Судья Черминский Д.И. Дело № 33-3312/2020
Дело № 2-2258/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Назаренко О.Н.
судей Кияшко Л.В., Диденко И.А.
при ведении протокола помощником судьи Сибирко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2258/2019 по иску Юрченко Алексея Валерьевича к Ованесовой Евгении Александровны о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета по апелляционной жалобе Ованесовой Е.А. на заочное решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко О.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрченко А.В. обратился в суд с иском к Ованесовой Е.А. о признании ответчика утратившей право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, свои требования мотивируя тем, что 05.03.2014 с ним был заключен договор найма № 45 жилого помещения для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет: до 05.03.2019. 15.07.2015, находясь в СИЗО, он заключил брак с Ованесовой Е.А., который по утверждению истца был фиктивным, то есть заключался без намерений создать семью, так как ответчик вызвала у него опасения, что вышеуказанную квартиру заберут в период отбывания наказания, в связи с чем уговорила вступить с ней в брачные отношения и зарегистрировать ее в квартире, хотя на самом деле создавать семью с ней не собирался, никогда с ней не жил, не вел общего хозяйства. После заключения брака Ованесова Е.А. была внесена в договор найма в качестве жены, с ней был оформлен новый бланк договора № 45/1 от 12.08.2015 с соответствующими отметками в графе № 4 (члены семьи). Срок действия договора найма оставался прежним - до 05.03.2019. Данный договор он не подписывал, подпись на его не похожа, в связи с чем истец предположил, что договор подписан самой ответчицей, имитировавшей подпись истца. 26.04.2016 Ованесова Е.А. зарегистрировалась по месту жительства в квартире. За период действия договора найма Ованесова Е.А. использовала жилое помещение не по назначению, сдавала в поднаем квартирантам, а также не вносила оплату за коммунальные услуги. С 13.11.2017 брак с Ованесовой Е.А. был расторгнут. К
Прокурор г.Армавира Таневицкая О.Г. в судебном заседании дала заключение о возможности удовлетворения исковых требований ввиду того, что ответчик не была включена в договор найма специализированного жилого помещения, заключенного на новый 5-летний срок (с 05.03.2019 по 05.03.2024).
Заочным решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года исковые требования Юрченко Алексея Валерьевича к Ованесовой Евгении Александровны о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета - удовлетворены.
Суд постановил:
Признать Ованесову Евгению Александровну, 15 сентября 1976 года рождения утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, проспект Авиаторов, 2 кв. 108.
Выселить Ованесову Евгению Александровну, 15 сентября 1976 года рождения из квартиры, расположенной по адресу: <...>
Обязать Отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Армавиру снять Ованесову Евгению Александровну с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу.
Не согласившись с данным решением, Ованесова Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, признав причины неявки неуважительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что истцу Юрченко А.В. было предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда в виде однокомнатной квартиры по адресу: <...>, на основании постановления администрации МО г. Армавир от 25.02.2014 № 434 «О предоставлении гражданам, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения».
05.03.2014 года с Юрченко А.В. был заключен договор найма № 45 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет: до 05.03.2019. Администрация МО г.Армавир, как собственник, выступила наймодателем указанной квартиры.
15.07.2015 года истец заключил брак с Ованесовой Евгенией Александровной, был оформлен новый бланк договора № 45/1 от 12.08.2015 с соответствующими отметками в графе № 4 – члены семьи. Срок действия договора найма оставался прежним – до 05.03.2019.
26.04.2016 года Ованесова Е.А. была зарегистрирована по месту жительства в квартире.
С 13.11.2017 брак между Юрченко А.В. и Ованесовой Е.А. был расторгнут, последняя перестала быть членом семьи нанимателя.
Согласно Письму Минобрнауки России от 08.04.2014 № ВК-615/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"): «Обстоятельствами трудной жизненной ситуации могут признаваться:
- длительная болезнь нанимателя или членов его семьи, проживающих в жилом помещении с нанимателем по договору;
- алкогольная или наркотическая зависимость нанимателя;
- отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с проблемами занятости и трудоустройства;
- отрицательная социальная среда, в которой находится наниматель, влияющая на характер поведения нанимателя;
- вселение в жилое помещение к нанимателю посторонних лиц под видом членов, ущемляющих права нанимателя и создающих негативную социальную среду;
- не проживание в жилом помещении в связи с нахождением в лечебном учреждении, отбыванием наказания, длительной служебной командировкой и др.
Указанные обстоятельства могут выступать основанием для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок только при условии, что их преодоление невозможно самостоятельными усилиями нанимателя и членов его семьи и требует оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Указанные обстоятельства должны влиять на характер использования жилого помещения и выполнение нанимателем своих обязанностей по договору найма. Указанные обстоятельства, в отдельности или в совокупности, признаются требующими содействия в преодолении, если они создают угрозу для утраты нанимателем права пользования предоставленным ему жилым помещением по договору специализированного найма.
Соответственно, проживание Ованесовой Е.А. под видом члена семьи или бывшего члена семьи, а также нахождение истца в местах лишения свободы, создавали угрозу утраты права пользования предоставленным Юрченко А.В. жилым помещением.
Для преодоления трудной жизненной ситуации администрацией МО г.Армавир было принято решение заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок (с 05.03.2019 по 05.03.2024), без включения в него Ованесовой Е.А., как постороннего лица.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях).
В силу положений ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п. 6).
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации» (п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ).
Аналогичные положения указаны в п. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Учитывая изложенное, Ованесова Е.А. правомерно не была включена в новый договор найма как бывший член семьи нанимателя.
Согласно Письму Минобрнауки России от 08.04.2014 № ВК-615/07 "О направлении методических рекомендаций": «В то же время прекращение семейных отношений с нанимателем должно приводить к прекращению права пользования жилым помещением за бывшими членами семьи нанимателя. По окончании срока договора найма специализированного жилого помещения при заключении такого договора на новый срок или заключении договора социального найма занимаемого жилого помещения в договор подлежат включению только члены семьи нанимателя (ч. 3 ст. 69, ч. 6 ст. 100 Жилищного кодекса РФ), бывшие члены семьи нанимателя включению в договор не подлежат. Жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется детям-сиротам и лицам из их числа, как реализация гарантии государственной поддержки именно граждан данной категории, поэтому пользование указанным жилым помещением посторонними лицами, бывшими членами семьи нанимателя должно быть исключено. В качестве членов семьи нанимателя должны признаваться супруг в зарегистрированном браке и дети нанимателя. Вселение других родственников, нетрудоспособных иждивенцев должно быть ограничено и находиться под контролем наймодателя (ст. 70 Жилищного кодекса РФ)».
Во исполнение ст. 99 ЖК РФ администрацией МО г. Армавир было вынесено соответствующее Постановление от 01.03.201 № 332 «О заключении на новый срок договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, судом первой инстанции не оставлено без должного внимания, указанное решение муниципалитета о не включении Ованесовой Е.А. в новый договор найма № 256 от 05.03.2019 ответчиком не оспорено.
При этом, внесенными в 2018 году поправками законодатель четко обозначил перечень лиц, которые могут быть включены в договор найма наряду с детьми-сиротами и лицами из их числа (только дети и супруг/супруга). В указанный перечень не входят «бывшие члены семьи», и перечень не подлежит расширительному толкованию.
Так в ч. 3 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ (часть 3 введена Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ) указано, что: «В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения».
Аналогичные положения указаны в ст. 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае»: «11. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения» (часть 11 введена Законом Краснодарского края от 06.11.2018 N 3884-K3).
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка обстоятельству, что Ованесова Е.А. на момент заключения нового договора уже не являлась супругой истца, и на законных основаниях не была включена в соответствующий договор найма, хоть формально и имела статус бывшего члена семьи, а так же, что на данный момент Ованесова Е.А. пользуется спорной квартирой без каких-либо законных оснований (членом семьи не является, прежний договор найма № 45/1 от 12.08.2015 прекратил свое действие), в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о признании Ованесовой Е.А. утратившей право пользования жилым помещением, выселению и снятию с регистрационного учета.
Согласно ст. 103 ЖК РФ: «1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи».
Таким образом, регистрация Ованесовой Е.А. по месту жительства производна от оснований для вселения в жилое помещение, и была действительна лишь в период действия старого договора найма № 45/1 от 12.08.2015. То есть, регистрация формально давала ей право пользования квартирой до 05.03.2019, а фактически она должна была покинуть помещение уже после расторжения брака. Сам по себе факт регистрации в квартире не порождает право на данную жилую площадь, так как регистрация является лишь административным актом.
В связи с изложенным, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение решения при рассмотрении настоящего дела не допущено. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы, указанные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание за их необоснованностью.
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Заочное решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 29 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ованесовой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: