Решение по делу № 2-32/2015 (2-978/2014;) ~ М-980/2014 от 11.12.2014

Дело № 2-32/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.01.2015                                п.Солнечный

    Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Вовченко Е.В.,

при секретаре Макаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболева В. А. к министерству финансов Хабаровского края, администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании с индексацией задолженности по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой,

УСТАНОВИЛ:

Соболев В.А. обратился в суд с иском к министерству финансов Хабаровского края и администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание опекаемого ребенка за период 2002 – 2004 г.г. с учетом индексации в общем размере 163522,43 рубля, мотивируя тем, что размер пособия на опекаемого ребенка, выплаченного за указанный период, исчислен с нарушением постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 и Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 199, без учета фактических цен региона. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

    Истец Соболев В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представитель истца Локтев А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела и о рассмотрении дела без его участия.

    Представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Осипова Е.В. в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с действующим законодательством ответственность по взысканию средств на содержание опекаемого ребенка не может быть возложена на администрацию Солнечного муниципального района, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законными, закона субъекта РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Орган местного самоуправления вправе осуществлять государственное полномочие лишь в той части, в какой выделены из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ средства на его реализацию. Считает, что администрация Солнечного муниципального района не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, просит в иске Соболеву В.А. к администрации Солнечного муниципального района отказать.

В соответствии с ч.3 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон.

    Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

    Постановлением главы Березовской сельской администрации Солнечного района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Соболевым В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опека.

    Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Согласно пункту 5 статьи 150 Семейного Кодекса РФ на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

    Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

    В соответствии со статьей 8 указанного закона государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных стандартов.

    Государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

    В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

    Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям №1, 2, 3.

    В соответствии с пунктом 3 указанного постановления эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

    В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 №199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

    Постановлением главы Солнечного района от 26.03.2001 №38 «Об установлении дополнительных компенсаций по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем в определенном размере в день и в квартал из расчета на одного ребенка.

    Постановлением главы Солнечного района от 25.10.2002 № 146 «Об утверждении денежных норм питания и обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем в определенном размере в день и в квартал из расчета на одного ребенка.

    Постановлением главы Солнечного района от 16.04.2004 № 29 «О внесении дополнений в постановление главы Солнечного района от 11.03.2004 №17 «Об утверждении денежных норм питания и обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем соответственно на 2004 год в определенном размере в день с 01.01.2004 и в квартал с 01.01.2004 из расчета на одного ребенка.

    Согласно справкам, выданным администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края, Бакулевой О.С. являвшейся опекуном Соболева В.А., за 12 месяцев 2002 года выплачено опекунское пособие в размере 27867,10 руб., за 12 месяцев 2003 года - 30555,00 руб., за 12 месяцев 2004 года – 29222,85 рублей.

    Согласно представленному представителем истца расчету, за 2002 и 2004 г.г., опекунское пособие выплачивалось не в полном объеме, и размер невыплаченного опекунского пособия составил 56391,58 рублей.

Проверяя указанный расчет, суд приходит к выводу о том, что расчет произведен с учетом ежемесячного расчета по питанию ребенка школьного возраста, произведенного на основании натуральных норм питания, установленных выше указанными постановлениями главы Солнечного района, постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 и фактическим ценам на каждое наименование продукта в каждом месяце за указанный период, сложившимся в регионе (Хабаровском крае), с учетом натуральных норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем на мальчика школьного возраста, также утвержденных выше указанными постановлениями главы Солнечного района, Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 №409 и сложившимся фактическим ценам в регионе (Хабаровском крае) по каждому наименованию имущества, с учетом количества летних, выходных, праздничных и каникулярных дней, в которые норма расходов на питание увеличивается на 10%, с учетом дополнительных расходов в размере 4% от расчетной стоимости содержания на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игрушек, книг, с учетом выплаченного пособия за указанный период и с учетом сроков носки одежды, обуви и сроков пользования мягким инвентарем. Расчет не имеет арифметических ошибок. Следовательно, суд принимает указанный расчет в качестве доказательства размера суммы недоплаченного опекунского пособия за оспариваемый период.

Сведения о средних ежемесячных потребительских ценах по Хабаровскому краю за период 2002-2004 г.г. представлены территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, на основании которых представитель истца и произвел вышеуказанный расчет.

    Указанные выводы суда в части применения при расчетах справок о стоимости приведенного в постановлении Правительства РФ №409 набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, представленных органом государственной статистики, соответствуют определению Верховного Суда РФ от 25.07.2008 № 41-В08-15.

    В соответствии со статьей 16 ГК РФ подлежит удовлетворению требование истца об индексации задолженности по выплате опекунского пособия, так как индексация денежных сумм, является механизмом приведения в соответствие невыплаченных своевременно сумм уровню цен и стоимости жизни, сложившемуся на день реального исполнения должником своего обязательства. При этом вина должника не является условием, при котором производится индексация, поскольку применение индексов роста цен направлено на усиление санкций в отношении должника и на правильное определение размера реального и полного возмещения убытков при рассмотрении спора в суде.

Изучив расчет индексации за 2002-2004 г.г. на общую сумму 107160,85 руб., представленный представителем истца, суд приходит к выводу о том, что расчет произведен в соответствии с индексом потребительских цен на товары и платные услуги населению по Хабаровскому краю за 2002-2004 г.г., представленному отделом государственной статистики Хабаровскстат Росстат, с учетом периода и размера каждой не выплаченной суммы. Расчет не имеет арифметических ошибок. Следовательно, суд принимает указанный расчет в качестве доказательства размера суммы индексации.

Итого, общая сумма задолженности по выплате указанного пособия за исследуемый период с учетом индексации составляет 163552,43 рубля, которая должна быть взыскана с надлежащего ответчика в пользу истца.

Рассматривая возражения представителя ответчика о том, что министерство финансов Хабаровского края не является надлежащим ответчиком по делу, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В силу п.1 Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999, денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, выплачиваются опекунам (попечителям), исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Указанный пункт Положения решением Верховного суда РФ от 07.04.2000 № ГКПИ00-248 не признан не соответствующим Конституции РФ.

Таким образом, содержание двух вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством РФ в полной мере выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты опекунских пособий.

Так, Правительством Российской Федерации были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия. Установление на всей территории Российской Федерации единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте.

Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства, на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Хабаровского края.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации - социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов.

05 июня 2001 г. было принято постановление Главы администрации Хабаровского края N 224 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой".

Данное постановление отменено решением Хабаровского краевого суда от 25.12.2002, как ограничивающее права несовершеннолетних опекаемых по сравнению с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.02.2003 №58-Г03-3 установлена противоправность действий и вина органов государственной власти Хабаровского края при определении величины пособия на опекаемого ребенка, а также признана обязанность органов государственной власти Хабаровского края по обеспечению надлежащего финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, исходя из фактических цен, сложившихся в регионе. При этом Верховный Суд РФ указал, что издание главой администрации постановления от 05.06.2001 № 224 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой" существенно затруднило не только исполнение Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", но и затруднило опекунам защиту законных прав опекаемых ими детей.

Таким образом, указанный нормативно-правовой акт надлежащим образом не обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Хабаровского края.

Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» фактически была обеспечена передача на уровень субъектов Федерации дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

Статьей 48 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее ФФПР) в общем объеме 147490966 тыс. рублей. Приложением 11 к указанному федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам РФ. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю составил 2958996 тыс. рублей.

Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» фактически была обеспечена передача на уровень субъектов Федерации дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

Статьей 46 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» также было предусмотрено формирование ФФПР в сумме 173167526 тыс.рублей. Согласно приложению к указанному федеральному закону Хабаровскому краю было перечислено 3566858 тыс.рублей.

Согласно статьи 42 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" утвержден объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2004 год в сумме 175810866,0 тыс. рублей. Согласно приложению № 13 к указанному федеральному закону Хабаровскому краю было перечислено 3756235 тыс.рублей.

Таким образом, в составе средств ФФПР, переданных в 2002-2004 годах из федерального бюджета в Хабаровский край были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Хабаровского края на выплату опекунских пособий.

Учет данных расходов производился на основании Методик распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002- 2004 г.г.

Фактически учет производился путем включения в состав Методик соответствующих данных и формул, в конечном счете, определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Федерации в качестве финансовой помощи.

Пунктом 2.7 каждой из Методик предусматривалось, что в составе расходов субъектов Российской Федерации на социальное обеспечение дополнительно учитываются расходы на выплату пособий на детей, находящихся под опекой или попечительством (в 2002 году - из расчета 25250 руб. в год на одного ребенка, в 2003 году - 28280руб., в 2004 году – 31108 руб. в год на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен).

В состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 г.- 2004 г. были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, независимо от учета средств в резерве конкретного фонда, и финансовая помощь поступила из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, то есть Хабаровскому краю.

Следовательно, Министерство финансов РФ, не может нести ответственности за образование задолженности по выплате опекунского пособия.

Указанные выводы суда соответствуют выводам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, изложенным в определении от 30.06.2006 №58-В06-71.

Ответственность по взысканию задолженности денежных средств на содержание опекаемого ребенка также не может быть возложена и на администрацию муниципального образования Солнечного района, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления вправе осуществлять государственное полномочие лишь в той части, в какой выделены из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ средства на его реализацию.

Как установлено выше, в период с 2002 по 2004 г.г. органу местного самоуправления - администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, из средств краевого бюджета финансировалась только часть выплат на содержание детей, т.е. Хабаровский край, как субъект Российской Федерации, не обеспечивал реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Солнечного района Хабаровского края.

Из вышеизложенного следует, что надлежащим ответчиком по делу является министерство финансов Хабаровского края.

    

    На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Соболева В. А. к министерству финансов Хабаровского края и администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании с индексацией задолженности по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, удовлетворить частично.

    Исковые требования Соболева В. А. к министерству финансов Хабаровского края о взыскании с индексацией задолженности по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, удовлетворить.

Взыскать с министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу Соболева В. А. задолженность по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией в размере 163552,43 рубля (сто шестьдесят три тысячи пятьсот пятьдесят два рубля 43 коп.)

В иске Соболеву В. А. к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о взыскании с индексацией задолженности по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Е.В. Вовченко

Решение в окончательной форме принято 12.01.2015.

2-32/2015 (2-978/2014;) ~ М-980/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соболев Валерий Александрович
Ответчики
администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края
Министерство финансов Хабаровского края
Другие
Локтев Алексей Викторович
Суд
Солнечный районный суд Хабаровского края
Судья
Вовченко Евгений Владимирович
Дело на странице суда
solnechniy--hbr.sudrf.ru
11.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2014Передача материалов судье
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Подготовка дела (собеседование)
12.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2015Судебное заседание
12.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее