по делу №2-2118/2023
УИД: 73RS003-01-2023-001272-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 15 августа 2023 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брынзила Екатерины Даниловны к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ
Брынзила Е.Д. обратилась в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с исковым заявлением к ООО «Альфаресурс» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований указано, что Брынзила Е.Д. является собственником жилого помещения – <адрес> с 01 октября 2022 года находится в управлении ООО УК «Звезда» на основании договора управления, заключенного ТСН «Л-12» на основании Устава. Теплоснабжение и горячее водоснабжение указанного дома осуществляет ООО «Альфаресурс», которое с 01 декабря 2022 года начисляет плату за горячее водоснабжение и отопление напрямую жителям многоквартирного дома. По обращению жителей указанного многоквартирного жилого дома прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска была проведена проверка ООО «Альфаресурс» в части размера взимаемой платы за коммунальные услуги по отоплению и горячего водоснабжения. В ходе указанной проверки было установлено, что на прямые расчеты с жителями многоквартирного дома ООО «Альфаресурс» перешло на основании решения Правления ТСН «Л-12» от 25 ноября 2022 года, оформленного протоколом №, которым было принято решение о заключении прямого договора ресурсоснабжения с ООО «Альфаресурс». Согласно поручению ООО «Альфаресурс» от 23 декабря 2022 года в ООО «РИЦ-Ульяновск» начисления для собственников <адрес> производятся в рамках агентского договора от 07 ноября 2019 года № на оказание услуг по начислению и приему денежных средств с населения. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки было установлено, что решение Правление ТСН «Л-12» от 25 ноября 2022 года, оформленное протоколом №, было принято в нарушение пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, и за период с декабря 2022 года по настоящее время плату за отопление и горячее водоснабжение должна начислять управляющая компания. Следовательно, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в силу закона является ООО «УК Звезда». Более того, ООО «Альфаресурс» при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение использует предельную стоимость тепловой энергии. Начиная с 01 января 2020 года на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализуется ценовая модель «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются. В актуализированной схеме теплоснабжения города Ульяновска до 2029 года статус единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения № (котельная Луначарского, 24) присвоен ООО «Альфаресурс». Между Администрацией муниципального образования г. Ульяновск ООО «Альфаресурс» заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска. Таким образом, в связи с тем, что ООО «Альфаресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, данная организация находится в ценовой зоне теплоснабжения, а между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» было заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, то реализация тепла возможна по тем ценам, которые установлены в рамках указанного соглашения, но не выше утвержденной Агентством предельной цены тепловой энергии. Цена за тепловую энергию в декабре 2022 года могла быть увеличена не более чем на <данные изъяты>% от <данные изъяты>, то есть не более 2313,34 руб./Гкал.Вместе с тем, ООО «Альфаресурс» применяет предельный уровень цен на тепловую энергию при расчетах платы за отопление и горячее водоснабжение по дому <адрес> в размере <данные изъяты>, что не соответствует требованиям закона и соглашению. Истец указывает, что действиями ответчика по неправомерному начислению платы ему был причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты>.
В связи с чем, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец в исковом заявлении просит суд:
- признать незаконным начисления ООО «Альфаресурс» платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> с превышением порядка определения стоимости тепловой энергии, установленной пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного 12 декабря 2019 года между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск»;
- обязать ООО «Альфаресурс» прекратить деятельность по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> и ее взиманию с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором решение суда вступит в законную силу;
- обязать ООО «Альфаресурс» привести расчеты платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> в соответствии с пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного 12 декабря 2019 года между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск», за период с 01 декабря 2022 года по последнее число месяца, в котором решение суда вступит в законную силу;
- взыскать с ООО «Альфаресурс» в пользу Брынзила Е.Д компенсацию морального вреда по <данные изъяты>
- взыскать с ООО «Альфаресурс» в пользу Брынзила Е.Д. почтовые расходы в размере <данные изъяты>
- признать ООО «Альфаресурс» недобросовестным поставщиком коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, вследствие чего лишить ООО «Альфаресурс» статуса единой теплоснабжающей организации;
Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 15 августа 2023 года гражданское дело в части исковых требований Брынзила Е.Д. о признании ООО «Альфаресурс» недобросовестным поставщиком коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, вследствие чего лишении ООО «Альфаресурс» статуса единой теплоснабжающей организации было прекращено.
Брынзила Е.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была своевременно и надлежащим образом уведомлена, до его начала представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, в котором также просит учесть, что противоправными действиями ответчика ей был причинён моральный ущерб, выразившийся:
- в страданиях социально-бытового характера (хотя она оплачивала в неполной мере счета по завышенным тарифам, выставленные ООО «Альфаресурс», она была вынуждена резервировать указанные в квитанциях суммы, не будучи уверенной в том, что тарифы будут снижены, так как предыдущие судебные процессы ООО «Альфаресурс» выигрывало; при этом она отказывала себе в здоровом питании, гигиенических процедурах, одежде, обуви, бытовой технике, транспортных услугах, прочих вещах и услугах надлежащего качества и в количествах, необходимых для полноценной жизнедеятельности);
- в интеллектуальных страданиях (она не могла приобретать книги, необходимые для саморазвития, оплачивать подписки на интересующие её видеоматериалы, вынуждена была отказаться от тарифа мобильной связи «Билайн» с безлимитным интернетом, который давал большие возможности для получения разнообразной информации, необходимой современному человеку для всестороннего развития и ощущения себя полноценным членом общества);
- в нравственных страданиях (она испытывала и продолжает испытывать сильный стресс от ощущения несправедливости ситуации с неправомерным повышением тарифа, от невозможности повлиять на неё, от беспомощности - не только своей, но и государственных органов, которые не в состоянии должным образом контролировать повышение тарифов, обеспечивая неукоснительное соблюдение ресурсоснабжающими организациями российского законодательства, в частности, с октября 2019 года по настоящее время ООО «Альфаресурс» добилось через суд повышения тарифа на тепловую энергию на 130%, что во много раз превышает темпы инфляции, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации; от необходимости тратить свои моральные ресурсы для защиты своих прав через суд, чего никогда не делала;
- в физических страданиях (сильный стресс привёл к снижению иммунитета её организма, что привело к частым заболеваниям - за первые 4 месяца 2023 года истица два раза находилась на длительном больничном (10 и более дней), в том числе в апреле её госпитализировали на машине скорой помощи, и она проходила стационарное лечение в ГУЗ «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медпомощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова»;
Учитывая всё вышеперечисленное, истец оценивает причинённый ей ответчиком моральный ущерб в 50 000 рублей, полагая, что данная сумма необходима для принятия мер по восстановлению её иммунитета (приобретения лекарств (иммуномодуляторов, витаминных и травяных комплексов), полезных продуктов питания, прохождения санаторно-курортного лечения) и для приведения обеспечения ей жизненных потребностей к нормальному уровню. Указанная мной сумма ущерба является минимальной, так как она рассчитана исходя из минимальных затрат. Фактически указанной суммы едва хватит на самое недорогое санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» просит взыскать с ООО «Альфаресурс» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Представитель ООО «Альфаресурс» в судебное заседание также не явился, представив до его начала отзыв на исковое заявление, в котором выражает свое несогласие с заявленными исковыми требованиями. В частности в обоснование своих возражений указывает, что прямой порядок расчетов за коммунальные услуги горячего водоснабжения, отопления, утверждён протоколом общего собрания собственников МКД по адресу: <адрес> от 25 ноября 2022 года. Доказательств оспаривания названного решения истец суду не представила, срок давности истек. ООО «РИЦ-Ульяновск» производит начисление и сбор платежей за поставленные истцу услуги на основании письменных поручений ООО «Альфаресурс», правоустанавливающих документов, протокола об определении исполнителя коммунальных услуг полученного от ТСН «Л-12», ООО «УК Звезда». Платежный агент также признаков ничтожности принятого решения собственников не установил. ООО «УК Звезда» начислений за услуги ГВС, отопление не производит. Претензий от собственников по <адрес> на отклонения качества, перерывов в поставке ресурсов не было, законные основания для перерасчета отсутствуют. Указывает, что Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской <адрес> № 90-П от 15 ноября 2022 года для системы теплоснабжения № ООО «Альфаресурс» установлена предельная стоимость цен на теплоэнергию в размере <данные изъяты> за 1 Гкал с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом «О предельном уровне цен на тепловую энергию» Агентство по регулированию цен и тарифов от 13 января 2023 № <данные изъяты> признали право применять приказ 90-п от ДД.ММ.ГГГГ с предельной стоимостью <данные изъяты>. за 1 Гкал. Администрации города Ульяновска известно о несении ООО «Альфаресурс» экономически обоснованных расходов (затрат), что даже указанная предельная стоимость в настоящее время является убыточной, доводящей организацию истца до банкротства и не включает затраты организации на оплату потребляемого газа, электроэнергии, полностью не включает в себя затраты на техническое обслуживание, плановопредупредительные работы, работы текущего технического характера и затраты по капитальному ремонту теплоисточника, в том числе и по амортизации основного оборудования. Также ряд других затрат не включен в предельную стоимость - в том числе по налогам, почтовым услугам, агентским услугам, юридическим услугам и т.п. Обращает внимание суда на то, что фактически, Администрация муниципального образование «Город Ульяновск» считает себя уполномоченными налагать ограничения по применению предельной цены на теплоэнергию и вводить льготную стоимость (цену) на теплоэнергию для отдельных категорий потребителей (граждан) обязывает истца установить для граждан - потребителей предельную стоимость теплоэнергии не выше <данные изъяты>% к цене, которая действовала на 30 ноября 2022 года - <данные изъяты> за 1 Гкал. При этом бюджетным законодательством не предусмотрено исключений из правила, согласно которому передача государственной функции должна обеспечиваться финансированием в достаточном для ее выполнения размере. Просит учесть, что цена услуги в размере <данные изъяты> рублей за Гкал является льготной и экономически необоснованной, так как не покрывает стоимости газа, электроэнергии, ремонта теплоисточника, налогов и др. Может быть применена при покрытии разницы ресурсоснабжающей организации согласно закону. Однако такую разницу администрация города покрывать отказалась. Указывает, что на ООО «Альфаресурс» оказывается административное давление. Органы исполнительной власти, прокуратура активно используют методы «директив», выходят за рамки своих полномочий, хотя отсутствуют судебные акты, вступившие в законную силу с прямой обязанностью перерасчета по льготной цене. Вместо того, чтобы обеспечить реализацию паритета интересов РСО и населения, фактически создали механизм при котором на ООО «Альфаресурс» возложена непосильная обязанность по субсидированию платы за производимые ресурсы. При таких условиях ООО «Альфаресурс» несет убытки, о которых власть «тактично» молчит. Кроме того, также просит суд учесть, что в апреле 2023 года ООО «Альфаресурс» направили в ООО «РИЦ-Ульяновск» письменное поручение об изменении размера платы с 01 декабря 2022 года по цене <данные изъяты>./Гкал. В июне 2023 года ООО «Альфаресурс» направили в ООО «РИЦ-Ульяновск» письменное поручение о выполнении перерасчета платы с 01 декабря 2022 года по цене <данные изъяты>./Гкал. Таким образом, полагает, что на момент предъявления иска в суд, обстоятельства явившиеся основанием для его предъявления отпали, в связи с чем, в настоящее время спор отсутствует. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив до его начала отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить требования истца о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги. В обоснование своей позиции указывает, что ООО «Альфаресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, данная организация находится в ценовой зоне теплоснабжения, а между Администрацией муниципального образования «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» было заключено соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, то реализация тепла возможна только по тем ценам, которые установлены в рамках указанного соглашения. В соответствии с приказом от 15 ноября 2022 года №90-П, предельный уровень цены на тепловую энергию для системы теплоснабжения № 58 (котельная Альфаресурс) на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года установлен в размере <данные изъяты> за Гкал с учетом НДС. 23 ноября 2022 года администрация города Ульяновска направила в адрес ООО «Альфаресурс» письмо №5561 «О тарифах на тепловую энергию, применяемых с 01.01.2022», согласно которому общее увеличение цен ЕТО на тепловую энергию для потребителей с 01 декабря 2022 года не должно превышать величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги (<данные изъяты>%) и, увеличенную на 2%, что составляет величину <данные изъяты>%. Вместе с тем, 01 декабря 2022 ООО «Альфаресурс» производило начисление платы для собственников многоквартирных домов с применением цены на тепловую энергию в размере <данные изъяты> за 1Гкал, что привело к росту +<данные изъяты>%.
Иные стороны в судебное заседание также не явились, о времени и месте его проведения был своевременно и надлежащим образом уведомлен, о причинах неявки суду ничего не сообщили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Брынзила Е.Д. подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьёй 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу принципа состязательности, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду, доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований.
В соответствии со статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что истец Брынзила Е.Д является собственником <адрес>.
Как следует из материалов дела и сведений государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с 01 октября 2022 года по настоящее время, на основании решения собственников многоквартирного <адрес> от 30 сентября 2022 года, управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ООО «УК «Звезда».
25 ноября 2022 года Правлением ТСН «Л-12» было принято решение, оформленное протоколом №, о переходе на прямые расчеты между собственниками жилых помещений и ООО «Альфаресурс».
С указанного периода жителям многоквартирного <адрес> плату за горячее водоснабжение и отопление напрямую начисляло ООО «Альфаресурс».
На основании агентского договора от 07 ноября 2019 года №, начисление и прием денежных средств с населения в отношении жителей многоквартирного <адрес>, по поручению ООО «Альфаресурс» осуществляло ООО «РИЦ-Ульяновск»
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Тарифы и цены в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию, определены в части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Частью 2.2 данной статьи установлено, что с 01 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 гигакалорий за 2017 год. Согласно части 1 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
В силу части 8 статьи 23.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов), в том числе предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется в соответствии со статьями 7 - 11 настоящего Федерального закона, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2019 года №-р на территории муниципального образования «город Ульяновск» с 01 января 2020 года реализуется ценовая модель «альтернативной котельной» и действует ценовая зона теплоснабжения, в которой тарифы на тепловую энергию не регулируются. Утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в отношении всех систем теплоснабжения на территории муниципального образования «город Ульяновск»
В соответствии с действующим законодательством предельный уровень тарифов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов. На территории Ульяновской области таким органом является Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 ноября 2022 года № 90-П «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальным образованием «город Ульяновск» Ульяновской области на 2023 год» был утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), в том числе для единой теплоснабжающей организации ООО «Альфаресурс» в размере <данные изъяты> рублей за 1 Гкал (с НДС) (строка 2.12 приложения к Приказу от 15 ноября 2022 года № 90-П).
Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно утверждаются приказы о схеме теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22 ноября 2019 года №, от 20 августа 2020 года №, от 21 июля 2021 года №, от 01 сентября 2022 года №).
В актуализированной схеме теплоснабжения города Ульяновска до 2029 года ООО «Альфаресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее по тексту - ЕТО) в системе теплоснабжения №5 (котельная Альфаресурс).
Согласно материалам дела ООО «Альфаресурс» являясь единой теплоснабжающей организацией, осуществляет выработку и поставку тепловой энергии, в том числе в многоквартирный жилой <адрес>.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
12 декабря 2019 года между администрацией МО «город Ульяновск» (орган местного самоуправления) и ООО «Альфаресурс» (Единая теплоснабжающая организация) заключено соглашение № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, в соответствии которым Стороны обязуются исполнить свои обязательства в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Схема теплоснабжения), утверждённой приказом Минэнерго России от 22 ноября 2019 гола № «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года».
Согласно пункту 2.1.7 Соглашения, Единая теплоснабжающая организация обязуется при заключении договоров с потребителями обеспечивать, чтобы цена на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, не превышала показатели, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.7.2 Соглашения, ООО «Альфаресурс» обязуется в отношении поставки тепловой энергии (мощности) проводить индексацию на величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации действующему в соответствующий календарный год, одобренному Правительством Российской Федерации, увеличенную на 2 процента.
Согласно пункту 2 статьи 23.4 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 настоящего федерального закона, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
19 октября 2022 года между администрацией города Ульяновска и ООО «Альфаресурс» заключено дополнительное соглашение № к соглашению № от 12 декабря 2019 года об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска в части внесения изменения в пункт 2.1.7.2, который был дополнен следующим: «Индексация цены в 2022 году производится дважды (01 июля 2022 года и 01 декабря 2022 года), индексация в 2023 году не производится». Остальные условия Соглашения остались неизменными.
Вместе с тем, как уже было отмечено выше, пунктом 2.1.7.2 заключенного 12 декабря 2019 года между администрацией МО «город Ульяновск» и ООО «Альфаресурс» соглашения было предусмотрено, что цена тепловой энергии единой теплоснабжающей организации для потребителей индексируется на величину, не превышающую индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, увеличенного на 2%.
Таким образом, с учетом дополнительное соглашение № к соглашению № от 12 декабря 2019 года, с 01 декабря 2022 года рост цены для потребителей на тепловую энергию, поставляемую ЕТО (в том числе ООО «Альфаресурс»), составляет не более 11%, так как величина индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги, определённая Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованная на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, составила <данные изъяты>%.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 были установлены, в то числе:
- индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года в размере 9 процентов;
- индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 0 процентов;
23 ноября 2022 года администрация города Ульяновска направила руководителям Единых теплоснабжающих организация города Ульяновска, в том числе ООО «Альфаресурс», письмо №, которым напомнило, что в соответствии с заключенным соглашениями, общее увеличение цен ЕТО на тепловую энергию для потребителей с 01 декабря 2022 года не должно превышать величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги (9%) и, увеличенную на <данные изъяты>%, что составляет величину <данные изъяты>%.
Указом Губернатора Ульяновской области от 24 ноября 2022 года N 155 были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2026 года.
В частности в городе Ульяновске предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года установлены в размере 11%, а на период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 0% (пункт 24 Приложения №1)
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что с 01 декабря 2022 года рост цены для потребителей на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Альфаресурс» на территории муниципального образования город Ульяновск мог составлять не более <данные изъяты> % <данные изъяты>%= <данные изъяты>% величина индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги, определенная Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованная на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, составляет + 2%, предусмотренные пунктом 2.1.7.2 Соглашения №2 от 12 декабря 2019 года).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов и заключённого соглашения, с 01 декабря 2022 года жителям многоквартирного жилого <адрес> ООО «Альфаресурс» производил начисление платы для собственников многоквартирных домов с применением цены на тепловую энергию в размере <данные изъяты> за 1Гкал, что на <данные изъяты>% превышает плату за аналогичные услуги в ноябре 2022 года (<данные изъяты>).
В судебном заседании установлено, что фактически ООО «Альфаресурс» согласилось с указанными нарушениями, поскольку уже после подачи искового заявления (15 мая 2023 года) направило в ООО «РИЦ-Ульяновск» письмо-распоряжение, в котором просило с 01 мая 2023 года применять цену за 1 Гкал в размере <данные изъяты>, то есть по тарифу, не превышающему величину индекса совокупного платежа граждан на коммунальные услуги, увеличенную на 2%.
Также 30 мая 2023 года ООО «Альфаресурс» направило в ООО «РИЦ-Ульяновск» письмо, которым просила исключить многократный жилой <адрес> из агентского договора № от 07 ноября 2019 года и заключит трехсторонний договор с ООО «УК Звезда».
Кроме того, 26 июня 2023 года ООО «Альфаресурс» направило в ООО «РИЦ-Ульяновск» письмо-распоряжение, в котором просило произвести перерасчёт абонентам ООО «Альфаресурс» платы за период с 01 декабря 2022 года исходя из тарифа <данные изъяты> за 1 Гкал.
Согласно представленной ООО «РИЦ-Ульяновск» справке о начислениях и оплате по лицевому счету №N, в отношении принадлежащего истцу жилого помещения № <адрес>, ООО «Альфаресурс» фактически исполнило требования истца о приведении расчетов платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> в соответствии с пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного 12 декабря 2019 года между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск», за период с 01 декабря 2022 года по последнее число месяца, в котором решение суда вступит в законную силу.
Вместе с тем, удовлетворение ответчиком до вынесения решения суда требований истца о приведении расчетов платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> в соответствии с пунктом 2.1.7.2 соглашения №2, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными.
Таким образом, требования Брынзила Е.Д. о приведении расчетов платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> в соответствии с пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «<адрес>», за период с ДД.ММ.ГГГГ по последнее число месяца, в котором решение суда вступит в законную силу, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлен факт исполнения указанных требований истца, суд полагает необходимым указать, что решение суда в этой части не подлежит исполнению.
Также обоснованными суд находит обоснованными требования истца об обязании ООО «Альфаресурс» прекратить деятельность по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> и ее взиманию с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором решение суда вступит в законную силу.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 157.2, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаях предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственники вправе принять решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как уже было отмечено выше, ООО «Альфаресурс» осуществляет деятельность по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению <адрес> на основании (прямое абонирование) на основании решения Правлением ТСН «Л-12» от 25 ноября 2022 года, оформленного протоколом №46.
Вместе с тем, в силу статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решение вопроса о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающим организациями, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников.
Таким образом, Правление ТСН «Л-12» не обладало компетенцией принимать решение о переходе собственников помещений в многоквартирном <адрес> на прямые договоры с ООО «Альфаресурс».
В соответствии со статьёй 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, в том числе, в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Таким образом, у ООО «Альфаресурс» отсутствуют законные основания для осуществления деятельности по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном <адрес>, в том числе истцу.
Кроме того, суд находит обоснованными также требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку ответчик, являющийся исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению (отоплению), фактически в период с 01 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года начислял истцу плату за услуги теплоснабжения исходя из тарифа, который превышал предельно допустимый размер данного тарифа, что является нарушением прав истца как потребителя данной услуги, на ответчика подлежит возложению обязанность по возмещению истцу морального вреда.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
На основании изложенного и с учетом приведенных нормативных положений, исходя из особенностей рассматриваемого спора, установленных обстоятельств, характера испытанных истцом нравственных страданий, поведения ответчика, индивидуальных особенностей истца, её возраста, состояние здоровья, имущественное и финансовое положение, требований разумности и справедливости и того, что подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и иным фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Согласно части 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того заявлялись ли такие требования.
Предусмотренный вышеуказанной статьей штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки.
Размер штрафа по настоящему иску составляет 2 500 рублей 00 копеек. Оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера штрафа, судом не установлено.
Вместе с тем, судом не усматривается основания для удовлетворения исковых требований Брынзила Е.Д. в части признания незаконным начислений ООО «Альфаресурс» платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> с превышением порядка определения стоимости тепловой энергии, установленной пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного 12 декабря 2019 года между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск».
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права должен в случае удовлетворения иска привести к его восстановлению, однако истцом в исковом заявлении не указано и не было обосновано, каким образом и на основании какого закона признание действий ответчика незаконной восстановит права истца и пресечет действия, нарушающие право или создающих угрозу его нарушения в будущем.
Указанные требования, не основано на нормах статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права, как признание незаконными действий хозяйствующего субъекта в виде самостоятельного требования, что не исключает возможности оценки соответствующих доводов при рассмотрении конкретного материального или нематериального требования.
Доводы истца о незаконности действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги с превышением установленных ограничений, судом в рамках настоящего дела оцениваются при рассмотрении иных материальных и нематериальных требований истца.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые в соответствии со статьёй 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к таким издержкам, в том числе, относятся почтовые расходы.
Из материалов дела следует, что истцом были понесены почтовые расходы в размере <данные изъяты>.
Указанные расходы подтверждены соответствующими документами и связаны с реализацией истцом права на судебную защиту, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований Брынзила Е.Д. не имущественного характера, с ответчика ООО «Альфаресурс» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Брынзила Екатерины Даниловны к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» прекратить деятельность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес>, лицевой счет №, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором решение суда вступит в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» привести расчеты платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для <адрес> по лицевому счету №, в соответствии с пунктом 2.1.7.2 соглашения № об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска, заключенного 12 декабря 2019 года между ООО «Альфаресурс» и администрацией МО «город Ульяновск». Решение суда в данной части считать исполненным.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» в пользу Брынзила Екатерины Даниловны компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» в пользу Брынзила Екатерины Даниловны штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» государственную пошлину в размере <данные изъяты>, зачислив в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Резовский Р.С.