<данные изъяты>
Дело № 2-2054/2019
24RS0024-01-2019-001902-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Андроновой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Яроховец Л.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Яроховец Л.В. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что истец принят на работу в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» 23.05.2012 г. на должность уборщика, работнику установлен оклад в размере 2552 руб. и соответствующие надбавки, при этом ответчик нарушены права истицы выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по декабрь 2018 года. В связи с чем, Канский межрайонный прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Яроховец Л.В. задолженность по заработной плате в размере 63 675,87 коп.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Никитин А.В., материальный истец Яроховец Л.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» Мохов Д.В. (по доверенности) частично признал исковые требования, пояснив, что истцом пропущен срок исковой давности за период с января по апрель 2018 г. и необоснованно включены в расчет суммы стимулирующих выплат за непрерывный медицинский стаж.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 г. № 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменени, внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Статья 392 ТК РФ предусматривает сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Как установлено в судебном заседании, истец Яроховец Л.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность уборщика медицинской организации в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница», работнику установлен оклад в размере 2552 руб., компенсационные выплаты - за работу в районах с особыми климатическими условиями 30%, районный коэффициент 30%.
Суд полагает установленными факт нарушения трудовых прав Яроховец Л.В., выразившийся в выплате заработной платы за период с января по август 2018 г. ниже минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, при разрешении настоящего дела, суд, учитывая положения ст. 392 Трудового кодекса РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания невыплаченной зарплаты истцу за период январь 2018 г.-апрель 2018 г., с учетом заявленного стороной ответчика ходатайства о применении сроков давности в порядке ст. 392 ТК РФ.
Частью 2 ст. 392 ТК РФ в редакции Федерального закона № 272-ФЗ, действующей с 03.10.2016 г., установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы и т.п.).
Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ, истец, зная о предполагаемом нарушении своего права на выплату зарплаты ежемесячно и при не получении заработной платы в полном объеме за каждый месяц работы, обратившись с настоящим иском в суд 20.05.2019 г., пропустил срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ для взыскания зарплаты за январь, февраль, март, апрель 2018 г., исходя из того, что срок выплаты заработной платы не позднее 10 числа каждого месяца.
Разрешая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за январь-февраль 2018 г., суд приходит к выводу об отсутствии таковых, что основано на положениях ст. 205 ГК РФ, ст. 392 ТК РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Кроме того, разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 г. суд приходит к выводу о том, что данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку 07.06.2018 г. были рассмотрены и приняты изменения в Закон Красноярского края «О системе оплаты труда работников краевых государственных учреждений». Так согласно ст. 4 указанного Закона с 01 сентября 2018 г. размер заработной платы, применяемой в целях расчета региональной выплаты, установлен в размере 17861 руб. С учетом изменений обеспечено установление с 01 сентября 2018 года уровня заработной платы работников бюджетной сферы края в размере не менее минимального размера оплаты труда с начислением сверх него районного коэффициента и процентной надбавки, действующих на соответствующей территории края.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы за период с мая по август 2018 г., срок для предъявления требований, по которым истцом не был пропущен, подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:
май 2018г.:
Норма часов 159, отработано 159 час.
11163 руб. х 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)=17860,80 руб. (должно быть начислено) – 14044,48 руб. (фактически начислено)= 3 816,32 руб. недоначислено.
июнь 2018г.:
Норма часов 159, отработано 159 час.
11163 руб.х 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)=17860,80 руб. (должно быть начислено) – 14044,48 руб. (фактически начислено)= 3816,32 руб. недоначислено.
июль 2018г.
Норма часов 176, отработано 176 час.
11163 руб. х1,6(районный коэффициент и северная надбавка) =17860,80 руб. (должно быть начислено) – 14044,48 руб. (фактически начислено)= 3816,32 руб. недоначислено.
Совместительство (15 час) 3044,45 руб. – 2784 руб.=260,45 руб.
август 2018г.
Норма часов 184, отработано 184 час.
11163 руб. х1,6 (районный коэффициент и северная надбавка) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 14248,64 (фактически начислено)= 3612,16 руб. недоначислено.
Всего 15 321,57 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени.
Суд полагает необоснованным расчет прокурора в части принятия надбавки за стаж работы в медицинских организациях, начислив его на сумму минимального размера оплаты труда и умножив полученный результат на районный коэффициент и северную надбавку, поскольку надбавка за непрерывный стаж работы в медицине является не компенсационной выплатой, а стимулирующей, зависящей от работодателя либо определенной законодательно в определенной сфере, а не установленной Трудовым кодексом РФ и не входящей в систему оплаты труда. Следовательно, данная выплата не может быть использована при исчислении минимального размера оплаты труда, определяемого для каждого работника индивидуально.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Яроховец Л.В. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период май-август 2018 г. в размере 15321,57 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 613 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Яроховец Л.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» в пользу Яроховец Л.В. недоначисленную заработную плату период за май-август 2018 года в размере 15 321 руб. 57 коп.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 613 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2019 г.