Судья Горбачева Т.Н. дело № 33-1875
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2015 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Зубовой Т.Н., Ларионовой С.В.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ковалевой Е.В. к Администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Орле по установленным социальным нормам, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 29 мая 2015 г., которым исковые требования Ковалевой Е.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ларионовой С.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухиной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя истца по ордеру адвоката
Нестеровой М.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ковалева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Решением Советского районного суда г. Орла от <дата> за ней, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, признано право на предоставления на территории г. Орла жилого помещения.
Постановлением администрации г. Орла от <дата> она поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Указывает, что до настоящего времени жилье не предоставлено и ее очередь в списке №.
По указанным основаниям просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацией г. Орла ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано, что выделенных денежных средств из бюджета Орловской области недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г. Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагает, что включение в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законодательством РФ не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, а также, что предоставление жилого помещения Ковалевой Е.В. в настоящее время повлечет нарушение прав иных лиц, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им, в частности, по окончании срока пребывания в образовательных организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Орловской области от 06 декабря 2007 г. №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Орловской области от 06 декабря 2007 г. №727-ОЗ) определяются дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав лиц данной категории, то есть установлен порядок предоставления жилых помещений, в соответствии с которым очередность формируется в хронологической последовательности подачи заявлений лиц данной категории.
Согласно части 1 и части 2 статьи 4 Закона Орловской области от
06 декабря 2007 г. №727-ОЗ формирование и ведение списка осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с разбивкой по муниципальным образованиям Орловской области в хронологической последовательности окончания пребывания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; список пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 01 июня текущего года руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области. На основании списка ежегодно направляется заявка на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, законодатель императивно установил, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а не по прошествии какого-то времени, и предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.
Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право лишь устанавливать порядок формирования списков детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и право определять порядок установления факта невозможности проживания. В то же время срок предоставления жилья установлен федеральным законом, и право на его изменение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено, как и не предоставлено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации право предоставлять жилье в зависимости от финансовой возможности и времени постановки детей на учет в качестве нуждающихся в получении жилья.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Ковалева Е.В.,
<дата> рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда
г. Орла от <дата> за истцом признано право на предоставление жилого помещения на территории г. Орла, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, определенном действующим законодательством.
Постановлением администрации г. Орла от <дата> № Ковалева Е.В. была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
По состоянию на <дата> по сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, Ковалева Е.В. значилась под №.
Суд, оценив представленные доказательства и установив, что
Ковалева Е.В. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, правильно удовлетворил исковые требования, обязав администрацию г. Орла предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <...> кв.м. по договору специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, что законодательством Российской Федерации не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, а также, что предоставление жилого помещения Ковалевой Е.В. в настоящее время повлечет нарушение прав иных лиц, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не являются основанием для изменения решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 29 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи