не отвечает его целям и задачам, нарушает принципы исполнительного производства, как и права и законные интересы должника, не имеется; установленное временное ограничение несоразмерным объему и природе задолженности не является; ограничение носит временный характер.
Из разъяснений, приведенных в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что окончание исполнительного производства, в частности в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, либо прекращение исполнительного производства влекут за собой в силу закона отмену судебным приставом-исполнителем установленных для должника ограничений и в том случае, когда временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации было установлено судом (часть 1 статьи 44, часть 4 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Калинова Олега Николаевича в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Калинову О.Н. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации, до исполнения обязательств по исполнительному производству, удовлетворить.
Установить должнику по исполнительному производству №33487/19/13015-ИП Калинову О.Н., <данные изъяты>, временное ограничение на выезд из Российской Федерации на срок до исполнения обязательств по данному исполнительному производству.
Взыскать с Калинова О.Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья С.П. Парамонов