Дело № 12-355/17
Р Е Ш Е Н И Е
01 августа 2017 года г.Владивосток
Судья Советского районного суда <адрес> Приморского края Шульга Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общественной организации «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» на постановление Департамента лесного хозяйства Приморского края № <данные изъяты> от <дата> о привлечении ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» Фунтусовой Е.А. от <дата> № <данные изъяты> юридическое лицо – ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» признано виновным в нарушении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» не согласилось с указанным постановлением, подало в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 и ст. 2.9 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения и малозначительностью деяния.
В обоснование доводов жалобы указал, что <дата> между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор № <данные изъяты> аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности. По условиям договора арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью <данные изъяты>, местоположение: <данные изъяты>, квартал <данные изъяты>, выдел <данные изъяты>, номер учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты>. Подпункт «л» пункта 11 договора аренды содержит условие, в соответствии с которым арендатор обязан «выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно правовыми актами РФ». <дата> при проведении мероприятий по лесному контролю и надзору государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Приморского края Лесниковым Д.А. выявлен факт использования лесного участка с нарушением пп. «л» п. 11 договора аренды лесного участка № <данные изъяты> от <дата>, выразившемся в непредставлении отчета по охране и защите лесов в установленный срок в нарушение требований ст. 49 Лесного кодекса РФ и п.2 Порядка представления отчета об охране и защите лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <дата> № 129 «Об установлении порядка представления отчета об охране и защите лесов и его формы», в соответствии с которым отчет представляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В связи с этим, <дата> составлен протокол № <данные изъяты> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. <дата> вынесено постановление № <данные изъяты> и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей. Для лесного участка, находящегося в аренде у ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» в <данные изъяты> году разработан проект освоения лесов переданного в аренду лесного участка для осуществления рекреационной деятельности. <дата> проект освоения лесов получил положительное заключение. Проектом освоения лесов в числе мероприятий по охране и защите лесов рубка лесных насаждений не предусмотрена. В <данные изъяты> году разработаны изменения в проект освоения лесов <данные изъяты> года. Изменения в проект освоения лесов касаются только мероприятий по использованию лесов. Изменениями в проект освоения лесов в период до <данные изъяты> года предусмотрена рубка лесных насаждений, но только для целей создания объектов лесной инфраструктуры, а не для целей охраны и защиты лесов. Ими была подана лесная декларация № <данные изъяты> от <дата> на период с <дата> по <дата>. Согласно декларации- первый и второй квартал <данные изъяты> года и до конца года рубка лесных насаждений на арендуемом участке не предусмотрена. Следовательно, отчеты об охране и защите лесов должны быть представлены ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» в срок до <дата>, что организацией и было сделано. Считает, что составление протокола является необоснованным. В протоколе отсутствует указание на непредставление отчета за какой-то конкретный квартал, в оспариваемом постановлении имеется указание на непоступление отчетов за первый и второй квартал <данные изъяты> года без даты совершения административного правонарушения. Административный орган указывает на нарушение ст. 49 Лесного кодекса РФ. Однако данная статья обязывает представлять отчеты об использовании лесов – это другая форма отчета с другим содержанием, установленная другим правовым актом. Считает, что административным органом остался не определенным предмет обязанности арендатора лесного участка по представлению конкретных отчетов по лесам. В материалах дела не указано место совершения административного правонарушения. Организация осуществляет свою деятельность по месту своего нахождения. Обязанность по представлению отчетов по лесам она исполняет из г.<данные изъяты>, поэтому бездействие организации при непредставлении отчетов по лесам в первом и втором кварталах <данные изъяты> года также было возможно именно в г.<данные изъяты> <адрес>. То есть место совершения административного правонарушения при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления осталось невыясненным. Не может служить доказательством использования лесов организацией лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка отсылка административного органа в оспариваемом решении на постановление Правительства РФ от <дата> № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», которое обязывает лесопользователей создавать противопожарные минерализованные полосы. Создание минерализованных полос не означает обязательную вырубку леса. Рубка леса производится при создании другого средства охраны лесов от пожаров. Ссылка административного органа на то, что проектом освоения лесов предусмотрено создание противопожарной минерализованной полосы протяженностью <данные изъяты> км, шириной <данные изъяты> м является несостоятельной. Если обратиться к тексту проекта освоения лесов <данные изъяты> года, то там указано, что создание противопожарной минерализованной полосы подразумевают очистку от древесного хлама, сухих листьев, хвои и травы. Вырубка леса при этом не предусмотрена. Административным органом не учтена при определении меры административного наказания незначительная тяжесть выявленного нарушения. При отсутствии фактических рубок леса на арендуемом участке из-за непредставления в первом и втором кварталах <данные изъяты> года отчетов об охране и защите лесов никакого вреда и тяжких последствий не наступало. Отчеты об охране и защите лесов за январь-декабрь <данные изъяты> года организация направила в административный орган <дата>. Административное правонарушение совершено организацией впервые, поэтому административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение. Также просили восстановить срок на обжалование постановления № <данные изъяты> от <дата>.
В судебном заседании представитель Общественной организации «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» на доводах жалобы настаивал, просил прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» с доводами жалобы не согласился, представил письменный отзыв на жалобу.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С учетом изложенных в жалобе пояснений, представленных документов и не оспаривания представителем административного органа обстоятельств по поводу пропуска срока обжалования, срок обжалования подлежит восстановлению.
Из материалов дела следует, что <дата> в 11 часов 40 минут по адресу ул.<данные изъяты> <адрес> района <данные изъяты> края, при проведении мероприятий по лесному контролю и надзору, государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Приморского края Лесниковым Д.А. выявлен факт использования юридическим лицом ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» с нарушением условий договора аренды лесного участка <данные изъяты> от <дата>. Согласно подпункта «л» пункта 11 раздела III договора, арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Приказом МПР и экологии РФ № 129 от <дата> «Об установлении порядка предоставления отчета об охране и защите лесов и его формы» установлено, что отчет предоставляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца следующего за отчетным. На <дата> установлено, что ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» отчет по охране и защите лесов не предоставило, в нарушение требований ст. 49 ЛК и Приказа МПР и экологии РФ № 129 от <дата> «Об установлении порядка предоставления отчета об охране и защите лесов и его формы».
В виду наличия нарушения лесного законодательства РФ возбуждено дело об административном правонарушении № <данные изъяты>-<данные изъяты> от <дата> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что на <дата> ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» отчет по охране и защите лесов не представило, чем нарушило требования ст. 49 ЛК РФ и Приказ МПР и экологии РФ № 129 от <дата> «Об установлении порядка предоставления отчета по охране и защите лесов и его формы».
Согласно подпункта «л» пункта 11 раздела III договора, арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
КГКУ «Приморское лесничество» вынесено постановление № <данные изъяты> о назначении административного наказания от <дата>.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № <данные изъяты> установлено, что юридические лица отделяют лес противопожарной минерализованной полосой не менее <данные изъяты>.
Согласно проекту освоения лесов предусмотрено создание и очистка <данные изъяты> км. минерализованных полос, сведения о данной работе в форме отчета за 1,2 квартал <данные изъяты> года в КГКУ «<данные изъяты>» не поступали в установленный законом срок.
Согласно распоряжению Администрации Приморского края от <дата> № 161-ра «О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима» с <дата> введен особый противопожарный режим на территории Приморского края.
В силу ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.Статьей 12 ЛК РФ установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (ст. 50.7 ЛК РФ)
Согласно ч.1 ст.60.1 ЛК РФ Леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Приказом МПР и экологии РФ № 129 от <дата> «Об у становлении порядка предоставления отчета об охране и защите лесов и его формы», действовавшего на момент совершения административного правонарушения, установлено. Что отчет об охране и защите лесов представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране и защите лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ (п.1 Приказа)
Отчет предоставляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране и защите лесов, Отчет предоставляется ежегодно. Не позднее десятого января года. Следующего за отчетным (п.2 Приказа)
Доводы заявителя о том, что если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом предусмотрены мероприятия по охране и защите лесов в виде рубки лесных насаждений, то отчет предоставляется ежеквартально, основаны на неверном трактовании положений лесного законодательства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований ст. 60 ЛК РФ, п.п. 1 и 2 Порядка предоставления отчета об охране лесов, утвержденного Приказом Минприроды от <дата> № 129, юридические лица, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, отчеты предоставляются ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, когда проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов, отчет предоставляется ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Частью 3 ст. 71 ЛК РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Обязанность, установленная ст. 60 ЛК РФ по предоставлению отчетов, является общей для всех лесопользователей.
Факт допущения административного правонарушения был установлен и не оспаривается заявителем в не предоставлении отчетов за I и II кварталы <данные изъяты> года.
Также суд считает несостоятельными доводы заявителя о малозначительности административного правонарушения.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств установлен ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, и является открытым.
Частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрено право судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из обжалуемого постановления следует, что должностным лицом не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность общественной организации «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>».
Вместе с тем, наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Из смысла статьи 2.9 КоАП РФ следует, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, с причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Оценив в совокупности обстоятельства административного правонарушения, совершенного Общественной организацией «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» административный органне усмотрел правовых оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Данный вывод у суда сомнений не вызывает, поскольку критериям, позволяющим отнести административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.25 КоАП РФ к малозначительным, данное правонарушение не отвечает.
Не предоставление отчетной документации об использовании, охране. Защите и воспроизводству лесов нарушает порядок природопользования.
Постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» № <данные изъяты><данные изъяты> от <дата> о привлечении юридического лица – ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, нарушений установленного для данной категории дел порядка привлечения к административной ответственности не допущено, оснований к отмене - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7- 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» № <данные изъяты>-<данные изъяты> от <дата> о привлечении юридического лица – ОО «Приморское краевое общество охотников и рыболовов «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.
Судья Е.А.Шульга